В комментарии к одной из предыдущих статей мне довелось прочитать: «Гвидон сначала дважды "ошибается", прося не те подарки - белку и дружину богатырей. И только на третий раз, говоря о чудесной девице на которой хочет жениться, он расколдовывает царевну-лебедь». Вот тут хочется немного поспорить.
Ошибается ли Гвидон? Чем вызваны его просьбы? Вообще, конечно, совершенно правильно другой уважаемый комментатор заметил, что невозможно подходить к сказкам (не только пушкинским) с точки зрения современной логики. Но всё же давайте попробуем хоть немного разобраться.
Услышав от первых приехавших к нему корабельщиков, что плывут они «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана», князь просит передать от него поклон, а затем «с берега душой печальной провожает бег их дальный». И на вопрос лебеди о причине печали ответит:
Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца.
По-моему, вот здесь – ключик к разгадке. Князь хочет увидеться с отцом! А «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» всячески пытаются не допустить этого (о причинах можно лишь гадать: подозревают что-либо, боясь разоблачения, или просто не хотят, чтобы царь слушал кого-нибудь, кроме них) и именно поэтому рассказывают всякий раз о новом чуде, отвлекая царское внимание. Ну, а настойчивый Гвидон убирает все эти препятствия, получая очередное помянутое ими чудо.
Кстати, не могу не остановиться на том, как описывает их поэт. Это же великолепно! Если в первый прилёт Гвидона он увидит, что они просто «около царя сидят и в глаза ему глядят», то дальше в речи поэта будет звучать явное ехидство:
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
И потом будет даже с каким-то злорадством дважды повторённое
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят—
Четырьмя все три глядят.
И тут снова вернусь к комментариям. Прочитала в них вот такую догадку: «И ещё одна мысль, у Пушкина видимо в душе была обида на тёщу и сестёр жены, вот он таким образом и высказывал свое отношение». Конечно, каждый видит по-своему, но мне кажется, что дело обстоит не совсем так. Высказавший своё мнение автор думает, что «баба Бабариха - это мачеха и две её дочки, поэтому падчерицу и сжили со свету». Мне (вероятно, из-за пушкинских записей) представляется, что Бабариха – из родственниц царя, вероятно, утратившая из-за женитьбы царя влияние на него и обретшая в ткачихе с поварихой союзниц в нелюбви к царице. Пушкин, назвавший старуху бабушкой Гвидона, ещё добавил загадочности. Я даже не буду сейчас строить догадки, кто такая «сватья баба Бабариха» - сейчас о другом.
Конечно, обида на тёщу у Пушкина была, и писал он об этом немало (правда, только в письмах). А вот по поводу сестёр я не согласна категорически. Давайте немного вспомним.
После отъезда Натали с мужем в Петербург сестёр её отправили в Полотняный Завод. Сначала говорили, что, как обычно, на лето, однако пробыли там девушки безвыездно три года. Я в своё время подробно об этом писала, сейчас повторяться не буду. Летом 1834 года приехавшая к ним Наталья Николаевна, увидев печальное положение сестёр, решает взять их с собой в Петербург.
Но это будет три года спустя. А сейчас Пушкин, как писали знакомые, «пьян своею женою» и счастлив, он не может и предположить грядущего… И станет ли он сводить счёты с роднёй жены? Тёща далеко (она, кстати, так и останется вдали от него), о том, что сёстры окажутся запертыми в деревне, скорее всего, никто ещё и не думает. Я предположила о влиянии Натали на создание образа Царевны Лебеди, но предположить, что ткачиха с поварихой – её сёстры, простите, не могу никак.
*****************
Наверное, пора вернуться к князю. Его стремление увидеться с отцом заметно и в постоянной просьбе передать поклон, которая в конце концов перерастёт в упрёк:
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался—
Шлю ему я свой поклон.
Ясно видна и радость его, когда встреча вот-вот должна состояться:
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
В финале сказки воссоединяются царь с царицей. И Гвидон находит своё счастье:
Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви.
И, говоря об этом, добавлю: у меня не очень укладывается в сознании фраза, что князь «расколдовывает царевну-лебедь». Тут, как мне представляется, тоже нет полной ясности.
Возможно, для многих читателей (как и для меня поначалу) возникают ассоциации с самой, наверное, знаменитой лебедью в искусстве – героиней «Лебединого озера». Я ещё помню виденную мной в далёком детстве постановку, когда Злой гений представал в виде коршуна, которому в финале балета Принц отрывал крылья – и прекрасная Одетта становилась девушкой. Может быть, где-то в подсознании остался этот момент?
Всё же, мне кажется, у Пушкина немного иначе. Мы видим коршуна, стремящегося убить чудо-птицу. А затем от неё услышим:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Но ведь она была и остаётся могущественной чародейкой, исполняющей желания князя: не только ведь переносит в его владение «дива», но и превращает его то в комара, то в муху, то в шмеля.
Да, конечно, она преобразится, услышав от него слова любви и верности (то, что влюбился князь, только лишь услышав о ней, нас смущать не должно – в сказках именно так и бывает):
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Но «расколдовали» ли её эти слова? Или просто поняла чудо-девица, что и её судьба пришла?
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
А ведь перед этим звучало вполне земное и житейское предупреждение (может быть, и сам Александр Сергеевич об этом задумывался?):
Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.
Но на то и сказка, чтобы возникла полная гармония между любящими, – и вот уже не летит князь за корабельщиками:
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
************
Любовь всегда побеждает…
В статье использованы иллюстрации Б.А.Дехтерёва
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь