Продолжаем про примитивные психологические защиты.
Про каждую коротко. Если какая-то вас заинтересует, то расшифрую. Пишите.
Итак, то, чем мы пользуемся с раннего детства.
Примитивная изоляция
Наша первая психологическая защита. С нами с младенчества.
В момент стресса уходить из реального мира.
В младенческом возрасте – засыпать.
Чуть позже, закрывать глазки ладошками: «Я в домике».
Уходить в фантазии и не замечать ничего вокруг.
Во взрослой жизни – прятаться от проблем в алкоголе, уход в себя, уход в уборку, уход в фантазии, в хобби, работу.
Знать, что некая проблема есть, не решать ее. Даже не смотреть в сторону проблемы.
Само собой, существуют проблемы, которые от того, что вы их не решаете только нарастают как снежный ком. Например, когда надо поговорить в семейных отношениях о взаимных претензиях. Но каждый намек на беседу оборачивается уходом в работы, неотложными детскими делами и прочее. Под мнимым предлогом, что надо обдумать.
Отрицание
Проблема не то, что не решается. Ее наличие отрицается.
Здесь тоже детское мышление – если я не вижу, значит этого нет. Если я этого не признаю, значит, этого не существует.
Отрицание болезни (к сожалению, не раз встречала родителей, которые отказывались вести ребенка на консультацию к психиатру), отрицание алкогольной зависимости, проблем в отношениях.
Отрицание того, что ваши возможности ограничены.
Идеализация и Обесценивание
Природа заставляет нас идти за неким образцом. Сильным, защищающим.
Но там, где есть идеализация, всегда есть разочарование.
Идеализируя – безоговорочно доверяем, теряя критичность. А обесценивая перестаем замечать положительные стороны.
Во взрослой жизни: некая вера во власти, врача, специалиста. Полагаться целиком и полностью. И разочаровавшись – перестать слушать вообще всё. Считать, что власть (например) ничего хорошего людям не делает.
Истина всегда где-то посередине. Когда мы можем здраво смотреть на людей и ситуации.
Не идеализировать и не демонизировать
Это две крайности. И в этом действительно много детскости. Так как это держится тоже на детском эгоцентризме: «Я просто знаю!».
Далее продолжу про проекция, интроекция и проективная идентификация, расщепление и диссоциация