Найти тему

Удмуртия – глоток свежего воздуха

Оглавление

Арт-директор «Музыкальной экспедиции» и виолончелист Борис Андрианов рассказал, для чего он ежегодно приезжает на родину Чайковского

В субботу 22 июня двумя концертами в Воткинске финишировала четвертая по счету «Музыкальная экспедиция» в Удмуртии — ежегодный фестиваль Бориса Андрианова и его друзей, и ожидаемое событие в культурной жизни родины Петра Ильича Чайковского. В заключительном фестивальном репортаже Удмуртской филармонии слово взяли пианист Петр Лаул и два музыканта, которые положили начало этому оригинальному и социально важному музыкально-просветительскому ивенту.

Музыка Шостаковича в способности быть вечной

Одним из ярких моментов всей «Музыкальной экспедиции» в Удмуртии можно назвать исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича, солистом в котором выступил петербургский пианист и педагог Петр Лаул — остро ощущающий тонкий музыкант и человек.

Сын удивительного композитора, педагога, теоретика музыки и писателя Рейна Генриховича Лаула и внук «знаменосца Шостаковича». Как в печально известном для советской музыки и литературы 1948 году презрительно и язвительно обзывали авторитетного ленинградского музыковеда Александра Наумовича Должанского…

Заметим, что в фортепианных пальцах Петра Лаула давно звучит музыка Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Скрябина, Рахманинова и Шостаковича… Кроме этого музыкант признается в любви к музыке Вагнера, Брукнера и Малера. И эти признания являются тем самым случаем, когда в разговоре с желанным гостем родины Чайковского не стыдно сказать банальность вроде: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты…».

Тем более что применимо к Петру Лаулу это избитое выражение помогает написать штрихи к портрету Музыканта и одновременно отражает удивительную способность Музыки. Ту самую, которую однажды определила Марина Цветаева в поэме «Крысолов»: «Верьте музыке: проведет сквозь гранит».

— Подозреваю, что с такими друзьями и с такой музыкой, жить вам не только очень интересно. В любые тяжелые времена они позволяют музыканту жить храбро и играть смело. Согласны ли вы с этим утверждением? — еще в июле 2021 года спрашивал у пианиста журналист Удмуртской филармонии, когда Петр Лаул появился в Ижевске после продолжительной паузы почти в два десятка лет.

— Как не очень религиозный человек, признаюсь, что я не особо верю в те сущности, в которые принято верить, — откровенно заявил тогда Петр Лаул. — С другой стороны, я могу честно сказать, что верю в присутствие людей, которых люблю — в Бетховена, Шуберта и Шостаковича. Как верю в свое общение с ними, и поэтому постоянно обращаюсь к ним, когда играю их музыку. В каком-то смысле — это мои Боги!

— По моему мнению, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был композитором Бетховенского типа, — уже нынче, когда филармонический интервьюер напомнил-процитировал собеседнику его фразу трехлетней давности, отреагировал Петр Лаул. — В том смысле, что в своих композиционных способах он писал темы, а не мелодии. Темы, которые в дальнейшем можно было развивать, и которые как всегда «попадали в нерв». При этом одной из проблемных и болевых точек для Шостаковича оставалось необходимость намеренно упрощать свой музыкальный язык. В противном случае, его бы попросту «съели» после 1936-го и после 1948-го годов. Хотя в своей музыке Дмитрий Дмитриевич всегда умел быть лиричным, ироничным, мелодичным и очень светлым… Ну а сегодня одно из свойств музыки Шостаковича заключается в том, что она как будто на нас «накатывает волнами», оставаясь постоянно актуальной. Казалось, уже далеко позади и ушло в тень всё то, что тревожило и тяготило нашего выдающегося композитора. Но затем ты понимаешь, что все это вчерашнее снова выплывает обратно, становясь сиюминутным и сегодняшним. Видимо, так у нас будет всегда и поэтому музыка Шостаковича обладает способностью оставаться вечной…

