Найти в Дзене
Штришки

Одиночество в большом городе: забытый шедевр советского кино, который стоит увидеть каждому

Такая история: молодая женщина живет в большом городе, у неё престижная работа, перспективный жених, впереди — блестящее будущее. Но почему-то все чаще она чувствует себя одинокой в толпе, а прогресс вокруг только усиливает внутреннюю пустоту. Нет, это не история из инстаграма современной москвички. Это сюжет удивительного фильма «Июльский дождь», снятого Марленом Хуциевым еще в 1966 году. Картина, опередившая время на десятилетия, сегодня кажется более актуальной, чем в момент выхода на экраны. Москва 60-х. Картина открывается кадрами машин, лиц, капель дождя на асфальте. На фоне — переключаются радиоволны. Авторам удалось через «кокафонию» передать внутреннее состояние людей: обилие информации вселяет растерянность. Во множестве лиц и потоке машин, в переполненном планами дне сквозит одиночество, которое обостряется на фоне толпы. Вечеринки — борьба с одиночеством. Собираются в квартирах. Танцуют, делятся новостями, курят, забываются в общении. Заполняют внутреннюю пустоту. Подчёр
Оглавление
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Толпа людей текла по тротуарам, толкалась в дверях магазинов, учреждений, обступала киоски, ныряла в подземные переходы, где также было тесно, но где можно было на минуту укрыться от солнца, торопилась, спешила дальше».
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Толпа людей текла по тротуарам, толкалась в дверях магазинов, учреждений, обступала киоски, ныряла в подземные переходы, где также было тесно, но где можно было на минуту укрыться от солнца, торопилась, спешила дальше».

Такая история: молодая женщина живет в большом городе, у неё престижная работа, перспективный жених, впереди — блестящее будущее.

Но почему-то все чаще она чувствует себя одинокой в толпе, а прогресс вокруг только усиливает внутреннюю пустоту. Нет, это не история из инстаграма современной москвички. Это сюжет удивительного фильма «Июльский дождь», снятого Марленом Хуциевым еще в 1966 году. Картина, опередившая время на десятилетия, сегодня кажется более актуальной, чем в момент выхода на экраны.

Москва 60-х. Картина открывается кадрами машин, лиц, капель дождя на асфальте. На фоне — переключаются радиоволны.

Авторам удалось через «кокафонию» передать внутреннее состояние людей: обилие информации вселяет растерянность.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Как и многие из тех, кто идет рядом с ней по утренней улице, она [Лена] живет в одном конце города, а работает в другом. Ей еще предстоит потрястись в утренней сутолоке троллейбуса, потом ехать в метро, где пассажиры, повинуясь давней привычке, не замечая ни станций, ни скорости, ни лиц соседей, развернули газеты и углубились в утренние новости.» (из сценария)
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Как и многие из тех, кто идет рядом с ней по утренней улице, она [Лена] живет в одном конце города, а работает в другом. Ей еще предстоит потрястись в утренней сутолоке троллейбуса, потом ехать в метро, где пассажиры, повинуясь давней привычке, не замечая ни станций, ни скорости, ни лиц соседей, развернули газеты и углубились в утренние новости.» (из сценария)

Во множестве лиц и потоке машин, в переполненном планами дне сквозит одиночество, которое обостряется на фоне толпы.

Вечеринки — борьба с одиночеством. Собираются в квартирах. Танцуют, делятся новостями, курят, забываются в общении. Заполняют внутреннюю пустоту.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: интеллигентная тусовка в квартире. Общаются, шутят, улыбаются. «В комнатах были гости, уже разбредшиеся после застолья и, как всегда в таких случаях, нашедшие занятие или разговор по душе или просто скучавшие, что тоже не редкость»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: интеллигентная тусовка в квартире. Общаются, шутят, улыбаются. «В комнатах были гости, уже разбредшиеся после застолья и, как всегда в таких случаях, нашедшие занятие или разговор по душе или просто скучавшие, что тоже не редкость»

Подчёркивается, что обстановка квартир того времени переставала отражать индивидуальность хозяев, но им «нельзя ставить в укор этот общепринятый стандарт».

Стандартизация быта отражает стандартизацию мышления. Люди предпочитают «быть как все».

