Продолжим наш рассказ про деревянные игрушечные паровозы из эстонского города Тарту, выпускавшиеся во времена СССР. С первой частью можно ознакомиться здесь, а продолжим мы с небольшого паровоза-каталки, который, возможно, многим знаком:
Выпускалась игрушка в цехе Каркси-Нуйя Тартуского испытательного завода пластмассовых изделий. Локомотив окрашивался в яркие цвета и состоял из паровоза с машинистом и трех вагонов с пассажирами. Выпускали этот паровоз с середины 1970-х годов, изначально его продавали по цене 1 рубль 30 копеек, затем стоимость игрушки повысилась до 2-х рублей 20 копеек. Длина паровоза и каждого вагона была 11 см, общая же длина сцепленного состава, с учетом сцепного механизма – 52 см, высота – 6 см, ширина по колесам – 5 см, ширина деревянного корпуса 3 см. Отметим и то, что повернув крышу можно извлечь 6 фигурок пассажиров и одного машиниста:
Фигурка машиниста отличается от пассажиров наличием «фуражки»:
Точно такой же паровоз выпускали и на Таллинском п/о «Норма», как говориться попробуйте найти отличия:
Ещё один локомотив, делали который всё в том же цехе Каркси-Нуйя Тартуского испытательного завода пластмассовых изделий. Это уже был товарный состав общей длиной 54,5 см и высотой 8,8 см.
Выпускали игрушку с 80-х годов прошлого века и стоимость её составляла 3 рубля 70 копеек. Если в первом составе можно было доставать пассажиров, то в этом товарном составе можно было снимать и загружать элементы «груза».
Переходим к игрушкам размером покрупнее – паровоз-каталка с грузовой платформой. Внешне эта игрушка очень похожа на настоящие паровозы 1940-1950-х годов.
Размеры этого паровоза значительно превышают размеры предыдущих игрушек, длина его – 32 см, ширина 7,5 см, высота 11 см. Размер платформы чуть меньше, длина – 25 см, ширина – 9 см, высота – 7 см. Выпускали игрушку примерно с 50-х годов ХХ века.
Игрушка целиком изготавливалась из древесины без использования фанеры, причем встречаются паровозы как сделанные из древесины хвойных пород дерева, так и сделанные из бука. Основные элементы игрушки покрывались прозрачным лаком, в разные цвета окрашивали лишь колесную базу с колесами, котел паровоза с трубами и «буфера».
Мне не удалось найти информации сколько платформ входило в комплект игрушки. На одних фото паровоз с одной платформой, на других с двумя:
Стоит отметить, что такой же паровоз выпускали и на предприятии «Акмена», Литовской ССР. Тут мне удалось найти фотографию игрушки в заводской коробке, и, судя по рисунку на коробке, литовская игрушка состояла из паровоза и одной платформы.
Хотя с другой стороны места в коробке вполне хватит и для второй платформы. В общем ясности в комплектности нет. Цена Акменовского паровоза 3 рубля 50 копеек, возможно столько же стоил и Тартурский, ведь при Союзе цены регулировались государством и не отличались на одинаковые изделия разных заводов.
Заканчивает нашу статью еще один паровоз-каталка Тартурского Промкомбината выпускавшийся в 50-х годах прошлого века.
Эта игрушка выполнена на одной «базе» с предыдущим паровозом, отличается он кабиной с машинистом и отсутствием тендера. Даже размеры у них примерно одинаковые, длина этой игрушки 29,5 см, ширина – 7,7 см, высота – 12,5 см.
Комплектовался ли этот паровоз вагонами, информации у меня нет, все которые мне попадались были без них.
Все эти игрушки отличались высоким качеством, но до наших дней сохранилось их не много, особенно в комплектном и хорошем состоянии. Продолжение следует…
- Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание!