Найти в Дзене
Геннадий Воля

Скандинавомания и ея поклонники, или столетния изыскания о варягах. Руссуждения Юрия Венелина.

§ 1. 0 ВАРЯГАХ ВООБЩЕ. Ровно сто лет тому назад, как один немецкий ученый (Профессор С. Петербургской Академии Наук Теофил Сигфрид Байер) поднял вопрос о Варягах: кто такие были Варяги?
Взглянем прежде на свойство вопроса. Так как слово Варяги, как названіе народа, встрѣчается, на сѣверѣ, в одних только Русских Лѣтописях, то значеніе его и слѣдует объяснять из выраженій Русской же Лѣтописи потому, что если Нестор извѣстный народ называл только по-Русски, то иностранные писатели тот же народ называли по-ихнему т. е. иначе. Следовательно вопрос : кто были Варяги и слишкомъ общій, и не прямой: собственно надлежало только спросить: кого-же Нестор из современных ему народов называет Варягами ? и опредѣлить , как Русское слово Варяги переводится по-Нѣмецки или по - Латыни у Западных писателей. Но у Байера все вышло на выворот: он погнался за созвучіями в иностранные лексиконы МИМО прямаго вопроса , И в слѣдствіе этого ложнаго , обратнаго пути, из диссертаціи его вышла странная компиляція.

§ 1. 0 ВАРЯГАХ ВООБЩЕ.

Ровно сто лет тому назад, как один немецкий ученый (Профессор С. Петербургской Академии Наук Теофил Сигфрид Байер) поднял вопрос о Варягах: кто такие были Варяги?
Взглянем прежде на свойство вопроса. Так как слово Варяги, как названіе народа, встрѣчается, на сѣверѣ, в одних только Русских Лѣтописях, то значеніе его и слѣдует объяснять из выраженій Русской же Лѣтописи потому, что если Нестор извѣстный народ называл только по-Русски, то иностранные писатели тот же народ называли по-ихнему т. е. иначе. Следовательно вопрос : кто были Варяги и слишкомъ общій, и не прямой: собственно надлежало только спросить: кого-же Нестор из современных ему народов называет Варягами ? и опредѣлить , как Русское слово Варяги переводится по-Нѣмецки или по - Латыни у Западных писателей.

Но у Байера все вышло на выворот: он погнался за созвучіями в иностранные лексиконы МИМО прямаго вопроса , И в слѣдствіе этого ложнаго , обратнаго пути, из диссертаціи его вышла странная компиляція. Вот доказательства: Нестор, послѣ исчисленія Русскихъ ( Славянскихъ) и не-Русских обитателей обширной нашей внутренней Сармаціи , наконец переходит к исчисленію жителей наших поморских или так называемых Остзейскихъ областей ; начавши с Финскаго залива , проходит к Югу и къ Западу по берегам Балтійскаго моря. Упомянувши про Чудь Эстландскую, Ливь Ливонскую, Корсь Курландскую, Летдолу и Зимголу Летскую или Латышскую и Семигальскую; наконец обращается к Западу, по морю же, к жилищамъ Ляхов, древнихъ Пруссов, и Померанцев, и говорит: (« Ляхове же, и Пруси, Чудь присѣдят к морю « Варяжскому. По сему же морю сѣдят Варязи « сѣмо ко въстоку до предѣла Симова. По тому « же морю , к западу сѣдят Варязи до земли « Агнянски и до Волощьски. » ( Несш. по Лав. Си. стр 2. ) Вот опредѣлительное указаніе Русских Лѣтописей : оно так ясно что даже и смѣшно и совѣстно пояснять его ! По смыслу Несторова исчисленія, Ляхи и Пруссы отдѣляли Русскій народ от Варяговъ; но если Ляҳи и Пруссы были между Варягов и Руси, то всякій ребенок скажеш, что Варяги были к западу, как Нестор говорит, по ту сторону Ляхов и Пруссов т.е. в Померании. Нестор дошедши до Вислы так и , машет рукою на Померанію, говоря: по тому же морю к западу. Итак , дѣло кончено потому , что легко узнать было, кого Нестор и его современная Русь называла Варягами : Нестор и его современная Русь называла Варягами Померанских Славян, как бы впрочем их ни называли другіе их сосѣди Саксонскіе, или Французскіе. Тогда оставалось только выставить слова или названіе их Нѣмецкое и Латинское.

