Найти тему

Вокзал без путей. Какую тайну хранит одна из главных точек притяжения Кировска?

Оглавление

Роскошный вопрос

Городов с названием Кировск в России несколько. Но самый живописный, пожалуй, этот - входящий в состав Мурманской области. Расположился он у подножья горного массива Кукусвумчорр. Некоторые жилые комплексы стоят прямо на горе, и в хмурую погоду последние этажи, надо полагать, уходят в облака.

Кировск - город, где начинает раскрываться красота Севера. Среди туристов он прежде всего известен своими горнолыжными трассами - в холодные годы сезон дотягивает до июня. А для кого-то это перевалочный пункт от Хибин до Териберки: переночевал - поехал дальше. Автомобилей из Питера из Москвы полно и во дворах, и у мест общепита.

Когда-то сюда можно было добраться и железной дорогой. Вокзал в Кировске существует и сейчас, вот только уже много десятилетий поезда к нему не приходят. Тем не менее, его помещение остается одной из главных городских достопримечательностей.

Вокзал этот не сильно младше города - лишь на восемь лет. Населенный пункт в 205 км к югу от Мурманска возник в начале 1930-х. Десятью годами ранее в Хибинах обнаружили богатые залежи апатито-нефелиновых руд. Летом 1929 года одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики здесь стали возводить рабочий поселок. Назвали его в честь местных гор Хибиногорском.

Строили в режиме экономии силами раскулаченных крестьян, высланных в эти широты. В октябре 1931 года населенный пункт получил статус города окружного подчинения. А после убийства в 1934 году первого секретаря Ленинградского облкома Сергея Кирова ему выдали сегодняшнее имя. Мурманский округ, в который входил Хибиногорск, относился в те годы к Ленинградской области.

Вокзал для Кировска начали возводить в 1934-м, а в 1939-м весь город шел на торжественное открытие. Из Ленинграда выписали лучших поваров и джазовый оркестр, закатив по случаю торжество на 500 персон. Это была махина в лучших традициях сталинского ампира. Залы с мраморными колоннами, высоченные потолки, гранитная облицовка фасада, бронзовые люстры и даже репродукция картины Айвазовского «Девятый вал».

Такое произведение архитектурного искусства, разумеется, стало главной достопримечательностью промышленного городка. А привокзальная пельменная — популярнейшим общепитом. Впрочем, вся роскошь этого великолепия не отменяла ключевого вопроса: для чего такой вокзал здесь нужен?

Понты дороже рациональности?

Население Кировска составляло на тот момент 22 тыс. человек. Оно и на пике не превышало 45 тыс. Молодому городку хватило бы и полустанка с помещением. Для чего потребовался такой размах, неясно до сих пор.

По одной из версий, вокзал отгрохали по случаю Всемирного конгресса горняков. Он должен был пройти в Кировске, и советская власть решила козырнуть роскошью. Однако пыль осталась не брошенной в зарубежные глаза - конгресс не состоялся.

Вокзал как часть грандиозного проекта по пробитию тоннеля через Хибины - другая версия. Поезда на Мурманск думали запустить напрямую cквозь горы. Но тут рациональность страдает еще сильнее. Железная дорога к столице Мурманского округа уже существовала - шла она вдоль Хибин и не была загружена. Маршрут сквозь горы экономил бы час-полтора. Овчинка явно не стоила выделки. Тем более, такой трудоемкой и дорогущей. Также говорят, что Кировск-Мурманский задумывался частью строительства алюминиевого комбината Кейвах и железной дороги от Апатитов до Гремихи.

Самой же забавной, а, значит, как водится, наиболее близкой к реальности, является гипотеза под названием «Перепутали». Согласно городской легенде, «лакшери»-станция предназначалась другому Кировску. Всего в СССР городов с таким названием было с десяток. Так вот, проезжая как-то раз мимо одного из этих «кировсков», товарищ Сталин остался недоволен вокзалом для города, названного в честь «такого видающегося человека». На его месте Коба якобы приказал построить здание «в лючших советских традициях». Однако в документах отобразил не тот Кировск. Но поскольку вожди, как известно, не ошибаются, указать на неточность никто не решился. Проще было построить вокзал не там.

Еще одна относящаяся к Сталину версия - что местные партийные бонзы, прознав о его намерении приехать, решили встретить Вождя народов красиво, и закатили такую стройку. Версия, очевидно, слабая, так как вокзал строился пять лет, а не по щелчку пальцев.

Рельсы, которые унесли

Как бы там ни было, вокзал-красавец открылся в 1939 году, став составной частью ветки до Кировска. Электрички от него шли до Апатитов. Там, пересев на станцию «Апатиты-1», пассажиры ехали в Мурманск, Ленинград и Москву. Поезда дальнего следования Кировск-Мурманский не проходили.

Уже в послевоенные годы был запущен беспересадочный прицепной вагон до Ленинграда. Он курсировал по отдельным дням. Также до распада СССР трижды в неделю ездила электричка до Кандалакши. А в начале 1990-х два раза в день приезжали электрички из Апатитов.

Роковой для вокзала стала перестройка. И не строительная, а политическая. С развалом СССР составы в этом направлении ходили все реже. Помещение большей частью пустовало, и в 1996 году его вместе с железнодорожной веткой до станции «Титан» закрыли. Контактную сеть и пути начали демонтировать через три года, и вскоре вокзал вошел в предсмертное состояние.

Денег на охрану красивого, но бесполезного здания не выделялось. На места пассажиров пересели бомжи, как-то раз устроившие здесь сильнейший пожар. Все самое ценное, правда - мраморная отделка, бронзовые люстры, «Девятый вал» и даже часть рельсов со шпалами - к тому моменту было благополучно разворовано.

Позже в выгоревшем и уже зловещем зале ожидания стали собираться творческие личности - художники, музыканты, неформалы и просто местная молодежь. Это место, несмотря на свою загаженность, и сейчас очень атмосферное.

От былой красоты и мощи сохранился каркас из ободранных стен, где в лучшем случае нарисовано граффити или написаны стихи. Над пустым дверным проемом крик души - надпись «Поезда на Ленинград». Вместо кресел в зале ожидания - трава, а из расщелин стен торчат веточки молодых деревьев. Природе неважно, что это - роскошный памятник нерациональному расходованию средств, либо монумент Его величеству Подхалимажу. Она небыстро, но настойчиво возвращает себе эту территорию. И лишь барельеф с профилем Ленина, сохранившийся под исчезнувшей крышей, напоминает о былом величии идей коммунизма и этого вокзала.