Наш разум - это мощный инструмент, который способен анализировать, постигать законы природы, создавать технологии и искусство. Однако, даже он может давать сбой, поддаваясь влиянию скрытых ловушек - когнитивных искажений.
На данный момент их насчитывается несколько десятков. Но некоторые искажения могут серьезно вводить нас в заблуждение во время оценки людей, неосознанно приписывая им те качества, которыми они не обладают.
Все эти ошибки мышления проистекают из стремления нашего разума упростить сложную реальность и процесс принятия решений.
Сегодня давайте рассмотрим три из них: "эффект Гало", "эффект привязки" и "ингрупповой фаворитизм".
✅ Эффект Гало.
Эффект Гало заключается в тенденции оценивать все качества человека на основе какой-нибудь одной заметной черты. Чаще всего это внешние характеристики, например красота или манеры. В результате мы автоматически приписываем ему и другие положительные качества, создавая о нем необъективное впечатление.
Предположим, что вы встретили человека с образцовой внешностью. На основе этого вы можете сразу же предположить, что он наверняка умен, добр и успешен. В реальности же эти черты могут быть совершенно не связаны с внешностью. А человек может вполне оказаться глупым и завистливым неудачником.
✅ Эффект привязки (первое впечатление).
"Эффект Гало" (ореола) и "эффект привязки" очень похожи тем, что связаны с влиянием первого впечатления на последующее восприятие и оценку человека.
Вот только в данном случае, мы исходим не из одной конкретной черты, а от впечатления в целом (приятного или неприятного). И это может сильно влиять на дальнейшую коммуникацию.
Например: вы работаете на крупном предприятии и часто общаетесь с коллегой из другого отдела. Несмотря на то, что вы знаете его поверхностно, вы испытываете к нему симпатию просто потому, что заранее слышали о нем много хорошего. При более близком знакомстве вы можете обнаружить, что у вас мало общего, и симпатия может смениться на нейтральное или даже негативное отношение.
✅ Ингрупповой фаворитизм.
Ингрупповой фаворитизм — это склонность приписывать положительные качества людям, которые принадлежат к той же группе, что и вы сами. Это может быть группа по интересам, профессиональное сообщество, одноклассники, друзья, и т.д. Таким образом, мы создаем у себя положительное впечатление о членах своей группы и можем критиковать других.
Например, вы - футбольный болельщик определенной команды и считаете, что все фанаты вашей команды - замечательные люди, а болельщики других команд - неприятные и даже агрессивные. На деле же положительные и отрицательные черты личности равномерно распределены среди всех болельщиков, независимо от их предпочтений.
Важно помнить и знать, что эти когнитивные искажения: “эффект Гало”, “эффект привязки” и “ингрупповой фаворитизм” могут часто вводить нас в заблуждение. Они мешают объективной оценке и приводят к принятию неверных умозаключений. Поэтому лучше не торопиться и делать свои выводы, когда на руках будет достаточно объективной и проверенной информации.
📌 Задать вопросы и записаться ко мне на консультацию можно здесь ⟶ https://vk.com/write209037786