Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по новой версии контракта на управление судном (SHIPMAN).
В соответствии с определением термина Компания, параграфа 1.1 "Определения", Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ):
"1.1.2 Компания - собственник судна или любая другая организация или лицо, например, управляющий (Manager) или фрахтователь по бербоут- чартеру, который принял на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и который при этом согласился принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные МКУБ",
Компания должна иметь документ, подтверждающий её статус как компании.
В качестве объективного доказательства, подтверждающего выполнение данного требования, Компания может предоставить "Стандартное соглашение о менеджменте судна", документально оформленное по проформе разработанной BIMCO под кодовым названием SHIPMAN 2024.
Данное соглашение заключается между собственником и менеджером судна и определяет условия управления (менеджмента) судном, включая вопросы МКУБ и ОСПС.
С момента последней редакции, были внесены значительные изменения в стандартное соглашение о менеджменте судна SHIPMAN 2024.
Изменения, внесенные в стандартное соглашение о менеджменте судна SHIPMAN 2024, представлены ниже:
1. ГАРАНТИЯ ПОДЛИННОСТИ
В SHIPMAN 2024 БИМКО включила формулировку в Части I, требующую от стороны, ответственной за выпуск SHIPMAN 2024, гарантировать, что при исполнении соглашения используется подлинный шаблон BIMCO SHIPMAN 2024, полученный от BIMCO надлежащим образом.
До сих пор сторонам приходилось самостоятельно вносить поправки в SHIPMAN 2009, чтобы уточнить свою позицию в отношении любых услуг, оказываемых перед поставкой, и соответствующих сборов.
2. ЕС ETS (п. 10)
BIMCO включила в SHIPMAN 2024 пункт ETS (Emission Trading Scheme). В апреле 2023 года Европейский парламент проголосовал за законодательные поправки к Директиве ЕС о торговле квотами на выбросы, чтобы включить морской сектор в Схему торговли квотами на выбросы ЕС. Это оказало глубокое влияние на то, как судовладельцы, менеджеры судов и фрахтователи взаимодействуют друг с другом в отношении торговли квотами на выбросы. Оговорка ETS устанавливает услуги по управлению схемой выбросов, которые будут предоставлять менеджеры, и за которые владельцы судов будут платить отдельную плату.
3. ПЛАТА ЗА УПРАВЛЕНИЕ (п. 13)
В SHIPMAN 2024 структура платы за управление была обновлена. Вместо годовой платы за управление, подлежащей уплате с даты начала действия соглашения SHIPMAN, плата за управление разделена на годовую плату за управление (указана в Графе 15 Части I), подлежащую уплате с момента передачи судна от владельца управляющему, и плату за управление до поставки (указана в Графе 15 Части I). Сбор до поставки предназначен для покрытия услуг, предоставляемых управляющим до поставки, в то время как ежегодный управленческий сбор покрывает обычные управленческие платежи с начала периода управления. Если собственник и управляющий не включат в Графу 15 Части I сумму вознаграждения за предварительную поставку, она будет автоматически рассчитана как двенадцатая часть годового вознаграждения за управление. До сих пор сторонам приходилось самостоятельно вносить поправки в SHIPMAN 2009, чтобы уточнить свою позицию в отношении любых услуг, оказываемых до сдачи объекта, и соответствующего вознаграждения.
Пересмотренная оговорка о вознаграждении за управление также предусматривает, что все выплачиваемые вознаграждения за управление не подлежат зачету и не содержат каких-либо удержаний для уплаты налогов. Владельцы должны будут увеличить платеж, чтобы управляющие получили причитающуюся им сумму на основании отсутствия необходимости удержания налога.
4. СМЕНА УПРАВЛЕНИЯ (п. 18)
BIMCO ввела новое положение о смене управления, позволяющее сторонам расторгнуть договор, направив не менее чем за один месяц уведомление стороне, у которой произошла смена управления. Это положение было введено в основном по соображениям санкций, позволяя стороне расторгнуть договор, если другая сторона была приобретена организацией, находящейся под санкциями. Эта оговорка дополняет новую оговорку о санкциях, также введенную BIMCO.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (п. 19)
Большая часть оговорки об ответственности осталась в редакции SHIPMAN 2009, однако в SHIPMAN 2024 в ее формулировку были внесены некоторые тонкие изменения, в том числе:
· Пункт 19 (a) - сфера действия форс-мажорных обстоятельств расширена и включает чуму, пандемию, другие бедствия, экстремальные природные явления, радиацию и загрязнение;
· Пункт 19 (b) - управляющие теперь будут нести ответственность перед владельцами за халатность, грубую халатность и преднамеренное невыполнение обязательств любым из аффилированных лиц управляющего;
· Пункт 19(c) - возмещение собственниками убытков управляющим будет также включать аффилированных лиц управляющего; и
· Пункт 19(d) - аффилированные лица управляющего теперь включаются в число агентов управляющих.
6. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖЕРОВ (п. 21) И ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ СУДНА (п. 22)
В SHIPMAN 2024 были включены два новых пункта, которые касаются порядка работы с информацией о судне и прав интеллектуальной собственности всех сторон. Пункт 21 предусматривает, что менеджеры должны предоставить владельцам доступ к своей цифровой платформе, содержащей информацию о судне, но при этом цифровая платформа, включая права интеллектуальной собственности на нее, остается собственностью менеджеров. В пункте 22 четко указано, что вся информация о судне является собственностью владельцев и что после прекращения действия договора управления судном вся информация о судне будет передана менеджерами владельцам. В условиях перехода к цифровым технологиям, когда менеджеры все чаще используют цифровые платформы для хранения информации о судах, эти пункты необходимы для того, чтобы внести ясность в порядок работы с информацией о судах и права интеллектуальной собственности каждой из сторон.
В связи с переходом на цифровые технологии и все большим использованием менеджерами цифровых платформ для хранения информации о судах, эти оговорки необходимы для того, чтобы внести ясность в порядок работы с информацией о судах и правах интеллектуальной собственности каждой из сторон.
7. КТМС (п. 25)
BIMCO ввела новый пункт, касающийся правил, налагаемых Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Согласно КТМС, владельцы имеют определенные обязательства по финансовому обеспечению, которые они должны обеспечить при найме членов экипажа. Новая оговорка КТМС предусматривает, что менеджеры, в той мере, в какой они предоставляют услуги по управлению, берут на себя обязанности и ответственность, налагаемые КТМС на владельцев. Это положение обязывает менеджеров быть в курсе требований КТМС, предъявляемых к владельцам при найме экипажа, поскольку соблюдение этих положений будет возложено на них.
8. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ (п. 26)
Было введено новое положение о защите персональных данных, обязывающее владельцев и менеджеров соблюдать все применимые правила защиты данных, включая Общий регламент Европейского союза по защите данных (GDPR). Это положение касается сбора, использования, защиты, передачи и хранения персональных данных, а также защиты прав субъектов данных. Это положение связано с Информационной системой менеджеров (пункт 21) и Информацией и данными судна (пункт 22), которые BIMCO ввела в SHIPMAN 2024.
9. КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ (п. 27)
В Shipman 2024 была включена измененная версия оговорки БИМКО о кибербезопасности 2019 года. Эта измененная оговорка не включает лимит ответственности, поскольку он уже предусмотрен в пункте 19 (Ответственность). Оговорка о кибербезопасности была введена для того, чтобы помочь менеджерам и владельцам надлежащим образом реализовать меры по защите цифровой среды и обеспечить процедуру реагирования на инциденты, связанные с кибербезопасностью. Ключевым аспектом этого положения является требование незамедлительно уведомить другую сторону о возникновении инцидента кибербезопасности, чтобы помочь смягчить его последствия.
10. САНКЦИИ (п. 28)
В SHIPMAN 2024 была включена пересмотренная версия оговорки BIMCO о санкциях, использовавшаяся в Тайм-чартере 2020 года, с логическими поправками, отражающими характер договора управления судном. В SHIPMAN 2009 владельцам и менеджерам приходилось вводить свои собственные санкционные оговорки, чтобы иметь дело с различными режимами санкций. Потребность в санкционной оговорке в SHIPMAN стала еще более необходимой после введения санкций в отношении России со стороны ЕС, Великобритании и США. Согласно новой оговорке о санкциях, владельцы гарантируют, что ни они сами, ни судно не являются стороной, находящейся под санкциями, а менеджеры гарантируют, что ни они сами, ни любая организация, которой они передают услуги на субподряд, не являются стороной, находящейся под санкциями. Если в течение срока действия SHIPMAN одна из сторон нарушит предоставленную гарантию, другая сторона может расторгнуть SHIPMAN, а нарушившая сторона должна возместить другой стороне все претензии, убытки, ущерб, расходы и штрафы.
11. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА (п. 31)
В SHIPMAN 2024 внесены изменения в следующие положения статьи о расторжении договора:
· Пункт 31(b)(iii) - если одна из сторон ("Недобросовестная сторона") не выполняет свои обязательства по страхованию экипажа или страховым полисам, другая сторона может направить уведомление Недобросовестной стороне, требуя от нее немедленного устранения невыполненных обязательств, по сравнению с предыдущим 10-дневным периодом по SHIPMAN 2009;
· Пункт 31(f) - если стороны не могут договориться о смене флага или смене контроля, любая из сторон может расторгнуть SHIPMAN с уведомлением за 1 месяц, результатом чего будет прекращение действия соглашения при смене флага или смене контроля или по истечении срока уведомления, в зависимости от того, что наступит раньше; и
· Статья 31(i) - если менеджеры предоставляют услуги экипажа судна, владельцы должны оплатить "любые расходы по увольнению, которые могут быть понесены", не превышающие оговоренную сумму, в то время как в SHIPMAN 2009 ответственность владельца в отношении расходов по увольнению была ограничена "справедливой долей любых понесенных расходов по увольнению".
12. ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Наконец, в SHIPMAN 2024 были добавлены различные типовые положения, включая антикоррупционные, отказ от прав, конфиденциальность и оговорку об электронной подписи.