Добрый день и в добрый час, дорогие коточанцы! Заваривайте себе кофейку, присаживайтесь поудобнее. Вдохните терпкий аромат, вглядитесь в тёмную гладь напитка – сегодня мы посвятим вечер истории кофе, узнаем, откуда родом этот напиток, чем он опасен для праведных мусульман и что думали по поводу кофе средневековые врачи.
Родом наш герой с территории современной Эфиопии, и звали его лаконично и красиво: بن (bunn по-эльфийски), вымахивал он порой аж до 8 метров в высоту, но, несмотря на это, до поры до времени особым вниманием не пользовался. По наиболее распространённой легенде первооткрывателем кофе стал эфиопский пастух по имени Келди (или Калдим), обративший внимание на то, что его козы, отведав листьев дикорастущего кофейного дерева, приходили в возбужденное состояние. Своими наблюдениями пастух поделился с настоятелем местного монастыря, который, в свою очередь, узнав о тонизирующих свойствах растения, стал делать из него отвар, помогающий монахам не засыпать во время длительных богослужений.
Арабы решили не уступать эфиопам пальму первенства и предложили свой, конечно же “истинно верный” вариант открытия кофе. Согласно ему святой Шейх Омар в 1258 году, будучи изгнанным со своими последователями из Мокки в район аравийского города Усаб, был вынужден питаться кофейным отваром, который и помог пережить тяжелые времена. Более того, кофейный отвар оказывал благотворное воздействие на больных и ослабших. По возвращении в Мокку Омар был признан святым, а кофе плотно вошёл в местное меню, и к XV в. Мокка стала одним из крупнейших центров кофейной торговли.
Что характерно, обе легенды были записаны в XVI-XVII веках. Тогда же французский писатель и кофеторговец Филипп Сильвестр Дюфур утверждал, что кофе под именем “bunchum” встречается в трудах арабского учёного и врача IX-X века Разеса (Абу Бакр Мухаммад ибн Захария ар-Рази), а сам Разес при описании свойств этого растения ссылался на работы Галена и аж самого Гиппократа. Схожие описания также встречаются в работах Авиценны.
Первое достоверное упоминание о кофе, как о привычном нам напитке, относится к XV веку и связано с именем шейха Кемаледдина Абу Мухамада Бенсаида, муфтия Адена (на территории современного Йемена). Он познакомился с кофе во время путешествия по Эфиопии, а по возвращении в родные пенаты использовал его в медицинских целях, а также, отметив бодрящие свойства напитка, рекомендовал его к употреблению дервишам, «чтобы они могли провести ночь в молитвах или других религиозных практиках с большим вниманием и присутствием духа». Вполне вероятно, что в Адене уже были знакомы с кофе, но поддержка уважаемого имама дала толчок к росту популярности, и вскоре кофе распространился по всему Йемену и продолжил своё триумфальное шествие по Аравийскому полуострову, к концу XV века достигнув Мекки и Медины, а в 1510 году ворвался на улицы Каира. Однако какая же хорошая история обходится без вызовов и трудностей?!
И вот в 1511 году Каир-бей, губернатор Мекки и подданный египетского султана, обеспокоился растущей популярностью кофе. По легенде, после вечерней молитвы он заметил в мечети группу людей, которые распивали некий напиток, готовясь провести ночь в молитвах. Каир-бей решил, что имеет место винопитие, да ещё и под сводами мечети и, естественно, не мог оставить такое вопиющее богохульство без внимания. К его удивлению, напиток оказался вовсе не вином, но тем не менее, губернатор выгнал культурно выпивавших граждан к шайтановой матери. А наутро Каир-бей собрал целый совет из юристов, богословов и уважаемых горожан с целью выяснить, что же-таки делать с новомодным напитком. И тут самое время сделать небольшое интермеццо и поговорить о происхождении самого слова.
