Найти тему

Культурный проект: продвигать самому или заказать аутсорсинг?

Оглавление

Придумав и запустив несколько крупных литературных проектов, а также наблюдая развитие культурных проектов моих коллег, могу с уверенностью сказать: однозначного ответа на этот вопрос нет. Рассмотрим преимущества каждого из способов продвижения, а также - их недостатки.

Культурный проект: продвигаем сами

Этот вариант кажется самым очевидным (лично я со своими проектами работаю только так!): кто лучше Вас знает, что Вы хотите создать и в какую сторону развиваться? Итак, преимущества подхода:

  • Вы знаете о своём проекте всё - от и до - поэтому великолепно ориентируетесь во всех нюансах;
  • Вам не нужно платить привлечённому специалисту, а так как культурные проекты вообще часто не имеют бюджета или очень ограничены в средствах, то финансовый вопрос - крайне чувствительная точка развития;
  • Вы не зависите от чужого графика, можете продумывать стратегию развития, писать пресс-релизы и рисовать рекламные плакаты хоть ночью, хоть в выходной;
  • Вы знаете, чего хотите достичь и как это должно выглядеть;
  • у Вас есть горячее желание развивать проект, потому что это - родное детище, за которое Вы болеете душой и переживаете, как за собственного ребёнка.

Но не всё так радужно. Почему значительная часть культурных стартапов уходит из информационного поля в первый год своей жизни и, как правило, больше не возвращается?

  • Нехватка знаний в области маркетинга и менеджмента.
  • Отсутствие организационных навыков.
  • Неумение пользоваться инструментами управления проектами.
  • Нехватка времени для полноценного управления проектом.

Подытожим: заниматься продвижением собственного проекта у многих есть желание, находится время, есть понимание состояния проекта и целей - но, увы, не хватает знаний в области менеджмента и маркетинга, поскольку большинство культурных стартаперов имеют гуманитарное или какое угодно другое образование, но только не управленческое и не экономическое.

Культурный проект: заказываем продвижение на аусторсе

Альтернативой тому, чтобы всё делать самому, является передать часть задач для выполнения сторонними специалистами - именно этот процесс называется аутсорсингом. Преимущества очевидны:

  • проектом будут заниматься профессионалы, то есть удастся избежать ляпов, характерных для новичков и дилетантов;
  • у Вас освободится время на художественную часть работы над проектом за счёт передачи организационных и маркетинговых задач другим исполнителям;
  • проект будет развиваться быстрее, поскольку работа в команде с профессиональным маркетологом позволяет достигать краткосрочные и среднесрочные цели в более сжатые сроки;
  • свежий взгляд со стороны может помочь обнаружить недостатки, опасности или, наоборот, возможности, касающиеся реализации проекта.

Но очевидны также и недостатки:

  • за работу привлечённого специалиста придётся платить, причём чем он круче и опытнее, тем больше будет гонорар;
  • большинство маркетологов учились продвижению коммерческих проектов и имеют соответствующий опыт работы, в то время как культурные проекты - даже ориентированные на финансовую окупаемость - существенно отличаются от товаров и услуг рынка B2C и B2B, а инструменты, характерные для традиционного маркетинга, могут не работать или приводить к неожиданному результату;
  • сторонний специалист не будет так включён в реализацию Вашего проекта как Вы сами, для него это просто работа: сегодня он может заниматься продвижением Вашего литературного фестиваля, а завтра - нового бренда колбасы;
  • в условиях мультизадачности специалиста на аутсорсе сроки выполнения поставленных задач могут сдвигаться - Вы будете зависеть от стороннего человека.

Таким образом, получается, что продвижение культурного проекта с привлечением маркетолога со стороны - дорого и непредсказуемо в силу сложности поиска специалиста, работающего именно с тематикой литературы, театра, кино и т.д.

Что же делать?

Вариантов несколько, выбор за Вами!

  1. Освоить навыки в области менеджмента и маркетинга самостоятельно.
  2. Найти стороннего специалиста, тщательно контролировать и корректировать его работу с учётом специфики проекта.
  3. Найти специалиста, который имеет опыт продвижения именно культурных проектов. Так как его услуги, как правило, стоят довольно дорого, можно обратиться за оказанием разовых услуг (например, анализ конкурентной среды или составление плана продвижения) или консультацией.

Вы можете обратиться ко мне за личной консультацией по вопросам продвижения культурных проектов через мою страничку ВКонтакте. Занимаюсь созданием, развитием, продвижением культурных проектов с 2014 года. И обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Зинаида Варлыгина, писатель, маркетолог, член Русского ПЕН-центра, специалист в области маркетинга культурных проектов

Зинаида Варлыгина, писатель, маркетолог, член Русского ПЕН-центра, специалист в области маркетинга культурных проектов
Зинаида Варлыгина, писатель, маркетолог, член Русского ПЕН-центра, специалист в области маркетинга культурных проектов