Сегодня мы продолжим рассказывать Вам про игрушки, которые выпускались в прибалтийских республиках СССР. В этот раз речь пойдет о Промкомбинате из города Тарту, Эстонская ССР.
Максим Горький писал: «... Игры детей – есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.» и в СССР уделяли огромное внимание детским игрушкам. Игрушка должна была не только отвечать общественным требованиям, но и иметь художественную и педагогическую ценность. Над разработкой игрушек трудились целые институты, авторами игрушек были высокопрофессиональные мастера с художественным образованием и богатым опытом работы. Может быть поэтому многие советские игрушки до сих пор не потеряли привлекательности и душевной теплоты. Игрушки, выпускавшиеся в городе Тарту, соответствовали самым высоким требованиям и отличались высоким качеством. В состав Тартуского Промкомбината входило несколько эстонских предприятий: деревянные игрушки, помимо города Тарту, делали и на Вильяндиском Райпромкомбинате, г. Вильянди; Жестяные игрушки выпускали на Жестяно-Литографическом Заводе «Норма», г. Таллин; Алюминивые игрушки выпускали на Тартуской Алюминиевой Фабрике «ТАФ», г. Тарту.
В этой статье мы покажем Вам деревянные паровозы Тартуского Промкомбината. На просторах интернета можно найти каталог этого предприятия с образцами игрушек, а вот найти в продаже сами игрушки этого комбината дело не простое, сохранилось их крайне мало.
Начнем мы с простенького локомотива состоящего из паровоза и двух вагонов:
Игрушка небольшого размера, длина паровоза всего 16 см, ширина – 6 см, высота – 6,8 см, вагоны чуть меньше: длина – 12 см, ширина – 5,5 см, высота – 3,7 см., т.е. общая длина сцепленного состава примерно 45-48 см. Корпус паровоза и вагонов покрывался защитным прозрачным лаком, а вот колеса, крыша и трубы паровоза окрашивались нитро красками.
Следующий паровоз более красочный и более сложной формы, состоящий из большого числа деталей, многие из которых выполнены на токарном станке.
Длина этого паровоза составляет 25,5 см, ширина – 4 см, высота – 6,8 см. Выпускалась эта игрушка в 50-х годах прошлого века и по форме очень похожа на классические паровозы с тендером для угля. Окрашивался паровоз в яркие цвета, а вот комплектовался ли он вагонами информации я не нашел, хотя, судя по отсутствию «прицепных» элементов и изображению в каталоге, скорее всего вагоны к этому паровозу не предусмотрены.
Следующий паровоз, самый большой из представленных в этой статье. К сожалению, мы пока не нашли фото комплектной игрушки. На представленных ниже фотографиях, игрушка с утерянными и не «родными» элементами.
Длина игрушки составляла 37,5 см, ширина – 14,5 см, высота – 14 см. С каждой стороны колеса всех трех осей были соединены между собой эксцентрическими рычагами, которые двигались при вращении колес. Если предыдущие паровозы делались из древесины, то при изготовлении этого паровоза некоторые детали делали из фанеры. Как и большинство деревянных игрушек того времени, окрашивали паровоз нитрокрасками. Выпускали эту игрушку примерно с середины 1950-го года.
По прошествии более чем 70 лет с момента выпуска этих игрушек, найти их в продаже сейчас очень трудно, да и не многие музеи могут похвастаться наличием таких экспонатов в своей коллекции. Кстати, в Эстонском городе Тарту в 1994 году был открыт Тартуский Музей Игрушек, коллекция которого насчитывает более 24 тысяч игрушек, в том числе и многочисленные игрушки Советских времен.