Найти тему

Легкая противотанковая самоходная артиллерийская установка "Хетцер".

Оглавление

После целого ряда своеобразных и не всегда удачных легких истребителей танков немецким конструкторам в 1943 году удалось создать весьма удачную машину, которая сочетала в себе низкий силуэт и небольшой вес, достаточно сильное бронирование и эффективное вооружение. В этой статье пойдет речь о ПТ САУ получивший имя "Hetzer", истории ее разработки, описание конструкции и особенностей.

ПТ САУ "Хетцер"
ПТ САУ "Хетцер"

История разработки и описание конструкции САУ.

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ семейства "Мардер" уже не в отвечают требованиям. Боевая обстановка требовала от немцев разработать единую машину для борьбы с танками противника вместо накопившихся разносортицы САУ с бесконечным числом модификаций. Разнообразие парка самоходок все чаще выходило немцам боком: возникала путаница с тактическом применении разнообразных машин, которую усугубляли постоянные трудности со снабжением запчастями и обучением танкистов. Назревала необходимость унифицировать имеющиеся САУ.

Хайнц Вильгельм Гудериан (17 июня 1888 — 14 мая 1954) — германский военный деятель, военачальник, военный теоретик, генерал-полковник. Один из создателей немецких танковых войск и главный теоретик блицкрига. Выступал за ведение молниеносной войны с широким применением танков.
С начала Великой Отечественной войны находился на советско-германском фронте. Командовал 2-й танковой группой, которая сыграла важнейшую роль в осуществлении операции "Барбаросса".
В мае 1945 года арестован американскими войсками, содержался в лагерях для военнопленных. К суду не привлекался, в 1948 году освобождён
Хайнц Вильгельм Гудериан (17 июня 1888 — 14 мая 1954) — германский военный деятель, военачальник, военный теоретик, генерал-полковник. Один из создателей немецких танковых войск и главный теоретик блицкрига. Выступал за ведение молниеносной войны с широким применением танков. С начала Великой Отечественной войны находился на советско-германском фронте. Командовал 2-й танковой группой, которая сыграла важнейшую роль в осуществлении операции "Барбаросса". В мае 1945 года арестован американскими войсками, содержался в лагерях для военнопленных. К суду не привлекался, в 1948 году освобождён

Первым такую идею в марте 1943 года выдвинул Гейнц Гудериан. После этого была запущена программа Panzerjager. Новый истребитель танков должен стать максимально простым в производстве, дешевым, подвижным, эффективным и пригодным для массового выпуска.

В это же время наступил кризис в выпуске штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. При авиаударе были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего изготовителя основного противотанкового средства — штурмовых орудий. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва.Чтобы не допустить этого, к их выпуску в декабре 1943 года подключили фирму Krupp. Она была генподрядчиком по изготовлению средних танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий, они сделали ставку на "четверки". Благодаря использованию рубки от StuG III, обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV, во-первых, оказалось довольно дорогим, а во-вторых — для их производства использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало.

налет авиации союзников на промышленный район Германии
налет авиации союзников на промышленный район Германии

Нужно было другое решение. Одним из вариантов стало привлечение к выпуску других предприятий. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод ВММ (до оккупации — CKD). На завод поступило указание начать производство штурмового орудия StuG 40. Но 23-тонная боевая машина была ему "не по зубам".

Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе — сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа — StuG nА— "штурмовом орудии нового образца". Тогда оно особого интереса у военных не вызвало, а теперь же на завод поступил срочный заказ — закончить проект в минимальные сроки.

серийный танк Pz.38(t) - один прародителей ПТ-САУ "Хетцер"
серийный танк Pz.38(t) - один прародителей ПТ-САУ "Хетцер"

17 декабря 1943 года военным показали проектную документацию новой боевой машины. В основу ее конструкции легли агрегаты серийного танка Pz.38(t) и опытного разведывательного танка TNHnA. Первоначально в качестве вооружения хотели использовать безоткатное орудие, но его выпуск задерживался. В итоге на машину установили противотанковую 75-мм пушку Pak 39.