-2

Родство душ в особой атмосфере

— Одним из самых незабываемых концертов в большой истории «Музыкальной экспедиции» стало наше выступление во Владимирской области в городке Юрьев-Польский на территории местного кремля около белокаменного Георгиевского собора. В момент, когда я заиграл «Чакону» Иоганна Себастьяна Баха, неожиданно хлынул проливной дождь, и никто из зрителей не убежал спасаться от ливня. Наоборот, люди начали доставать зонты, укрываться от водопада с небес всем, что было у них под руками, но они продолжали слушать великую музыку, и это принесло мне потрясающее впечатление, — в живой и не утомительной очереди экспедиционных спикеров эта роль дошла до замечательного гитариста Дмитрия Илларионова. — Другая важнейшая для меня история произошла летом три года назад, когда наш фестиваль впервые приехал в Удмуртию. Мало того, что мы решили сыграть пьесу Triorio Алексея Айги. Причем чуть ли не день в день с юбилеем этого замечательного композитора, отмечавшего свое пятидесятилетие. Помимо этого, положа руку на сердце скажу, удмуртская экспедиция с первого появления здесь стала одной из самых любимых. И у меня, и у Бори. Не только из-за прекрасных местных красот, выбираемых в качестве концертных площадок, но еще и благодаря команде Удмуртской филармонии во главе с её художественным руководителем Марией Видмак, организующих работу фестиваля на самом высоком уровне. Когда идеи и смыслы, изначально заложенные в «Музыкальную экспедицию» разделяются на местах, когда люди ощущают родство душ и их созвучие, фестиваль получает то, что называется его особой атмосферойи я бы даже сказал по-хорошему семейным духом.

Настоящее богатство для человека

— Что касается меня, то каждый новый приезд в Ижевск и в Удмуртию я могу сравнить с глотком свежего воздуха. И если я чувствую, как вдыхаю глоток свежего воздуха, то понимаю для себя: «Я снова в краю родников и в его столице», — как всегда прямая речь выдающегося виолончелиста современности и арт-директора нескольких крупнейших российских музыкальных фестивалей (не только «МузЭкс», но Vivacello и VIVARTE), по обыкновению напитывалась иронией и юмором.

При этом, когда это было необходимо, Борис Андрианов легко переключал регистр своих рассуждений в режим «серьезно», напомнив об одном из главных художественных достоинств и одновременно ключевой социальной задаче экспедиционного фестиваля.

— У нас с вами огромная удивительная страна, по уголкам которой хочется путешествовать, открывать их, показывать соотечественникам, рассказывать о ней нашим зарубежным друзьям, развивая туристическую привлекательность регионов и заодно дарить людям наше искусство — прекрасную живую музыку. По нашим представлениям, когда природные и архитектурные красоты сопровождает хорошая музыка, меломаны намного быстрей превращаются в активных думающих туристов. Они едут по пути нашей экспедиции, а затем могут подключаться к движению по возрождению памятников архитектуры и исторической памяти народа, — Борис Андрианов итожил новый приезд на родину Чайковского, говоря за себя и за своих единомышленников. — Всем нам было бы крайне жалко и досадно проживать отведенное нам на Земле время только в перемещениях между аэропортами, артистическими гримерками и выходами на сцену. Поэтому-то вместе с нашими соотечественниками мне и моим друзьям-музыкантам хочется и дальше набираться свежих впечатлений от посещения неизведанных мест, от собственных открытий и от новых хороших знакомств. Как мне кажется, это является одним из самых больших и настоящих богатств, которыми должен обладать человек в своей жизни!

P.S. Заметим, что уже сейчас художественный руководитель Удмуртской филармонии рассматривает планы по местам проведения следующей – пятой по счету — «Музыкальной экспедиции» в родниковом крае в июне следующего года.

-3

Текст: Александр Поскребышев
Фото: Руслан Хисамутдинов