Найти в Дзене

Страх и ненависть в электромобиле, или Опыт работы в такси на FAW Bestune NAT. Вступление

Вряд ли я буду не прав, если скажу, что сегодня мало кого удивишь обзором электромобиля. Пускай в нашей стране до полной электрификации транспорта, как до Луны, но автомобили с на электрической тяге перестали быть чем-то необычным. Однако есть определенные сферы деятельности, в которых появление электромобилей до сих пор вызывает неподдельный интерес. Одна из них - это такси. Когда я узнал, что один из таксопарков Санкт-Петербурга закупил целую партию электромобилей FAW Bestune NAT, то не смог удержаться и не попробовать поработать на одном из них в течение одной недели. Что же из этого вышло? Читайте в данном материале. Всем привет! На связи вновь @Troll&Bus, и в этот раз я хотел бы поделиться с вами опытом работы в такси на электромобиле. Возможно, на этом моменте некоторые из вас недоумевают: "Что на канале "Ретролайна" забыл рассказ о современном автомобиле, так еще и на электротяге?" Однако нашей команде отнюдь не чужд интерес к актуальным новинкам в мире автомобилей, автобусов и
Вряд ли я буду не прав, если скажу, что сегодня мало кого удивишь обзором электромобиля. Пускай в нашей стране до полной электрификации транспорта, как до Луны, но автомобили с на электрической тяге перестали быть чем-то необычным. Однако есть определенные сферы деятельности, в которых появление электромобилей до сих пор вызывает неподдельный интерес. Одна из них - это такси. Когда я узнал, что один из таксопарков Санкт-Петербурга закупил целую партию электромобилей FAW Bestune NAT, то не смог удержаться и не попробовать поработать на одном из них в течение одной недели. Что же из этого вышло? Читайте в данном материале.

Всем привет! На связи вновь @Troll&Bus, и в этот раз я хотел бы поделиться с вами опытом работы в такси на электромобиле. Возможно, на этом моменте некоторые из вас недоумевают: "Что на канале "Ретролайна" забыл рассказ о современном автомобиле, так еще и на электротяге?" Однако нашей команде отнюдь не чужд интерес к актуальным новинкам в мире автомобилей, автобусов и грузовиков. Иначе зачем сохранять историю, когда тебя не волнует настоящее и будущее? Тем более, что на фоне представителей современного автопрома, значительно проще рассказывать о том, что раньше трава была зеленее, а транспорт интереснее.

-2

Впрочем, когда в октябре прошлого года из нашей небольшой редакции мне поступило предложение протестировать электромобиль в реальных условиях, я по-настоящему удивился. Испытание нового автомобиля, да еще и работающего на электротяге явно не входило в мои планы. Особенно когда по долгу службы тебя окружает ретро-транспорт всех мастей. Однако, немного обдумав предложение, я решил, что такой экспириенс будет интересен не только мне, но и читателям. Так что я временно оставил пост на нашем ретро-маршруте Т2 и отправился в один из петербургских таксопарков узнавать, что же это за зверь такой, электротакси, и с чем его едят.

Но прежде чем перейти к рассказу о своем опыте работы на электромобиле в такси, мне хотелось бы сделать небольшое отступление (на самом деле большое), дабы пояснить мое личное отношение к современным автомобилям и электромобилям в частности. Я человек хоть и достаточно молодой, но все же старой закалки, поэтому автомобиль для меня воспринимался всегда чем-то большим, чем просто средство передвижения. Это и символ свободы, как в США 60-70-х, и символ социального статуса, как в Европе 80-х, и особая ценность без срока давности, как в СССР. Ко всему прочему, во мне заложены старые, нынче уже не слишком модные принципы, гласящие о том, что автомобиль должен быть качественным, надежным, относительно простым, но при этом обязательно интересным. Неважно, в чем именно будет заключаться его интересность: богатая история компании, нестандартный внешний вид, выдающиеся ходовые качества. Главное, чтобы его можно было рассматривать, как объект для изучения, вне контекста использования его по прямому назначению.