К несчастію, Байер не знал не только Несторова языка, но и обыкновеннаго Русскаго, которым впрочем и пренебрегал. По этой причинѣ он и не знал текста Русской Лѣтописи : это видно из его разсужденія, в котором он силится доказать діаметрально противное Нестору, не знавши однако того , что утверждал наш лѣтописец. Слѣдствіем этого незнанія было то, что Байеръ поступил против правила критики , что значеніе Русскаго слова слѣдовало пояснишь из текста Русскихъ же лѣтописей. Оставим здѣсь прямой вопрос о Варягахъ Несторовых , и послѣдуем за Байеромъ с этого мѣста , в котором сбился с настоящей дороги , и пустился в путь созвучій , совершенно мимо Русскихъ Лѣтописей. Обозрѣв , на трех страницах , мнѣнія других относительно Варягов , тут же объявляет свое:

« А я утверждаю, что Варяги Русских Лѣтописей « были люди благороднаго происхожденія из Скандинавіи и Даніи , служили на жалованьи у Русскихъ были их сподвижниками в войн , сопровождателями их Царей, оберегателями их границ: были они тоже допущены и к гражданским « чинам и должностям и что по ним Русскія « Лѣтописи называют Варягами всѣх вообще Шведов, Готландцев, Норвежцев, Датчан (?) »

Но вы вѣрно подумаете , что Байер изложилъ свое мнѣніе в началѣ разсужденія, как тему a доводы приводит в срединѣ и концѣ?

— Ах, нет— в первой половинѣ своей диссертаціи на 13-ти страницах он говорит не о Варягах , а о Русских !

- Вы опять подумаете что в этой части Байеровой диссертаціи есть вещи важныя для Исторіи Руси?

Ни чуть эта часть состоит из пріискиванія в Скандинавіи имен созвучных именам Русских Великих Князей : Рюрика, Олега , Игоря, Рогволода, Святослава, Владимира, Всеволода ! Сюда не принадлежит показывать, какой большой мастер Байер на словопроизводства ( об этом упомянем вкратцѣ гдѣ будет нужно ) , и обратим только вниманіе на вторую половину его диссертаціи , в которой , на 14-ти страницах толкует о Варягах.

Сущность этой половины , как и первой , состоит в одном пріискиваніи созвучій в Шведском, Датском и Исландском языках ! Кончивши рѣчь свою об Руси, Байер начинает говорить о Варягах так:

« Если Варяги были из Скандинавии , то посмотрим изъ Скандинавскаго, что могло значить это слово. ... и до конца диссертаціи своей , на 14 страницах, Байер разсуждает, из корней Скандинавских слов, что могло значить слово Варяги.

- все !

Итак Вы спросите : что еще ?

Вот и все Русская Летопись утверждает свое , а Байер говорит свое! Байер говорит, если Варяги были из Скандинавіи , а Русская Лѣтопись говорит: нет , не из Скандинавіи : Байер начинает диссертацію так: я утверждаю, что Русскія Лѣтописи Готландцев , Шведов , Норвежцев называют Варягами » !!! И въслѣдствіе такого знанія Русскихъ Лѣтописей , Байер в одной Русской Диссертации ( о началѣ, ходѣ и успѣхах Исторической критики в Россіи. Разсужденіе г. Зиновьева на степень Магистра: 1827.) провозглашен Отцом, краеугольным камнем Исторической критики в Россіи. И это пышное зданіе основано на одном голом если! Но чего бы еще не надѣлали на бѣлом свѣтѣ, когда-бы не это вездѣшнее, всемѣшающее, всепрепятствующее если бы?

... мы уже видѣли указаніе и опредѣленіе Нестора, и знаем теперь, что: Варяги, какъ Русскіе, так и Цареградскіе, как народ, жили в Помераніи, были Поморскіе Славяне. Также точно говорят и Греки , называя их Поморским народом. И Что же Байер ? Он поступил наоборот и навыворот : из приписанных т.е. : лже-Варяжскихъ извѣстий онъ даёт им Англійскую народность , приписывает подобное же значеніе и словамъ Нестора , который очень строго отличает Варягов от Англичан, точно как и Анна Комнина и другіе Греки.

