- «С какого возраста нужно начинать рассказывать детям про Бога?»
Маленькие дети чувствуют всё хорошо. Дети больше сердцем видят, чем разумом, они всё понимают. Им сложно что-то говорить, не будучи спрошенным. А вот если начинают спрашивать, тут уже нужно рассказывать.
- «Девочке 5-6 лет».
Лучше всего отвечать на вопрос ребенка или комментировать его слова. Когда человек (не только ребенок) что-то говорит, особенно когда он что-то спрашивает, это как будто он приоткрыл чуть-чуть дверь в свою душу. Когда человек спрашивает, он приоткрывает дверь и предлагает войти. Он приоткроет больше, если мы, заглянув в эту щелочку, дадим ему почувствовать, что мы его правильно понимаем. Человек начинает проникаться доверием. Постепенно еще больше приоткроется дверь, и так выстраивается разговор.
Родители очень часто совершают чудовищную ошибку, когда не умеют разговаривать с ребенком. Поясню простым примером. Ребенку 5-6 лет, мама забирает девочку из детского сада. Дочь рассказывает о каких-то событиях, которые сегодня произошли в ее жизни и говорит о неприятной ситуации, что подружка ее толкнула, ударила или обозвала. Реакция родителей сразу сводится к тому, что ребенка просят не переживать, говорят, что, может быть, она сама виновата. Взрослые пытаются сразу помочь ребенку разобраться в ситуации. Они думают, что у ребенка проблемы, нужно ему помочь их решить, начинают их решать, а этого делать не надо.
На самом деле, взрослые слишком торопятся. Ребенку всего-навсего нужно дать почувствовать тепло, любовь. Как это сделать? Нужно просто озвучить те чувства, которые ребенок в данный момент испытывает. Нормальная, правильная реакция в этой ситуации будет примерно такая. Нужно спросить у девочки: «Тебе было обидно из-за этого?» Таким образом, мы обращаем взор ребенка на свои собственные чувства. Во-первых, он подтверждает, и ему сразу становится легко и приятно от того, что его поняли. Он говорит про эту ситуацию, потому что хочет поделиться своей внутренней болью, своим внутренним состоянием. Он хочет поговорить о своих чувствах, а не о том, что ему делать, и почему так получилось. Это очень важно. Если мы так будем вести себя с ребенком, он не закроется. Он будет открываться все больше и больше, охотнее будет нам рассказывать обо всем, встречая в нашем лице каждый раз понимание. Ребенок испытывает комфорт.
В повседневном общении с людьми эта схема тоже работает. Когда взрослый человек что-то рассказывает другому взрослому, это означает, что его это сильно беспокоит. Мы отдалим от себя человека, если реакция наша будет такая: «Да ты не переживай!», «Да брось ты, всё ерунда!» Мы как бы ему говорим: «Неужели ты из-за такой ерунды еще и переживаешь? Я тебе скажу, за что нужно переживать, за что не нужно». Мы даем оценку ситуации, сразу отметаем всё то, что мы не знаем и не хотим знать в принципе. А внешне это выглядит так, что мы пытаемся успокоить, принять участие в его проблеме. Но на самом деле он чувствует холод, он не хочет потом делиться с нами. Вспомните себя, когда Вы что-то говорили, а у окружающих была такая реакция. Вы не чувствовали, что Вас просто не понимают?
Зачастую мы с детьми так себя ведем. Но когда ребенок вырастает, в подростковом возрасте совсем закрывается, ничего не рассказывает родителям о своих переживаниях, достижениях, успехах. Он наперед знает, что именно родители будут говорить. И ему это не нужно. Как результат, он чувствует одиночество, предпочитает общество друзей, подруг, но не родителей.
Что касается религиозных вещей, здесь важен пример. Важно говорить ребенку о Боге, не навязывая свое видение. Важно жить так, чтобы ребенок сам тебя спросил об этом.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.