-3
-4
-5

И современные автомобили, в подавляющем большинстве своем, совершенно не такие. Да, сейчас они выполняют свою функцию перевезти человека из пункта А в пункт Б лучше, чем это делали автомобили когда-либо раньше. Но вот вышеперечисленных параметров в них нет и быть не может в связи с тем, что они действительности, в которая они существует диктует совершенно иные правила. Надежность не нужна, ведь вы поменяете свой автомобиль через 3-5 лет. Качество теперь заменяет вау-эффект от первого знакомства с автомобилем, ведь проще создать красивую обертку, чем уделять особое внимание деталям. На смену простоте конструкции пришла технологичность, Богатые истории брендов в прошлом - сейчас важно умение продавать (китайцы не дадут соврать). Ну а интересность автомобиля теперь выражается в его ликвидности, количестве мониторов в салоне и в яркой внешности (причем, чем она более вызывающая и вульгарная, тем лучше).

-6
-7
-8

Электромобили являются наиболее ярким примером того, что автомобили из несовершенных, но крайне интересных и самобытных, каковыми они были в XX веке, превратились в совершенные, но такие скучные капсулы без какой-либо идентичности, созданные исключительно для передвижения из пункта А в пункт Б. По своему восприятию они куда ближе к бытовой технике, нежели к тому, чем воспринимался автомобиль двадцать лет назад и ранее.

-9

Автомобили на электротяге, в отличии от авто на ДВС не имеют каких-то серьезных отличий между собой. У всех смещенный вниз центр тяжести из-за расположения батареи, большая масса в сравнении с автомобилями с ДВС аналогичного класса, хорошая тяга с низов и небольшая максимальная скорость (суперкары на электротяге в расчет не берем). Так что по своему поведению на дороге многие электромобили очень схожи, а это означает полную потерю идентичности. Не будет особенностей развесовки автомобиля по осям, не будет многообразия агрегатов и особенностей их работы. В каждом электромобиле все работает по одному принципу. Разница заключается исключительно в мощности электромоторов и емкости батарей.

-10

И если обывателю абсолютно наплевать, что заставляет его автомобиль ехать и как он это делает, то вот человеку, имеющему отношение к автокультуре, такие тенденции в современном автопроме отнюдь не кажутся чем-то позитивным. Такой подход производителей к автомобилестроению если и рождает новых последователей автомобильной культуры, то их взгляды на нее выходят чрезвычайно специфическими. Следовательно современные автомобили, а в особенности электромобили, по большей части своим существованием отрицают важность многолетней автомобильной истории до них, делая упор на какие-то моментальные выдающиеся качества, будь то высокий уровень технологичности или невероятные динамические характеристики. И именно этот факт не позволяет мне принять нынешние тенденции в автопроме. Отсюда, собственно и предвзятое отношение.

И вот такому человеку предложили протестировать новый электромобиль, да еще и в полевых условиях. Вероятно, что объективной оценки от него ждать не стоит. Но все же я прошу дать мне шанс доказать свое право на непредвзятую журналистику. Ведь несмотря на мое личное отношение к современным автомобилям, их эксплуатация мне далеко не чужда. Я проехал много десятков тысяч километров на новых Kia Rio и Hyundai Solaris, работая в таксопарках города Владимир. Намотал ни одну тысячу километров на современных автомобилях из семьи, в лице Renault Kaptur, Nissan Tiida и Mazda CX-5. И более того, сам с 2019-го владею автомобилем 2018 года выпуска, а именно отечественной Ладой Вестой. И нельзя сказать, что за их рулем я нахожусь в состоянии перманентной ненависти к ним. Например, к своей Весте я вполне "прикипел" и порой даже получаю удовольствие от езды на ней, а Мazda CX-5 заставила меня признать, что многие современные функции в новых автомобилях чрезвычайно удобны в повседневной жизни.

-11

К слову, в прошлом абзаце я упомянул, что работал в таксопарках. Остановлюсь на этом чуть подробнее. На самом деле, у меня довольно богатый опыт работы, как на парковом автомобиле, так и на личном. Начал я работать с 2019 года и на данный момент мой стаж в такси составляет пять лет. Работаю я не регулярно, так как работа на таксомоторе лишь эпизодически являлась основным моим родом деятельности, однако внутреннюю кухню я понял очень даже хорошо. Вот так и вышло, что моя кандидатура, на испытание электротакси оказалась вполне себе уместной.

При этом личного опыта эксплуатации у меня практически не было. За всю жизнь я лишь несколько раз проехался на пассажирском сидении четырехдверного купе Porsche Taycan Turbo, а также один раз находился за рулем Tesla Model 3. Так что этот раз должен был стать первым полноценным опытом вождения электромобиля для меня.