Вообще с этого времени эта сторожевая дружина Цареградских Императоров называешся про то уже по оружію Секиреносцами ( лелекифоро ). Иногда однако называют их всякій по своему. Киннам, в царствованіе Іоанна Комнина, описывая сраженіе в 1123 году с Печенѣгами , говорит, что Импер. велѣл Сѣкиреносцам ( nsh&zvyu- (OLç , стоявшим возлѣ него, рубить возы и т . д. , а в скобках прибавляет: Eirus ds ĚOTI TOVTO Bosταννικον βασιλευσι Ρωμαιων δουλευον ἀνεκαθεν, т: е : народу Бретонскому , издавна служащему Императорам. К этому месту Байер привязался :

1) хотя в нем и слова нет о Варягахъ, он однако относит к Варягам.

2) Хотя Киннам мог подразумевать, и , кажется , подразумевал Бретонцев Французских, но Байер Востаvrizo ' , вместо Бретонскій т: е: Французский , переводит : gens Britannicà т : е: Английский!

Из этих извѣстій несправедливо приписанных Варягам, выводит Байер, да и то очень натянуто, Скандинавизм этого народа. Схватил он извѣстіе Киннама о Франках, отнес это к Англичанам ; а оттуда Бог знает как переводит к Шведам!

Ho , предположим что какими-нибудь судьбами извѣстіе Киннама о Франкских Секиреносцах было о Варягах, а Варяги значат Англичане ; тo каким образом, и на каком основании Байер без всякой явной причины вдруг отстаёт и от Англичан , и Варягов Цареградских объявляет уже Шведами или Норвежцами!

Здесь у Байера нет решительно никакой логической связи. Потолковавши о созвучиях между именами Русскими (Славянскими) и Шведскими , вдруг начинает , как мы уже видели , условіем ( стр. 355.) Итак , если Варяги были из Скандинавіи, то посмотрим, что могло значить это слово ! »

Здѣсь оканчиваются соображенія Байеровы о значеніи слова Варяги; но , к несчастью ничто еще не рѣшает, от чего именно оно происходит, от Скандинавскаго-ли warga волк, или от Чухонскаго varas вор, или от Русскаго вор , или от Нѣмецкаго глагола würgen давить , или от Латинскаго fur вор, или от Франкскаго vargus изгнанник! Впрочем , что касается до Нестора , тo он называть никакой народ не позволял себе ругательнымъ словом, a называл каждаго его національнымъ, так, что встрѣчающіяся у него народныя имена, остаются такими , m : е: непроизводимыми. Если же Байеру пришла охота словопроизводствовать, то слѣдовало по крайней мере сделать хотя бы и нелепейшее заключеніе; а то никаких концов не выведешь из его этимологических цитат так, что если все дѣло зависит от одного словопроизводства, то Варяговъ на том же основаніи можно признать и Чудью , и Нѣмцами, и Русскими , и Французами. После этих разноязычных цитат , Байер делает большое отступление, на семи страницах! о разбойническом ремесле в Швеции.

Что Скандинавы никогда себя Варягами не называли, тому убедительное доказательство в том , что ни малейших следов этого имени нет ни у Скандинавских, ни у Саксонских, ни у Франкских летописцев, говоривших о Швеции и Норвегии.

Итак начала Скандинавомании первый сообщил, Россиянам, на Русскомъ языке, Киріяк Кондратович ( 1767) , какъ ученик и приверженец Байера. Это был для Россіян первый образец Историко-Критической диссертации , украшенной цитатами на всех языках. Не знаю , какое впечатление мог сделать перевод Байерова разсуждения , в котором доказывали парадокс, что Русскіе не Славяне.

Так как характер диссертаціи Байеровой есть исключительно патріотическій , в которой все жертвуется для того, чтобы доказать благовоспитанность рыцарства баснословной Скандинавии ( 1 ) , то и разсужденія Тредіаковскаго тоже писаны в духе патріотическом.

Разсужденіе Тредіаковскаго о Варягах-Руссах на 78 страницах, заключено слѣдующим выводом:

« Твердо по всему и есть непреоборимо : Варяги-Руссы, а отъ нихъ прибывшіи царствовать Государи наши в Великую Россію , были званія Славенскаго , рода Славенскаго, и Славенскаго языка. « Крепко и непреодолимо есть : все Россы , а особливее Северный , не были ни Даняне , ни Свѣи , ни « Норвежане , ни Скандинавляне, ни Германцы ; но « Россіяне собственно так нарицаемыи ныне издревле. »

Между тем и Ломоносов подал свое мнение о выходе Рюрика из Пруссии , мнение , которому покровительствовал уже Іоаннъ Грозный.

