Найти тему
О жизни.

Ничегонеделание или бездействие.

Наша кровь и душа, это наше время.
Мы относимся ко времени так, как относимся к себе,
мы любим его и ненавидим с одинаковым чувством...
Что нужно, так это сказать «да» нашему времени».

Важно не путать ничегонеделание с бездействие. Это две совершенно разные вещи. Речь идет об осознании и намерении. На самом деле они являются ключевыми.

На первый взгляд кажется, что есть два вида неделания: одно состоит в том, чтобы не выполнять никакой внешней работы, а другое — в том, что мы можем назвать деятельностью без усилий. То, что мы обычно называем медитацией, означает время, когда мы намеренно прекращаем всякую внешнюю деятельность и культивируем покой. Все, что нам нужно сделать, это полностью присутствовать в каждый момент. Мы ничего не делаем. Возможно, такие моменты бездействия — величайший подарок, который мы можем сделать себе.

Поскольку в нашей западной культуре так много внимания придается действию и прогрессу, нам трудно понять вкус и чистую радость бездействия. Даже в свободное время мы пытаемся занять себя и невнимательны. Радость неделания исходит из того факта, что ничего больше не должно происходить, чтобы момент был завершенным. Мудрость и покой, которые исходят от него, происходят от знания, что что-то должно произойти.

Это похоже на парадокс. Вы можете сделать что-то стоящее только тогда, когда ваше усилие исходит из бездействия, и когда вы перестанете заботиться о том, будет ли от него какая-то польза или нет. В противном случае эгоизм и жадность могут закрасться и исказить ваше отношение к работе или к самой работе, которая тогда станет какой-то поверхностной, искаженной, нечистой и в итоге не вполне удовлетворяющей, даже если она и хороша. Все учёные знают это состояние ума и остерегаются его, потому что оно тормозит творческий процесс и мешает способности ясно видеть взаимосвязь.

Бездействие может возникнуть как в деятельности, так и в покое. Внутренняя тишина сливается с внешней активностью до такой степени, что действие само осуществляется. Непринужденная активность. Ничего принудительного. Нет усилия воли, нет мелкого «я», «мне», «моё», претендующего на результат, и всё же ничего не остаётся незавершённым. Бездействие является краеугольным камнем любого вида деятельности.

Бездействие не имеет ничего общего с ленью или пассивностью. Напротив. Потакание неделанию в покое и активности требует огромного мужества и энергии. Нелегко также найти специальное время, чтобы ничего не делать и проявить настойчивость перед лицом всего, что необходимо сделать в жизни.

Но люди, которые чувствуют, что всегда должны что-то делать, не должны бояться ничего не делать. Может оказаться, что, практикуя бездействие, они «сделали» еще больше и даже лучше. Ничего не делать просто означает позволить вещам быть и развиваться своим путем. Это может потребовать огромного усилия, но это изящное усилие, «делание без деятеля», совершенствуемое на протяжении всей жизни.

Легкая активность иногда случается в танцах и спортивных состязаниях высшего уровня; тогда у всех перехватывает дыхание. Но это также происходит в каждой сфере человеческой деятельности, от рисования картин до ремонта автомобилей и воспитания детей. В определенных ситуациях годы практики и опыта накапливаются, давая нам новую способность, которая позволяет нам действовать за пределами техники, за пределами усилия, за пределами мышления.

Тогда действие становится чистым выражением искусства, бытия, отпускания всех усилий — слияние ума и тела в движении. Мы трепещем в предвкушении великого достижения, спортивного или артистического, потому что оно позволяет нам приобщиться к волшебству истинного мастерства, испытать хотя бы кратковременный восторг и, может быть, ощутить желание, чтобы каждый из нас по-своему,

Попасть в сердце сегодняшнего дня — это высшее искусство». Все существо содержится в этом одном моменте движения. Сделайте этот момент живым и достойным переживания. Не оставляйте это незамеченным и неиспользованным.

Ни один мастер медитации не смог бы выразить это более ясно. Мы можем тренироваться в этой работе, хорошо зная, что бездействие — это работа всей жизни; и всегда помнить, что потребность в действии обычно настолько сильна внутри нас, что, по иронии судьбы, требуется значительное усилие, чтобы предаваться бездействию.

Медитация и практика неделания — одно и то же. Мы не практикуемся, чтобы сделать что-то идеальным или сделать что-то идеально. На самом деле мы практикуемся, чтобы понять (осознать) тот факт, что вещи уже совершенны, такие, какие они есть. Это тесно связано с тем, чтобы полностью пережить настоящий момент, не навязывая ему ничего лишнего, увидеть его чистоту и свежую способность породить другой момент.

Затем, зная, что есть что, видя с большой ясностью и понимая, что мы знаем не больше, чем знаем на самом деле, мы предпринимаем действия, движемся вперед, занимаем позицию, идем на риск. Некоторые уподобляют его потоку мгновений, плавно перетекающих одно в другое в ложе осознанности.