До начала 20-го века открытие газовых месторождений в России в основном имело случайный и хаотичный характер. Наверное, современному читателю будет забавно, но ещё 100 лет назад газ рассматривался многими как «второстепенный продукт от добычи нефти». Почти до середины прошлого столетия газовая ценность, скрытая в недрах страны, не осознавалась людьми в полной мере.
Забавным и показательным на этом фоне кажется открытие газового месторождения братьями Мельниковыми в 1906 году недалеко от села Дергачи. Мельниковы пробурили глубокую скважину в поисках артезианской воды, но вместо воды наткнулись на залежи газа. Предприимчивые купцы практически сразу поняли, что искали медь, а нашли золото.
Это открытие позволило им построить на хуторе кирпичный и стекольный заводы, которые в дальнейшем отапливались и работали на найденном газе. Район, где находились заводы, долгое время назывался «Стеклогаз». Как бы странно это ни звучало, именно этот эпизод стал важным толчком для развития промышленной добычи газа в России.
Посредственное отношение к газу демонстрируют и другие ситуации на Северном Кавказе. Например, начиная с 1909 года нефтяные запасы Грозного постепенно сокращались, в то время как газ «фонтанировал с неослабевающей силой и постоянным давлением, к большому удивлению некоторых членов научного общества» — писали современники того времени.
Лишь со временем научное сообщество пришло к решению «сделать ставку» на газ. Примерно в то же время исследователи открыли Бердянское, Закаспийское, Ухтинское, Кубано-Черноморское, Керченское, Ферганское и Прибайкальское месторождения, которые в дальнейшем станут газовым ядром российской энергетики. Ещё тогда многие не понимали, что газ станет новой нефтью и положит начало энергетического переворота в стране.
Как в Российской империи газовое дело начинали
1 минута
2 прочтения
24 июня