Академик Ф. Г. Струбе , уже в преклонных летах, принялся снова за свою диссертацию, которую он написал в 1753; Dissertation sur les anciens Russe: ; распространил, и напечаталъвъ1785 году.

Говоря о Скандинавских известиях, относящихся к древнимъ Россіянам, г. Струбе между прочим говорит следующее : ( Dissert , pag. 66-7 ). « Иоганнес Магнус , Архіепископ Упсальскій, « первый оставил нам событія , которыя могут « относиться только к древним Россіянам, так « как они случились , по его мнѣнію, за нѣсколько « времени до Рождества Христова, и слѣдовательно « за нѣсколько столетий до переселенія Славянъ » ( каких Славян ? Других нельзя кроме Россіян же ) « въ области сосѣднія с Ризаландіею : Hothe-brot , говорит Іоганнес Магнус , вспомнив о « насиліяхъ, совершенных въ королевств Шведском Россіянами и Эстами , собрал войско из « Шведов и Готов, вступил въ Россію , избил « великое число Россіян, дал им законы, и заставил платить себе подати. После его смерти « Родерик , сын Готгера , снова начал войну с Россіянами, и подчинил их Швеціи. » ( sic! ) см. Ioannis Magni Gothorum Sueonumque Histor. L. II . cap. 6-7. » Все это случилось , говорит г. Струбе , за несколько времени до Р X. !!

Другое извѣстіе приводит г. Струбе : « Один сильный Король Готфов Vilmer или Philimer , котораго царствованіе лучшіе сѣверные « историки полагают в начале эры христіанской,« объявил войну Королю Россіян ( fit la guerre au Roi des Russes qui s'appellait Hernith, ou Hervith. ) « именем Гернифу или Гервифу, котораго побѣдил, « и наложил дань на Русь , вручив управленіе ея « сыну своему Нордіану. » и проч. ( sic ! ) Но после Гервиф выгнал Нордіана с его Шведами: а все это, по мнѣнію г. Спрубе, случилось во время Рождества Христова !! ( au commencement de l'ère chrétienne ) . Желая еще болѣе пояснить это событие, г. Струве приводит о нем свидетельство и другаго Шведскаго писателя : « Другой Шведскій писатель ( Ericus Olaus, Decanus Eccles. Upsal . hist . Gothorum « Sveonumque. Lib. I. pag . 13-14) это событіе разсказывает нѣсколько иначе: вот его собственныя « слова : ... Hernith Ruthenorum Rex, ab eodem Philimero subactus, resumtis viribus и проч. и проч.»

Карамзин говорит о нем слѣдующее : « Струбе силится доказывать , что Несторовы « Варяги-Русь были Готѳы-Роксолане, будто жившіе « между Балтійским и Ледовитым морями в земле, « которая въ Исландских сказках называется страною великанов [ Risaland ] . Струбе говорит, что « Роксолане, по Географіи Страбоновой, обитали в « самой глубине севера ! Можно ли Академику объяснятЬ таким образом Страбона , не имевшаго « идеи о сѣверной Европе? Ризаландия, земля Великанов и Иотунгейм, принадлежит к баснословію « Исландскому : там обитали не Варяги - Русь , « злые духи, оборотни, чудовища?» и проч. ( И. Г. Р. Томъ І. прим . 113 ) .

Кто не знает, как поступали с древнею Исторіею Русскаго народа ! Извѣстно, что самое Несторовой лѣтописи застаёт Русскій народ в гигантском движеніи. Первая занавѣс Русской лѣтописи подымается, и вам представляются двѣ сцены: Изгнаніе иноземцев из Новагорода Великаго; и Русскій многочисленный флот на Черном море, идущий осаждать Цариград! Чья Исторія на земном шаре начинается такими величественными сценами? Начало домашней Исторіи другихънародовъоблечено вълегенду; это просто баллада поэта; но Русская лѣтопись начинаешся с положительнаго события. Уже в 862 году вся Сармация от Новгорода до Чернаго моря и до Карпатских гор, равно и сѣверо-восточная Венгрия была наполнена Русскимъ народом, усеяна городами . Это известно положительно не только из Русской лѣтописи, это известно и из свидѣтельств Араба (921) Грека ( 950 г) и Бременскаго Саксонца, современника Несторова.