Как уже говорилось ранее, кофейное дерево называлось словом bun или bunchum. Откуда же тогда взялось слово “кофе”? По-видимому, в европейские языки оно пришло из Турции на рубеже XVI-XVII вв. Турецкое же kahveh являлось, в свою очередь, формой арабского قهوة (qahwah). И, что интересно, означало оно напиток, изготовленного из настоя того или иного растения, и в том числе использовалось для обозначения вина. Представьте себе степень удивления Каир-бея, когда опрошенные им граждане на голубом глазу заявили, что распивают вино под сводами мечети! Более того, вполне возможно, что изначально кофе называлось именно вино, изготовленное из кофейных плодов. Мякоть, окружающая кофейные зёрна, вполне съедобна, имеет приятный вкус и вполне успешно и быстро бродит в соответствующих условиях.
Вернёмся же теперь к совету. На нём в качестве экспертов присутствовали два брата-врача из Персии по фамилии Хакимани, один из которых только что выпустил книгу о вреде кофе, поэтому абсолютно непредвзято и экспертно высказался за запрет напитка. Второй брат поддержал первого, обратив внимание, что растение “bun”, из которого готовится кофе, холодное и сухое, а, значит, вредно для здоровья. Когда же ему указали, что Бенгиазлах (врач, современник Авиценны) считал иначе, братья заявили, что знаменитый лекарь под “bun” понимал какое-то другое растение. Также против кофе высказался муфтий Адена, заявив, что напиток вызывает схожий с вином дурманящий эффект, на что получил резонный вопрос: “ А откуда Вы, уважаемый муфтий, знаете, какой эффект у вина?”. В ответ муфтий весьма неосторожно сознался, что ему доводилось пробовать, и этим обрек себя на бастонаду (говоря по-простому, “по жопе палкой”). Несмотря на забавные проколы в аргументации запрещающих, Каир-бей рассудил, что кофе способствует поведению, которое порицается Кораном (например, расточительность), более того, в кофейнях собираются люди: как мужчины, так и женщины (о ужас!); играют там на бубнах и скрипках, и прочих инструментах (вообще кошмар!); ну и заодно играют в манкалу и шахматы на деньги (ну это уж совсем ни в какие ворота!); и, собственно, запретил кофе. Однако напиток пришёлся по душе местным, а потому запрещающие оказались в меньшинстве, недовольство горожан в течение года достигло слуха каирского султана, после чего губернатор Мекки получил по тюрбану за излишний фанатизм и вынужден был отменить запрет. Братья Хакимани, посрамленные и потерявшие авторитет, бежали в Каир, где через несколько лет имели неосторожность проклясть Селима I, только что захватившего Египет, за что и были казнены. Так-то! Не грози мекканским кофейням, попивая сок у себя в Каире!
В 1524 кадий Мекки снова попробовал запретить кофе, т.к. по его мнению, напиток вызывал беспокойство ума и рождал в головах мятежные идеи. Так что уже в XVI веке догадывались о связи между тыквенного латте и оппозиционными взглядами. Впрочем, учитывая предыдущий опыт, кадий только закрыл кофейни, не запрещая пить кофе дома. Тем не менее, и этот запрет не продержался долго, и был отменён преемником кадия.
Последнюю попытку оставить святую святых без кофе предпринял Сулейман Великолепный в 1542 году, якобы по наущению одной из жён. Впрочем, мекканцы здраво рассудили, что султаны преходящи, а вот кофе вечен, поэтому немедленно возложили на запрет здоровенный болт.
Мы же порадуемся за жителей Мекки и вернёмся обратно к Селиму I. После покорения Каира в 1517 г. в столицу Османской империи хлынули трофеи. Так наш герой впервые ступил на европейскую землю. Хотя поначалу кофе не снискал большой популярности, но капля камень точит – и вот в 1554 г. в Константинополе двое, Шемси из Дамаска и Хекем из Алеппо, открывают первые кофейни в квартале Тактакала. Стартап оказался более чем удачным, и вскоре количество кофеен начинает расти, а в серале даже появляется специальная должность kahvedjibachi – человек, готовящий кофе для самого султана.
Оказаться на столе султана Блистательной Порты – маленький шаг для чашечки кофе, но огромный для всего кофейчества. Вот так, невзирая на религиозный фанатизм и предубеждения напиток завоевал Аравийский полуостров, Северную Африку и сделал свои первые шаги в Европе. И на этом сделаем, пожалуй, небольшой кофе-брейк, а о том, как сложилась судьба кофе в Европе, мы поговорим в следующих частях.
Автор: Владислав Пряжников