Такая история: молодая женщина живет в большом городе, у неё престижная работа, перспективный жених, впереди — блестящее будущее.
Но почему-то все чаще она чувствует себя одинокой в толпе, а прогресс вокруг только усиливает внутреннюю пустоту. Нет, это не история из инстаграма современной москвички. Это сюжет удивительного фильма «Июльский дождь», снятого Марленом Хуциевым еще в 1966 году. Картина, опередившая время на десятилетия, сегодня кажется более актуальной, чем в момент выхода на экраны.
Москва 60-х. Картина открывается кадрами машин, лиц, капель дождя на асфальте. На фоне — переключаются радиоволны.
Авторам удалось через «кокафонию» передать внутреннее состояние людей: обилие информации вселяет растерянность.
Во множестве лиц и потоке машин, в переполненном планами дне сквозит одиночество, которое обостряется на фоне толпы.
Вечеринки — борьба с одиночеством. Собираются в квартирах. Танцуют, делятся новостями, курят, забываются в общении. Заполняют внутреннюю пустоту.
Подчёркивается, что обстановка квартир того времени переставала отражать индивидуальность хозяев, но им «нельзя ставить в укор этот общепринятый стандарт».
Стандартизация быта отражает стандартизацию мышления. Люди предпочитают «быть как все».
Суррогат общения. На первый взгляд, беседы кажутся остроумными, смелыми, свежими. Но очень скоро накрывает скука и пустота.
Всплывают ассоциации: салон Анны Павловны Шерер из «Войны и мира» Толстого. Та же светская болтовня, те же кружки по интересам. Хозяйка поддерживает непрерывное течение разговоров, но за этим нет чего-то настоящего.
Главная героиня Лена чувствует фальшь такого «скользящего необязательного разговора без начала и конца». Ей кажется, что она уже не раз слышала подобные пустые фразы.
Люди говорят, но не слышат друг друга, каждый играет свою роль, но никто не стремится быть самим собой.
Очень рад,— сказал парень в джемпере.— Меня сегодня зовут Владислав, можно просто Владик. — Это только сегодня?— спросила Лена. — А вы всегда Лена?
Лене вдруг показалось, что все это она уже слышала раньше — эти слова, весь этот скользящий необязательный разговор без начала и конца, никого всерьез не занимающий.
Показаны произведения искусства, которые тиражируются. Кажется, не только предметы, но и отношения «выходят в тираж».
Герои говорят о том, как легко люди прощают друг другу подлости и предательства, как дружески они общаются с теми, кто причинил им боль.
«Эпоха мирного сосуществования» — так с насмешкой называют они это «всепрощение», за которым на самом деле скрывается равнодушие и неспособность к глубоким чувствам.
Из сценария:
У современного человека в среднем триста-четыреста знакомых, неизмеримо больше, чем в прошлом веке. Телефон и авиация.
Терпеть не могу ревнивых баб. В наше время это так же глупо, как кичиться княжеским происхождением...
Но при этом... при этом мы прогрессивные люди и очень любим всякие смелые поступки.
Виноваты ли гаджеты?
Корни проблемы лежат глубже, чем простое влияние технологий. Ведь уже герои русской классики — Онегин, Печорин, Николай Ростов — страдали от душевной пустоты и неспособности обрести счастье.
Значит, дело не только в технологиях и ускорившемся ритме жизни. Уныние и пустоту нельзя вылечить одним лишь отказом от технического прогресса.
Критика пустого светского общения — обычное дело. Но эти люди могли разговаривать без смартфонов, не отвлекаясь. Они не прятались за ноутбуками, не проверяли соц.сети. Говорили часами на разные темы.
Лена не хочет довольствоваться светскими беседами и поверхностными отношениями.
Молодые люди 60-х в поисках счастья
И не нужна вам эта маята... и сам я вам ни капельки не нужен С.Есенин
Два главных героя фильма — Лена и Владимир. Им обоим около 30. Отношения их неопределённые. Они вместе проводят время, но не желают связываться по-настоящему.
Лена: сильная и независимая. Лена красива, умна, решительна и вроде бы уверена в себе, что проявляется в голосе, движениях, прическе.
Несмотря на внешнюю самоуверенность, Лена замкнута и сдержанна.
Лена демонстрирует не готова выходить замуж только потому, что так принято или этого хотят другие. Или потому что Владимир не предлагает?
Только вот почему Лену так жаль?
Современная сильная и независимая:
- У Лены есть интересы в жизни, будущее в карьере.
- Её день наполнен всевозможными делами: театр, бассейн.
- Она не зависит от общественного мнения.
Чего ей не хватает? Почему она так ждёт звонка Жени, которого видела один раз, а после лишь говорила по телефону?
Владимир — идеальный мужчина
- здоровый, красивый, с юмором;
- Намёки на хандру минимальны (только когда они с Леной беседуют о том, почему он так здоров);
- Безжизненность души в противовес физическому здоровью в кадре сквозит.
- Всё в жизни Владимира — хобби.
Даже отношения с людьми для него — лишь одно из многочисленных увлечений, не более того. «Четыреста знакомых, никто никому ничем не обязан».
Разговор Лены и Владимира:
— Слушай, какой ты здоровый! Ты никогда не болеешь?
— Не знаю.
— Hy пускай у тебя что-нибудь заболит. Мне иногда хочется, чтобы ты заболел, я бы за тобой ухаживала... А ты никогда не плакал?
— Нет. Ты хочешь, чтоб я и болел и плакал. Зачем?
— Иногда человек должен плакать. Это нужно.
За самоуверенностью прорывается какой-то надрыв:
— Нет, Ленка, все это ерунда, никто ничего не знает,— сказал он неожиданно серьезно. — Это все муть, Лена, я ни черта не верю в себя. Надо выкарабкиваться. Никто не знает, о чем люди думают по ночам, когда они одни....
Он и готов жениться, но ему это не надо, он просто хочет плыть по течению, раз это принято. И Лена ему удобна.
Им вдвоём всегда чего-то не хватает. Родители и родственники давят: когда распишетесь? Чего он ждёт?
Слушай, когда это было— февраль, март... Сколько ж мы с тобой знакомы? Целую вечность...
Не вступают в брак и не говорят об этом. Хотя он понимает, что для любой женщины этот вопрос принципиален.
Они маются вдвоём на пляже. Казалось — уехать, и это всё расставит на свои места. Она просила об этом. То ли момент упущен, то ли это просто не выход.
Третий не лишний. Женя мелькает как надежда: в начале фильма, заботливо даёт Лене куртку, чтобы укрыться от дождя, записывает её номер и пропадает.
Женя не идеален, как Владимир: может звонить пьяным, проявляет эмоции. Он живой, как и Лена.
Телефон — символ живого общения. Необычно, ведь именно гаджеты обвиняются в разобщении людей.
Выводы после просмотра:
Времена меняются, а проблемы те же:
- Женщины лишь делают вид, что хотят быть сильными и независимыми, а сами втайне плачут о настоящей любви и ждут сильных мужчин.
- Мужчины, когда всё хорошо, когда они красивы, здоровы и умны, плывут по течению, теряют ориентиры и цели.
- Люди сваливают пустоту общения на технический прогресс, но дело только в душевной пустоте, которую создают они сами и проецируют на окружающий мир.
Смотрели ли вы этот фильм? А какой не самый известный советский фильм можете порекомендовать?