Чтобы получить возможность опробовать электромобиль в такси на самом деле не нужно быть журналистом-испытателем из "Ретролайна". Достаточно просто зайти на доску объявлений и найти соответствующую категорию. Меня, кстати, сразу же заинтересовал тот факт, что электромобили работают в тарифе Комфорт+, а это территория таких автомобилей, как Hyundai Sonata, Kia K5 и Toyota Camry. Неужели эти китайские электрокары ничуть не хуже корейских и японских автомобилей бизнес-класса (по крайне мере в нашей стране их классифицируют именно так)? Что же, проверим...

-12

К слову о самих автомобилях. Из объявления, к сожалению нельзя узнать марку этих самых электромобилей. Однако путем нехитрых действий несложно выяснить, что их производством занимается китайский автомобильный концерн FAW.

-13

Автопроизводитель FAW в нашей стране не так известен, так что проведу небольшой экскурс в историю. Концерн FAW - это старейший автопроизводитель в Китае. Его название расшифровывается, как Автомобильный завод №1, что как бы намекает.

-14

Главное здание концерна FAW

Создан он в 1953 году при активном содействии СССР. Об этом напоминает проходная завода, которая идентична проходной завода ЗиЛ, ныне канувшего в лету. Так что наши предки приложили непосредственное участие в истории китайского автомобилестроения. Сегодня же FAW - это второй крупнейший производитель в Китае, уступающий лишь концерну SAIC.

-15

Проходная завода FAW

И вот в 2021 году был представлен электромобиль под названием FAW Bestune NAT, созданный для одного конкретного назначения - работы в такси. Собственно NAT так и расшифровывается Next Automatic Taxi. Что в нем "следующего" и "автоматического" я не знаю, но китайцам, вероятно виднее.

-16

FAW Bestune E05, позже получивший наименование NAT

Внешность, как мне кажется, у электромобиля вышла сильно на любителя. Но на картинках это еще как-то смотрится. Что касается технических характеристик, то они не то что бы поражают воображение. При мощности в 100 кВт (136 лошадиных сил) крутящий момент составляет 260 Нм. Максимальная скорость электрокара имеет ограничение в 140 км/ч, а с 0 до 100 км/ч минивэн разгоняется за 10,8 секунды. Литий-железо-фосфатная тяговая батарея имеет емкость 55 кВтч и по заявлениям производителя обеспечивает дальность хода в 419 км. Впрочем, при стоимости в 150 тысяч юаней (около 20.000 $ или 1.8 млн. рублей) он является одним из самых доступных электромобилей на рынке.

Примечательны габаритные параметры электрического минивэна. Они составляют 4450 х 1840 х 1680 мм при колёсной базе 2850 мм. Т.е. имея габариты автомобилей B-класса (Lada Vesta, Hyundai Solaris, Kia Rio), расстояние от передней до задней оси у NAT даже чуть больше, чем у Toyota Camry. При этом весит электромобиль за счет своих батарей аж 1700 кг, что даже тяжелее, чем пятиметровая Камри.

Интересно почитать, что пишет на своем сайте производитель.

Bestune NAT — это национальное такси, работающее на чистой электроэнергии, которое разработано брендом FAW Bestune для туристического рынка и может быть модульным и настраиваемым в соответствии с общими туристическими платформами и сценариями. Его запуск демонстрирует долгосрочные планы FAW Bestune по всестороннему развертыванию совместных поездок, ускорение перехода от традиционного производителя автомобилей к поставщику мобильных туристических услуг, а также представляет собой активное внедрение национальной новой энергетической стратегии с упором на решение болевых точек индустрии путешествий, а также продвижение новых действий по преобразованию и совершенствованию совместных путешествий.

Так что по мнению FAW их электромобиль имеет особое предназначение стать национальным электромобилем нового поколения, созданным для выполнения особых задач.

-17

NAT в Китае

Вообще, по своей концепции NAT похож на лондонские кэбы - высокая крыша и огромная колесная база при весьма скромных габаритах. В Китае эти электромобили активно эксплуатируются таксопарками с мая 2021 года. В Россию же они попали лишь спустя два года. Впервые они появились в Москве в июне 2023 года, а к концу лета добрались и до Санкт-Петербурга, в котором мне и предстоит дальнейший тест.

На этом вступительную часть я считаю завершенной. Дальше вас полноценный тест-драйв длиною аж в семь частей, так что не переключайтесь!

По ссылкам ниже вы можете перейти на любую из семи частей:

Часть I

Часть II

Часть III

Часть VI

Часть V

Часть VI

Финал