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Облики этих людей, их лица, одежда также не представляли собой ничего такого, о чем можно было бы судить с точки зрения нравов: мода есть мода.»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Облики этих людей, их лица, одежда также не представляли собой ничего такого, о чем можно было бы судить с точки зрения нравов: мода есть мода.»

Суррогат общения. На первый взгляд, беседы кажутся остроумными, смелыми, свежими. Но очень скоро накрывает скука и пустота.

Всплывают ассоциации: салон Анны Павловны Шерер из «Войны и мира» Толстого. Та же светская болтовня, те же кружки по интересам. Хозяйка поддерживает непрерывное течение разговоров, но за этим нет чего-то настоящего.

Главная героиня Лена чувствует фальшь такого «скользящего необязательного разговора без начала и конца». Ей кажется, что она уже не раз слышала подобные пустые фразы.

Люди говорят, но не слышат друг друга, каждый играет свою роль, но никто не стремится быть самим собой.

Очень рад,— сказал парень в джемпере.— Меня сегодня зовут Владислав, можно просто Владик. — Это только сегодня?— спросила Лена. — А вы всегда Лена?
Лене вдруг показалось, что все это она уже слышала раньше — эти слова, весь этот скользящий необязательный разговор без начала и конца, никого всерьез не занимающий.

Кадр из фильма «Июльский дождь»:
Кадр из фильма «Июльский дождь»:

Показаны произведения искусства, которые тиражируются. Кажется, не только предметы, но и отношения «выходят в тираж».

Герои говорят о том, как легко люди прощают друг другу подлости и предательства, как дружески они общаются с теми, кто причинил им боль.

«Эпоха мирного сосуществования» так с насмешкой называют они это «всепрощение», за которым на самом деле скрывается равнодушие и неспособность к глубоким чувствам.

Из сценария:

У современного человека в среднем триста-четыреста знакомых, неизмеримо больше, чем в прошлом веке. Телефон и авиация.
Терпеть не могу ревнивых баб. В наше время это так же глупо, как кичиться княжеским происхождением...
Но при этом... при этом мы прогрессивные люди и очень любим всякие смелые поступки.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Человечество не знало, на что себя обрекает, когда изобрело телефон...»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Человечество не знало, на что себя обрекает, когда изобрело телефон...»

Виноваты ли гаджеты?

Корни проблемы лежат глубже, чем простое влияние технологий. Ведь уже герои русской классики — Онегин, Печорин, Николай Ростов — страдали от душевной пустоты и неспособности обрести счастье.

Значит, дело не только в технологиях и ускорившемся ритме жизни. Уныние и пустоту нельзя вылечить одним лишь отказом от технического прогресса.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «— Вообще, Лялечка, я давно заметил, что люди сделаны из различных материалов.  Вот Лева, например, он крыт соломой! — А я? — спросила Лялька. — Вы?..— Алик задумался.— Вы, Лялечка, сделаны, по-моему, из заменителей. Лялька рассмеялась и захлопала в ладоши. — Я имею в виду, конечно, самую качественную синтетику.»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «— Вообще, Лялечка, я давно заметил, что люди сделаны из различных материалов. Вот Лева, например, он крыт соломой! — А я? — спросила Лялька. — Вы?..— Алик задумался.— Вы, Лялечка, сделаны, по-моему, из заменителей. Лялька рассмеялась и захлопала в ладоши. — Я имею в виду, конечно, самую качественную синтетику.»

Критика пустого светского общения — обычное дело. Но эти люди могли разговаривать без смартфонов, не отвлекаясь. Они не прятались за ноутбуками, не проверяли соц.сети. Говорили часами на разные темы.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: интеллигентная тусовка в квартире. Общаются, шутят, улыбаются. «В комнатах были гости, уже разбредшиеся после застолья и, как всегда в таких случаях, нашедшие занятие или разговор по душе или просто скучавшие, что тоже не редкость».
Кадр из фильма «Июльский дождь»: интеллигентная тусовка в квартире. Общаются, шутят, улыбаются. «В комнатах были гости, уже разбредшиеся после застолья и, как всегда в таких случаях, нашедшие занятие или разговор по душе или просто скучавшие, что тоже не редкость».

Лена не хочет довольствоваться светскими беседами и поверхностными отношениями.

