Найти тему
Дмитрий Поминов

Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века

это реальный офис современной компании с интересной работой и огромными зарплатами. Так же будет выглядеть образовательное пространство школы, которая занимается адекватным образованием  детей для жизни в современном мире
это реальный офис современной компании с интересной работой и огромными зарплатами. Так же будет выглядеть образовательное пространство школы, которая занимается адекватным образованием детей для жизни в современном мире

Итак, как будет выглядеть адекватная система образования детей в период с 2025 по 2050 год?

Чтобы это понять, надо начать сначала.

Человечество последовательно сменило несколько систем образования, и они кардинально отличались друг от друга.

Сразу разделим два понятия: образование и псевдо-образование.

Образование = это деятельность, которая достигает своей цели, а псевдо-образование = это какая-то деятельность зачем-то, симулякр, бессмыслица.

Система образования социума в целом = это деятельность, которая позволяет воспитывать людей, обладающих нужными соцуму в целом способностями и возможностями.

Социуму в целом нужны люди, которые способны эффективно работать с накопленными материальными, информационными и духовными благами, сохранять и развивать их.

Если брать материальный, экономический аспект жизни социума, то для разного этапа развития производительных сил требуются люди, обладающие различными способностями и возможностями.

Для первобытного натурального хозяйства в первую очередь нужны сила, ловкость и агрессия.

В индивидуальном мастерстве нужно уметь полностью производить продукт и выгодно обменивать его на продукты чужого труда.

В фабричном производстве нужна усидчивость и владение своей частью технологии.

В индустриальном производстве нужно уметь управлять механизмом, выполняющим свою часть работы на заводе.

И вот теперь мы подходим к вопросу: а что нужно уметь делать сейчас, в мире роботизированного информационного производства?

Тогда мы поймем, какая система образования должна быть у социума, который желает освоить современный уровень развития производительных сил, использовать и развивать накопленные материальные, и интеллектуальный блага человечества.

Итак, какая основная движущая сила сейчас? В предыдущую, индустриальную фазу развития, в основе богатства стоял эффект масштаба, или эффект экономии на издержках при производстве единицы продукции. То есть чем более массово вы выпускаете продукцию, тем дешевле стоит ее единица. Все знали и делали примерно одно и то же, и выигрывал тот, кто мог обеспечить больший масштаб производства и сбыт = в результате благополучие социума увеличивалось, так как много людей могли удовлетворять свои потребности с минимальными издержками ресурсов.

Все это благополучно заканчивается на наших глазах: единая глобальная экономика, торжество транснациональных корпораций. Но развитие социума невозможно остановить, и что же дальше?

Что дальше?

А дальше на сцену выходит такая интересная вещь, как инновации. Что это такое? Это когда конкуренция перемещается не в сферу глобализации и масштаба производства, а в сферу «новых решений», которые оказываются более эффективными в использовании ресурсов для удовлетворения потребностей социума.

Примеры мы можем видеть в сфере удовлетворения информационных потребностей социума, потому что здесь самый короткий цикл от создания до внедрения инноваций: мессенджер «Телеграмм» делает команда в 15 человек, а пользуется им миллиард человек. Сервис «Ютуб» делают сотни людей, а пользуются им миллиарды = причем пользуются не только как потребители, но и и как творческие люди, авторы, имеющие возможности творческой самореализации.

Но от информационных потребностей эта схема перейдет и в сферу производства материальных продуктов и услуг. 3Д принтеры, станки с ЦПУ, автоматические линии производства в совокупности с возможностями Интернета позволят производить товары дешевле/быстрее, чем при глобальной логистике, или более индивидуально удовлетворять запросы конкретного потребителя. Это повысит эффективность использования ресурсов и повысит уровень благосостояния социума в целом.

Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?

Вот базовый перечень:

1.Адекватность представлений о мире, способность фильтровать информацию, способность отличать факты и реальность в Интернете и в жизни от лжи и манипуляций (большой опыт лично прожитого взаимодействия с предметами, эффектами и законами реального мира)

2.Адекватность мышления, способность из правильных представлений о мире выстраивать верные суждения и выводы (практическое логическое мышление)

3.Способность понимать другого человека, его желания и чувства, что здесь и сейчас нужно человеку (как сейчас говорят = клиенту, потребителю = не люблю этих слов, они опошляют процесс создания и пользования благ в жизни человека) (эмоциональный интеллект)

4.Способность доводить дело до конца, до завершенного результата (привычка доводить дело до конца, привычка работать с проектами и доводить проекты до конца)

5.Способность кооперироваться с другими людьми в микро-группы для взаимной помощи и достижения общего результата (опыт командных игр, командного взаимодействия)

6.Способность договариваться и защищать свои интересы в одноранговых структурах микро-групп (где нет начальника, который все разрулит, а есть механизмы фиксации и исполнения договоренностей = скорее всего, это будут механизмы блокчейна и криптовалют) (опыт понимания, фиксации и реализации своих интересов)

Вот базовый перечень. Эти люди на существующем этапе развития производительных сил будут обеспечивать прирост благополучия социума, и соответственно, их распределять, то есть находиться на вершине социальной пирамиды.

Насколько существующая система образования соответствует воспитанию людей с такими качествами? Конечно, по законам диалектики она им противодействует, так как «заточена» на воспитание человека предыдущей формации, индустриальной: человека послушного, человека-винтика. Ее нельзя в этом винить = она была создана именно в начале индустриальной эпохи и именно для ее задач. Но человека настоящего и будущего она не воспитывает.

Сама физическая среда существующей школы = это же «завод» в миниатюре: классы=отделы, парралели = подразделения, директор, звонки=смены и тп. Учитель = начальник бригады) Даже название с заводов – первая смена, вторая смена…

Какая должна быть физическая среда современной школы? Небольшие пространства с упором на индивидуальные рабочие места и сетевое взаимодействие, общий коворкинг-кафешка, небольшой фитнес-зал.

Кто придет на смену «учителю-бригадиру»? Учитель-тренер, который работает с тобой, чтобы ты сам собой и своими ресурсами учился достигать результата. В Древней Греции «педагог» - это раб, который водил господских детей на прогулку. Обучением занимались в Академии. Поэтому на смену «педагогу» придет «учитель-тренер».

Вот так будет выглядеть современное образование, да так оно уже и начинает выглядеть в различных «продвинутых» точках земного шара. Такого образования достойны наши дети, и такую систему нам предстоит построить.