Статины. Где правда, и где ложь?

11K прочитали

Практически каждую неделю мне приходится принимать первичных пациентов, нуждающихся в снижении уровня холестерина. Начинать разговор о назначении им препаратов из группы статинов бывает непросто. Если в начале беседы пациенты бывают открыты и доброжелательны, то после слов «Вам надо снижать уровень холестерина» настрой резко меняется: «статины, что ли?!» И всё – контакт с пациентом нарушен.

Да, сейчас не существует другой столь нелюбимой группы препаратов. Любой пациент, хотя бы немного интересующийся вопросами медицины, мог прочитать статьи с такими заголовками:

Практически каждую неделю мне приходится принимать первичных пациентов, нуждающихся в снижении уровня холестерина. Начинать разговор о назначении им препаратов из группы статинов бывает непросто.

В чём причина всенародной ненависти к препаратам, снижающим холестерин?

Почему препараты, продлевающие жизнь и практически не обладающие побочными эффектами, имеют столь плохую репутацию?

Начать придётся издалека. Дело в том, что с началом широкого применения статинов был выпущен джинн из бутылки. И этот джинн – долголетие.

Практически каждую неделю мне приходится принимать первичных пациентов, нуждающихся в снижении уровня холестерина. Начинать разговор о назначении им препаратов из группы статинов бывает непросто.-2

К середине ХХ века основной причиной смертности стали сердечно-сосудистые заболевания. На тот момент существовало представление, что нормальный уровень холестерина – это средняя концентрация этого вещества в крови людей. Да, конечно, все знали, что с возрастом у человека могут возникнуть проявления атеросклероза, но это не воспринималось как само собой разумеющееся проявление старения. Но внедрение в практику статинов позволило ответить на вопрос: «Что будет, если холестерин снизить?» И произошло следующее. В начале 90-х годов были получены убедительные доказательства, что пациенты, перенёсшие сосудистую катастрофу (инфаркт или инсульт) принимая статины, живут дольше, чем без этих препаратов, а потом были получены те же данные в отношении первичной профилактики.

К 2011 году исследования «статин против плацебо» были прекращены – такие эксперименты сейчас считаются неэтичными. При наличии показаний для приёма статинов давать человеку пустышку нельзя – это гарантированно приведёт к ухудшению прогноза.

Итак, статины позволяют существенно продлить жизнь относительно безопасным и доступным способом. Год лечения высокой дозой дешёвого дженерика стоит менее 2 тысяч рублей, тем более, льготным категориям граждан эти препараты выписывают бесплатно. Таковы факты.

А теперь начинаются мои предположения о том, почему именно об этих препаратах, которые смело можно назвать эликсиром жизни, создано столько фейков и небылиц.

Ситуацию приходится рассматривать с точки зрения политической обстановки. Многие политологи рассматривают нынешнее положение на планете как системный кризис капитализма. Думаю, любой читатель, интересующийся новостями, может найти подтверждение моих слов. Помните, в фильме «Москва слезам не верит» прозвучала фраза «Стабильности нет». Сказать, что сейчас международное положение дестабилизировалось по сравнению с началом 80-х – это не сказать ничего. Был разрушен СССР, исчез единственный противовес капиталистической системе, после чего события приняли лавинообразный характер. Некоторые историки считают, что в настоящее время происходит демонтаж капиталистической системы, который требует:

  • деиндустриализации. Это нам знакомо по 90-м годам.
  • дерационализации поведения и сознания. Достаточно обратить внимание на кризис образования, резкое снижение качества художественных произведений, фильмов и сериалов, а также обилие сомнительного контента в интернете.
  • депопуляции. Существует мнение, что планета перенаселена, а значит, население должно быть сокращено. Идеология child-free – лишь один из аспектов проблемы.

Ограничение использования препаратов, продлевающих жизнь населения, вполне укладывается в одно из требований для управляемого демонтажа капитализма, который позволит корпорациям, находящимся у власти, сохранить своё влияние даже после перехода на другой уровень общественных отношений.

Как можно заставить человека поступать вопреки своим интересам?

Британский писатель Г.К. Честертон сформулировал мысль так: «Умный человек прячет лист в лесу».

Г. К. Честертон (1874-1936)
Г. К. Честертон (1874-1936)

Обилие ложной информации заставляет сомневаться в любой информации о препаратах. Правда теряется среди многочисленных ложных сообщений и статей.

Удивительно – приходится видеть пациентов, десятилетиями принимающих статины, не испытавших ни одного побочного эффекта, и добившихся при этом целевого уровня ЛПНП. За многие годы приёма препаратов у них ни разу не рецидивировали сосудистые катастрофы, на УЗИ отмечается уменьшение размера бляшек в сосудах шеи, прекратились приступы стенокардии. И даже эти люди в доверительной беседе говорили мне, что до сих пор сомневаются в пользе статинов. Как это трактовать? Наверное, как дерационализацию сознания.

Не подлежит сомнению, что нам противостоят умные, талантливые и высокопрофессиональные противники. Правда известна, она лежит на поверхности. Никто её не скрывает. Но в обилии альтернативных мнений она теряется, что и приводит к следующему вопросу:

Почему не все врачи признают пользу статинов?

Если врач мало работает с препаратами группы статинов, либо имеет совсем другую специальность (стоматолог, гастроэнтеролог и т.д.), то он точно так же, как и все пациенты, подвержен воздействию дезинформации. Лишь те врачи, которые регулярно работают с препаратами этой группы, наблюдают сосудистых пациентов, отслеживают динамику, и к ним идёт поток профильных пациентов – только они могут лично оценить действие этих лекарств. Мне, например, не приходилось видеть сосудистых хирургов, сомневающихся в пользе снижения холестерина. О дерматологах такого сказать не могу.

Есть ещё один аспект проблемы. Ложную информацию о вреде статинов очень легко подхватывают и распространяют многочисленные диетологи, блогеры и врачи, занимающиеся альтернативной медициной. Это напрямую улучшает их благосостояние. Несчастные пациенты, напуганные опасностью приёма статинов, приходят к ним – надо ведь как-то лечиться.

То же самое можно сказать про фирмы, выпускающие пищевые добавки. Мне уже неоднократно присылали ссылки на статьи, распространяемые фирмой-производителем добавок. Это же прямой выгодополучатель! Но статьи написаны так, что вызывают полное доверие многих читателей.

Так что, всем подряд необходимы статины?

Конечно же, нет. В среднем эти препараты необходимы лишь каждому второму, да и то лишь во второй половине жизни. Обратимся к статистике – она довольно показательна. В России регистрируется около 2 миллионов смертей в год. Из них 1 миллион приходится на заболевания системы кровообращения. Жизнь этих людей можно продлить (причём довольно значительно, речь идёт о десятилетиях) с помощью статинов.

Показания для приёма этих препаратов я неоднократно упоминал в моих статьях. Ознакомиться с ними можно в подборке, посвящённой статинам, ссылка будет внизу.

Тема статинов неисчерпаема. Каждый раз, опубликовав статью, посвящённую проблеме назначения этих препаратов, я думаю, что возвращаться к этой теме не буду. Но, получив множество вопросов на эту тему, я понимаю, что осветил не все аспекты проблемы. Возможно, я буду возвращаться к этой теме и впредь.

Практически каждую неделю мне приходится принимать первичных пациентов, нуждающихся в снижении уровня холестерина. Начинать разговор о назначении им препаратов из группы статинов бывает непросто.-4

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.