Молодые люди 60-х в поисках счастья

И не нужна вам эта маята... и сам я вам ни капельки не нужен С.Есенин

Два главных героя фильма — Лена и Владимир. Им обоим около 30. Отношения их неопределённые. Они вместе проводят время, но не желают связываться по-настоящему.

Лена: сильная и независимая. Лена красива, умна, решительна и вроде бы уверена в себе, что проявляется в голосе, движениях, прическе.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Нет, почему, я — за поступки. Особенно когда они непоправимы»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Нет, почему, я — за поступки. Особенно когда они непоправимы»

Несмотря на внешнюю самоуверенность, Лена замкнута и сдержанна.

Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Никто не знает, о чем вы думаете. Понять вас трудно. Многие считают вас человеком самоуверенным, но это лишь обманчивая видимость вашей души... — Все правильно,— сказала Лена. »
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Никто не знает, о чем вы думаете. Понять вас трудно. Многие считают вас человеком самоуверенным, но это лишь обманчивая видимость вашей души... — Все правильно,— сказала Лена. »
 Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Ты хочешь, чтобы я вышла замуж? Hy считай, что я замужем. — Нет, я не могу так считать. — Считай как-нибудь по-другому, я не знаю, как лучше. Считай, что он мой жених. Мы ждем квартиру...»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Ты хочешь, чтобы я вышла замуж? Hy считай, что я замужем. — Нет, я не могу так считать. — Считай как-нибудь по-другому, я не знаю, как лучше. Считай, что он мой жених. Мы ждем квартиру...»

Лена демонстрирует не готова выходить замуж только потому, что так принято или этого хотят другие. Или потому что Владимир не предлагает?

Кадр из фильма «Июльский дождь»: Лена просыпается, чтобы влиться в волну дневных дел.
Кадр из фильма «Июльский дождь»: Лена просыпается, чтобы влиться в волну дневных дел.

Только вот почему Лену так жаль?

«Она шла быстро, откинув голову. Глаза ее были сжаты в щели, она сжимала их все сильнее, сильнее и, стараясь из всех сил удержать слезы, грызла яблоко.»
«Она шла быстро, откинув голову. Глаза ее были сжаты в щели, она сжимала их все сильнее, сильнее и, стараясь из всех сил удержать слезы, грызла яблоко.»

Современная сильная и независимая:

  • У Лены есть интересы в жизни, будущее в карьере.
  • Её день наполнен всевозможными делами: театр, бассейн.
  • Она не зависит от общественного мнения.

Чего ей не хватает? Почему она так ждёт звонка Жени, которого видела один раз, а после лишь говорила по телефону?

Владимир — идеальный мужчина

 «А вот наш друг Володя — он выполнен из современных высокопрочных материалов: антимагнитен, морозоустойчив и водонепроницаем»
«А вот наш друг Володя — он выполнен из современных высокопрочных материалов: антимагнитен, морозоустойчив и водонепроницаем»
  • здоровый, красивый, с юмором;
  • Намёки на хандру минимальны (только когда они с Леной беседуют о том, почему он так здоров);
  • Безжизненность души в противовес физическому здоровью в кадре сквозит.
  • Всё в жизни Владимира хобби.

Даже отношения с людьми для него лишь одно из многочисленных увлечений, не более того. «Четыреста знакомых, никто никому ничем не обязан».

Разговор Лены и Владимира:

— Слушай, какой ты здоровый! Ты никогда не болеешь?
— Не знаю.
— Hy пускай у тебя что-нибудь заболит. Мне иногда хочется, чтобы ты заболел, я бы за тобой ухаживала... А ты никогда не плакал?
— Нет. Ты хочешь, чтоб я и болел и плакал. Зачем?
— Иногда человек должен плакать. Это нужно.

За самоуверенностью прорывается какой-то надрыв:

— Нет, Ленка, все это ерунда, никто ничего не знает,— сказал он неожиданно серьезно. — Это все муть, Лена, я ни черта не верю в себя. Надо выкарабкиваться. Никто не знает, о чем люди думают по ночам, когда они одни....
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Меня восхищает его спокойствие. Вообще Володька — человек довольно здоровый, но ему надо помочь.»
Кадр из фильма «Июльский дождь»: «Меня восхищает его спокойствие. Вообще Володька — человек довольно здоровый, но ему надо помочь.»

Он и готов жениться, но ему это не надо, он просто хочет плыть по течению, раз это принято. И Лена ему удобна.