буксируемое противотанковое орудие Pak 39
буксируемое противотанковое орудие Pak 39

К 24 января 1944 года изготовили полноразмерный деревянный макет САУ, и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название "Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Pak 39 на шасси Pz.38(t)". В танковых войсках самоходке присвоили более короткое имя - Leichte Panzerjager 38(t) (легкий истребитель танков на шасси Pz.38(t)). Чехарда названий завершилась только в ноябре 1944 года, когда новая самоходка получила обозначение Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2. 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название "Hetzer" ("хетцер"). Чаще всего в литературе название переводят - "охотник", в целом это верно, но более точным будет "егерь" или "псарь" потому, что "хетце" — это травля, то есть псовая охота.

один из прототипов ПТ САУ "Хетцер" во время испытаний
один из прототипов ПТ САУ "Хетцер" во время испытаний

Первый прототип новой самоходки закончили в марте 1944 года. Hetzer был готов к выпуску менее чем через четыре месяца. Некоторые предсерийные испытания машины просто пропустили. С одной стороны создателей сильно поджимало время, а с другой база самоходки – танк Pzkpfw 38 (t) был отлично знаком военным.

К 18 января 1944 года определили, что уже к марту 1945 года производство САУ должно достигнуть 1000 штук в месяц. По немецким меркам это были очень внушительные цифры, за эталон технологичности приняли средний танк "Пантера". За те же человеко-часы, которые требовались для сборки 1 танка, нужно было собрать 3 новых машины, обладавших сравнимой огневой мощью. За выпуск Хетцеров отвечали 2 предприятия: BMM и Skoda.

компоновочная схема ПТ САУ "Хетцер"
компоновочная схема ПТ САУ "Хетцер"

По своей компоновке новая ПТ САУ стала безбашенной с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус был полностью сварным, с большими углами наклона броневых листов. Верхний лобовой лист корпуса с толщину 60 мм был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°. Кормовой лист такой же толщины — под углом 40°.

схема расположения экипажа ПТ САУ "Хетцер", спасибо "War Thunder"
схема расположения экипажа ПТ САУ "Хетцер", спасибо "War Thunder"

В отличие от всех предыдущих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ "Хетцер" было слева от продольной оси машины. За ним разместились наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения.

Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая была съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, сделали два люка с двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначен для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй — командира.

на фотографии хорошо виды оба открытых люка ПТ САУ "Хетцер"
на фотографии хорошо виды оба открытых люка ПТ САУ "Хетцер"

Для удешевления "Хетцер" был не очень оснащен приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя - две смотровые щели со стеклоблоками "триплекс" в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий — через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90° к оси корпуса (в положении "9 часов") был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Его установили в откидной крышке надмоторного люка в положении "6 часов", то есть позволял вести наблюдение назад. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти "слепа" по правому борту.

схема расположения орудия внутри ПТ САУ "Хетцер"
схема расположения орудия внутри ПТ САУ "Хетцер"

Основным оружием на "Хетцере" стала 75-мм противотанковая пушка Pak 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Её установили в узкой амбразуре лобового листа корпуса чуть-чуть правее продольной оси машины. Орудие прикрывала литая бронемаска, более известная как "свиное рыло". На крыше корпуса
расположили 7,92-мм пулемет прикрытый специальным щито. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном казеннике пушки, и несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° — влево и до 10° — вправо). Вертикальная наводка был возможна в пределах от -6° до +12°.

Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в не самое боевое отделение. Это стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

Такую рамку для орудия Pak 39/Pak 40 спроектировал в 1942 — 1943 годах инженер К.Штольберг, но тогда она не вызывала доверия у военных. Но после изучения захваченных советских САУ СУ-85 и СУ-152, их орудия установили как раз в подобных рамках, немецкое командование поверило в работоспособность конструкции. Немцы использовали рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70, а позднее и на "Ягдпантере".

Рамку вместе с орудием Pak 39/2 и подвижной броней позаимствовали для "Хетцера" у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и баллистике Рак 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд покидали ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с и на дистанции 1000 м мог пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал 97 мм брони.

Носовая часть "Хетцера" оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, из-за него передок проседал на 8 — 10 см относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого у серийных машин ранних выпусков немного уменьшили качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а потом еще усилили подвеску передних опорных катков.

Пушки Pak 39/2 имели дульный тормоз. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было жизненно важным. Серийные САУ "Хетцер" покидали цеха без дульного тормоза— его попросту свинчивали, но в заводских условиях.

Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.

один из сохранившихся "Хетцеров", на верхней части виден пулемет
один из сохранившихся "Хетцеров", на верхней части виден пулемет

Боекомплект пушки состоял из 40 — 41 выстрела, пулемета — из 1200 патронов.

