Найти в Дзене
Экран Души

«Сотворившая чудо» (1962) Артура Пенна по пьесе «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона по автобиографии слепоглухонемой Хелен Келлер

Люди вряд ли обращают внимание на то, что большая часть их действий бессознательна, чувства смешаны и туманны, а действия предсказуемы, как часы. ЛЮДИ СПЯТ, грезят воспоминаниями или мечтами и не хотят проснуться в настоящем, которое всегда где-то рядом. Во сне любое действие бессмысленно, любое чувство фальшиво, любой план нереализуем. Пробуждение от иллюзорного слепоглухонемого существования называется БЫТЬ, Осознанностью. И лучшее, что может сделать человек в этой жизни – это не казаться, а стать живым и осознанным. Только пробуждённые могут «открыть глаза» тем, кто страстно желает видеть по-настоящему, хочет жить. Об этом и фильм «Сотворившая чудо» (кажется, более точный перевод - «Целительница», «Miracle Worker»). По стилю картина напоминает «Клубничную поляну» Ингмара Бергмана, только в зеркальной интерпретации – вынужденная осознанность своей жизни в её конце, а не борьба за её осознанность в начале. Именно предельная активность сознания героев привлекает в их жизнь истинные Соб
Учитель Жизни. Надпись на классной доске: «Сознание просыпается в тишине»
Учитель Жизни. Надпись на классной доске: «Сознание просыпается в тишине»

Люди вряд ли обращают внимание на то, что большая часть их действий бессознательна, чувства смешаны и туманны, а действия предсказуемы, как часы. ЛЮДИ СПЯТ, грезят воспоминаниями или мечтами и не хотят проснуться в настоящем, которое всегда где-то рядом.

Во сне любое действие бессмысленно, любое чувство фальшиво, любой план нереализуем. Пробуждение от иллюзорного слепоглухонемого существования называется БЫТЬ, Осознанностью. И лучшее, что может сделать человек в этой жизни – это не казаться, а стать живым и осознанным. Только пробуждённые могут «открыть глаза» тем, кто страстно желает видеть по-настоящему, хочет жить.

Об этом и фильм «Сотворившая чудо» (кажется, более точный перевод - «Целительница», «Miracle Worker»). По стилю картина напоминает «Клубничную поляну» Ингмара Бергмана, только в зеркальной интерпретации – вынужденная осознанность своей жизни в её конце, а не борьба за её осознанность в начале. Именно предельная активность сознания героев привлекает в их жизнь истинные События, опорные пункты воспоминаний, ценности пребывания в жизни, глубинные мотивы преображения.

«Приучить к дисциплине, но при этом не сломать характер» слепоглухонемой девочки можно было лишь через осязательное научение причинно-следственным связям. В педагогике это называется дидактика, когда знание, умение и навык становятся убеждением, через которое человек выражает доверие миру и принимает мир через осознанное следование его закономерностям. Сопротивление в обучении неизбежно, потому что в человеке с первым вздохом формируется закон «Я ХОЧУ» и лишь потом - «МНЕ НАДО», чтобы исполнить желаемое.

Фильм «Сотворившая чудо» — это педагогическая поэма, потому что ответ на вопросы Зачем, Чему, Как и с помощью чего учить даёт сама ученица, которые не понимают даже родные. Именно в ней сходятся все пути жизни, она, одна во Вселенной, помогает организовать успешный процесс обучения и оценить его же результат. Но для того, чтобы решить проблему рождения чужой души надо было быть Учителем Жизни, кем и явилась Энн, девочка-гувернантка из школы-приюта.

«Труд – это плата за жизнь», — это то, чему научила начинающий педагог Энн Салливан (играет Энн Бэнкрофт из «Выпускника» с Дастином Хофманом) полностью изолированного от мира ребёнка Хелен Келлер (Патти Дьюк), будущую американскую писательницу, просветителя и политическую активистку.

Один из удивительнейших выводов из этой реальной истории состоит в том, что человек способен понимать мир физическим телом, даже без некоторых базовых органов чувств. Человек – это «энергетический датчик», способный улавливать потоки пространства в его тонких настройках в диапазоне ограничение-наказание (отец Хелен в фильме – Артур Келлер) и любовь-принятие (мать в фильме – Кэти Келлер в исполнении Инги Свенсон). И то и другое продемонстрировала своим ТОЧНЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ Энн Салливан ставшая впоследствии воплощенным образцом чуда педагогики в живой взаимопроникающей полярности «дисциплина-любовь». В чём её секрет? Я думаю, в том, что когда-то несмотря на любовь к младшему братику она решила всё же уехать в специальную школу для плохо видящих и начать учиться, чтобы стать ДРУГОЙ. Она хотела научиться быть счастливой, СДЕЛАТЬ себя счастливой. И она точно знала и верила в то, что любой человек на свете может найти в себе силы, чтобы стать счастливым, преодолевая трудности и научаясь навыкам счастья у других, кто уже прошел свой путь или идёт по нему.

Потребность в счастье со словарём «миллиона» причинно-следственных связей, пройденных на практике и есть осознанность. По-настоящему почувствовав глубоко заложенную потребность, тело человека безукоризненно подскажет ему возможность. В природном контексте потребность и возможность – это одно и тоже, - крылья для птицы, жабры для рыбы, человек – для другого человека.

Объединить предмет и его смысл, функцию, предназначение, выражение его осязаемого образа СЛОВОМ значило создать в сознании ребёнке вихри желаний и Принятие. Хелен поняла, что Желание – это Открытость для Познания и эта Связь с желаемым выражена Словом. В свЯзи со смыслом не может быть исключений. Иначе человек будет жить во лжи. Иначе всё будет напрасно. Иначе он так и не почувствует жизнь и будет спать в придуманном мире.

Осознанность, открытость, слово-смысл-действие, принятие, любовь…

P.S. Любопытный факт. Актриса Пэтти Дьюк, сыгравшая слепоглухонемую девочку Хелен Келлер в фильме 1962 года сыграла в ремейке этой же реальной истории в одноименном фильме 1979 года, но в роли учительницы Хелен, Энн Салливан.

Связь…

Мысли на тему…

Люди сильно отличаются между собой именно тем, как они воспринимают мир, какого они мнения о других людях. Как правило, картины мира людей не совпадают и это становится основой любого конфликта. Но действительность – одна и, настроенные на эгоистическое толкование реальности, люди отталкивают знания и людей, которые противоречат их эгоистическим побуждениям и планам. В этом смысле человек отделён от мира, как Адам и Ева от Рая.

Если взять человечество как организм, он убегает от природной реальности планеты, на которой живёт как коллективное дитя, с такой же скоростью, как Титаник на всех парах стремился к виртуальной точке своего порта назначения, которого именно для Титаника просто не существовало.

Осознанность достигается в том числе через наблюдательность. То, что у нас есть способность видеть, после такого фильма, кажется, просто фантастически феноменальной. Увидеть себя в мире вещей и не раскрыть в этом смысл?!!

Но возникает вопрос. Не делают ли из нас вместо зрелых людей слепых автоматов те, кто нас обучают? Даже если это лучшие педагоги на свете? Ответ – да. Если мы сами не понимаем этой опасности и не стремимся пробудиться от пустого видеоряда, где правит сонный ум, а не осознавший свою божественную сущность Человек, постигающий глубины своих глубин и высоты своих высот.