Им вдвоём всегда чего-то не хватает. Родители и родственники давят: когда распишетесь? Чего он ждёт?

Слушай, когда это было— февраль, март... Сколько ж мы с тобой знакомы? Целую вечность...

Кадр из фильма «Июльский дождь». По-моему, основное наше занятие — мы избегаем серьезных разговоров...
Кадр из фильма «Июльский дождь». По-моему, основное наше занятие — мы избегаем серьезных разговоров...

Не вступают в брак и не говорят об этом. Хотя он понимает, что для любой женщины этот вопрос принципиален.

Кадр из фильма «Июльский дождь». Внешне хорош, а внутренне пуст: «Я сказала все как есть. Объективно. Все твои достоинства. Я сказала, что ты непьющий, нескупой, не бабник, это тоже важно. Что у тебя легкий характер и что ты не трус... — Спасибо,— усмехнулся Володя. — Но, знаешь, я, наверно, никогда не сумею ей объяснить, почему, несмотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя замуж.»
Кадр из фильма «Июльский дождь». Внешне хорош, а внутренне пуст: «Я сказала все как есть. Объективно. Все твои достоинства. Я сказала, что ты непьющий, нескупой, не бабник, это тоже важно. Что у тебя легкий характер и что ты не трус... — Спасибо,— усмехнулся Володя. — Но, знаешь, я, наверно, никогда не сумею ей объяснить, почему, несмотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя замуж.»

Они маются вдвоём на пляже. Казалось — уехать, и это всё расставит на свои места. Она просила об этом. То ли момент упущен, то ли это просто не выход.

Кадр из фильма «Июльский дождь». Диалог тех, кто рядом только физически, а духовно очень далеко «— Я знаю, о чем ты думаешь. Хочешь, я тебе скажу?                                                        Серьезно. Мы никогда об этом не говорили. О нас с тобой. Я даже не могу понять, почему мы об этом не говорили. Тебя это задевало, я знаю. Это задевает любую женщину. Ты не думай, я ведь тоже понимаю: надо приходить к чему-то определенному, рано или поздно что-то надо решать, и я ничего не мог решить, и неужели ты думаешь, что я сам не мучился, не казнил себя за это... »
Кадр из фильма «Июльский дождь». Диалог тех, кто рядом только физически, а духовно очень далеко «— Я знаю, о чем ты думаешь. Хочешь, я тебе скажу? Серьезно. Мы никогда об этом не говорили. О нас с тобой. Я даже не могу понять, почему мы об этом не говорили. Тебя это задевало, я знаю. Это задевает любую женщину. Ты не думай, я ведь тоже понимаю: надо приходить к чему-то определенному, рано или поздно что-то надо решать, и я ничего не мог решить, и неужели ты думаешь, что я сам не мучился, не казнил себя за это... »

Третий не лишний. Женя мелькает как надежда: в начале фильма, заботливо даёт Лене куртку, чтобы укрыться от дождя, записывает её номер и пропадает.

Женя не идеален, как Владимир: может звонить пьяным, проявляет эмоции. Он живой, как и Лена.

Телефон — символ живого общения. Необычно, ведь именно гаджеты обвиняются в разобщении людей.

Кадр из фильма «Июльский дождь». «Да, мы отрезаны. Связь с внешним миром прервана.»
Кадр из фильма «Июльский дождь». «Да, мы отрезаны. Связь с внешним миром прервана.»

Кадр из фильма «Июльский дождь»: Лена разговаривает с невидимым Женей.
Кадр из фильма «Июльский дождь»: Лена разговаривает с невидимым Женей.

Выводы после просмотра:

Времена меняются, а проблемы те же:

  • Женщины лишь делают вид, что хотят быть сильными и независимыми, а сами втайне плачут о настоящей любви и ждут сильных мужчин.
  • Мужчины, когда всё хорошо, когда они красивы, здоровы и умны, плывут по течению, теряют ориентиры и цели.
  • Люди сваливают пустоту общения на технический прогресс, но дело только в душевной пустоте, которую создают они сами и проецируют на окружающий мир.
Афиша «Июльского дождя». Фото из интернета
Афиша «Июльского дождя». Фото из интернета

Смотрели ли вы этот фильм? А какой не самый известный советский фильм можете порекомендовать?