В движение "Хетцер" проводил 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин. Из-за этого мотора пришлось вносить изменения в выхлопную систему. В отличие от двигателя Praga ЕРА, который устанавливался на танках Pz.38(t), на Praga АЕ выхлопной коллектор вывели вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке.

схематичный продольный разрез ПТ САУ "Хетцер"
схематичный продольный разрез ПТ САУ "Хетцер"

Радиатор емкостью 50 л тоже был в силовом отделении, за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, происходил от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовали этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось использование спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л (левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического насоса Solex Autopulse. Двигатель оснастили двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. На шоссе и хорошем грунте истребитель танков мог развить скорость до 40 км/ч. Емкость двух топливных баков составляла 320 литров, этого хватало на 185-195 км.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson — планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Во время испытаний трофейного 2Хетцера" в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.

Ходовая часть, конструктивно аналогичная Pz.38(t). Применительно к одному борту она состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, которые позаимствовали у танка TNHnA. Опорные катки сблокировали попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических листовых рессорах (толщину листов увеличили с 7 до 9 мм). Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы - сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 — 98 траков. Ширина гусеницы — 293 мм. Колея «Хетцера», по сравнению станком Pz.38(t), была увеличена с 2140 мм до 2630 мм. Боевая масса САУ - 16 т.

Боевое применение.

"Хетцеры" начали поступать в боевые части с июля 1944 года. Машины распределяли по батальонам истребителей танков. По штату каждый батальон состоял из 45 ПТ-САУ. В него входили 3 роты по 14 машин, еще 3 САУ были в расположении штаба батальона. Помимо отдельно создаваемых батальонов, "Hetzer" поступали на вооружение противотанковых дивизионов пехотных дивизий и подразделений войск СС.

ПТ САУ "Хетцер" в войсках
ПТ САУ "Хетцер" в войсках

С начала 1945 года в Германии начали формировать даже отдельные противотанковые роты, вооруженные самоходками. Отдельные взводы Хетцеров входили в состав различных импровизированных соединений, которые создавали из фольксштурма и моряков. Часто Хетцеры заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков.

"Хетцер" в городской среду
"Хетцер" в городской среду

ПТ-САУ Hetzer активно использовали во время боев за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, также во время Арденского наступления. Благодаря рациональным углам наклона брони, очень низкому силуэту этот маленький истребитель танков отлично выполнял свою роль, действуя из засад и после атаки быстро меняя позицию. Его орудие уступало пушкам советских танков ИС-2 и Т-34-85, что исключало дуэли на дальних дистанциях. Hetzer был отличной самоходкой, но только в ближнем бою, нападая из засады.

замаскированный "Хетцер" перед выездом на огневую позицию
замаскированный "Хетцер" перед выездом на огневую позицию

Сами танкисты отмечали ряд серьезных недостатков машины. Бывший командир "Хетцера" Армин Зонс, вовсе не считал Hetzer чем-то выдающимся. По его словам, главным достоинством САУ было то, что с ее появлением пехотные подразделения вермахта стали чувствовать увереннее. Хорошее орудие и всю конструкцию САУ портило его расположение. "Хетцер" имел самые маленькие углы горизонтальной наводки (16 градусов) среди всех немецких самоходок.

Это было одним из главных недостатков машины: смещение орудия вправо привело к неудачному размещению экипажа. Командир САУ сидел особняком, что также негативно сказывалось на взаимодействии экипажа во время боя. Кроме прочего обзор поля боя у командира был ограниченным, а дым выстрелов пушки, расположенной прямо перед ним, еще ухудшал его.

Механик-водитель часто вынужден был поворачивать ПТ-САУ подставляя врагу слабо защищенный 20-мм борт. Бортовая броня Хетцера была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. При этом любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов, который находился на стенке напротив заряжающего ниже пушки.

Заключение.

В Германии слишком поздно поняли, что для борьбы с танками союзников им необходимы не "всесокрушающие" капризные, сложные и дорогие в производстве монстры, а небольшие и надежные ПТ-САУ. Истребитель танков Hetzer стал в своем роде шедевром немецкого танкостроения. Малозаметная, а что самое главное, дешевая в производстве машина, успела попортить крови бронетанковым частям Красной Армии и союзников.

подбитый "Хетцер"
подбитый "Хетцер"

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!