Какое же логическое слѣдствіе для Исторической догматики вывели Скандинавоманы и Теореманы из этих положительных лучей ?! Кажется, что

1.) Русскій народъ, огромный своею массою, не мог вдруг, в 862 г. размножиться и разлетѣться подобно саранче; что Русскіе города не могли вырастать в один год, подобно грибам после дождя . Кажется, что это смѣшно было бы доказывать потому, что это аксіома. Самъ Несторъ чувствовал ее , и когда , в своем введении, гозорит о разселении Славянских племен по рекам Бугу, Днепру, Суле, Полоте, Волхове, то подразумевает когда-то, давно. Возмем крайне недостаточное время для подобной операции, напр. 150 летъ, то мы и без лѣтописи, без буквальнаго свидѣтельсшва современных писателей уверимся в Историческом догмате, что на Руси Рускій народ обитал уже в 700 или 699 году, не смотря на то, что Приск, Иорнанд, Прокопій, Менандр , Агаѳія, Григорій Турскій и Фредегарій называют ee Гунниею, и Обриєю . Теореманы испугались этих имен , стали пожимать плечами, стали сомневаться в этом догмате Русской старины, который принял и сам Нестор, и пошли теории переселений!! Им трудно было понять, что временные прозвища Унны или Обры (Абары) падали именно на Русскій народ 800-х или 700-тых годов, хотя он тут же жил и в 600-шые и 500 - ые и въ 400-тые годы по Р. Х.

Теореманы приняли себе за правило : другое имя, следовательно другой народ. Но въ такомъ случае они не в состоянии понять Византийскихъ Историков с II по XV столетие потому, что у всех этих писателей нет постоянной народописной номенклатуры. Так, напр . современники Нестора Анна Комнина, Киннам, и Кедрин Христіанскую Россію, Россію 1090-1120 годовъ, называют: первая Скифиею, Скифами ( Exv9ae), второй упоминая о сношеніях Императора Мануила с Ростиславом Галицкимъ, и другими Червенскими Князьями, называет их Тавроскифами ( г эv Tavgo6хѵуш») . Кедрин Россами. Что скажут Теореманы на то, что Халкокондила, писавшій (после взятия Цариграда в 1453 ) Исторію Турецкую вкратце описывает и Россію, подраздѣляет ее на μεγαλη Σαρματία, ασπρη Σαρματια μαυρη Σαρ матıа т: е: на Велико-Россію, Бѣло- Руссію, и Чорную Русь. Упоминает о Москве, Новгороде, Твери, утверждает, что Saquaта к Северу граничат с Пермью, на Юго-Западе граничат с Пoлovo Польшею, к Крыму и за Волгою с ExvFai т: e: с Татарами.

Мы видели уже разныя слова, под которыми Нѣмецкій народ слывет на разных Европейских языках: собственное Дейтеры; нарицательныя Тедески, Аллеманды, Джермены, Нѣмцы. Этими разными названіями прекрасно можно пояснить умозаключенія Теореманов относительно разныхъ названій , под которыми слыли жители Руси, с тою только разницею, что туже силлогистику выражу другими словами или цыфрами. Итакъ полагают Теореманы: , « Германію искони населяли Германы, вытеснившие изъ нея Кельтов в послѣдствіи времени «Аллеманды, жившіе у Рейна, уничтожили владычество Германов: но нѣсколько времени спустя « сдѣлали нашествіе на Аллемандов Тедески, обиитавшие в горах Гелвеціи и Піемонта а с «другой стороны Нѣмцы, обитавшіе у устья Вислы, « так что Юго-Западная часть Аллемандовъ приняла названіе от завоевателей gli Tedeschi , a Сѣверо-Восточная названіе Нѣмцы. Наконец из « гор Даціи и сосѣдней с нею Мизіи и Македоніи « переселились в Германію Дайтеры, что доказывает сходство их имени, и поработили какъ Тедесков так и Нѣмцев, и сплылись с НИМИ в один народ; вѣроятно, что те приняли их имя, « а эти их язык. » !

Вот характеристика логики Теореманов в их выводах из Византійских писателей.

Точно почти по этой же самой их теории Сарматы завоевали· Скифов, Аланы Сарматов, Гунны Аланов, Обры или Авары Гуннов, Болгаре Обров, Словенцы Болгар, и наконец Русскіе, которых Байеры и Шлецеры выдают за Лапонцев или Шведов, порабощают Слованцев!!!