Рассказываем об истории вагоностроительного завода в Риге
К концу XIX века Российская империя начала выкупать частные магистрали. Теперь государство могло управлять железнодорожной отраслью страны и среди прочего — созданием подвижного состава.
Появление акционерного общества "Фениксъ"
Сергей Витте предложил построить на окраинах империи крупные вагоностроительные заводы. Это обеспечило бы страну вагонами и одновременно помогло росту промышленности. Предполагалось, например, что завод в Прибалтике улучшит жизнь края: это и рабочие места, и применение местных металлургических мощностей.
Создавать решили акционерное общество с участием государственного капитала. 31 марта 1895 года российскому промышленнику австрийского происхождения Оскару Фрейвирту выдали разрешение на учреждение Акционерного общества вагоностроительных и механических заводов "Фениксъ".
Проектировал комплекс рижский архитектор Карл Иоганн Фельско. Уже через год после открытия на новеньком заводе работали больше 2 тысяч человек, а к началу XXI столетия — 3,5 тысячи. Желающих обучали прямо на месте: новые рабочие месяц учились и потом ещё два месяца практиковались.
Работа кипела. За пять лет завод построил больше 7 тысяч разных вагонов. Открывались новые цеха, производство росло. Вагоны шли не только на российские железные дороги, но и за границу. Например, в 1913-м завод построил партию для Италии. А на территории нынешней Юрмалы вагончики "Феникса" курсировали по трамвайной линии. За один только 1913 год с завода вышло 4 тысячи товарных и 200 пассажирских вагонов.
Не только вагоны
В Первую мировую завод эвакуировали подальше от границы, а в 1923-м предприятие снова стало работать на прежнем месте, но уже в независимой Латвии. Вагоны поставляли в том числе и Советскому Союзу.
Постепенно завод становился не просто промышленным предприятием. Компания стала заниматься благотворительностью, участвовать в совершенствовании трудового законодательства, защищать права рабочих. А вокруг производства образовался небольшой городок с больницами, школами, библиотекой, театром.
Возрождение и упадок
Во Вторую мировую завод заметно пострадал, а после её окончания возродился уже как Рижский вагоностроительный. Выпускали на нём вагоны, электрички, трамваи и даже холодильники. Вагоны отправлялись в Болгарию и Югославию, а для СССР в 1974 году на заводе построили поезд ЭР200, развивавший скорость до 200 километров в час.
После распада СССР завод стал производить меньше продукции, его приватизировали по частям несколько компаний. В таком виде он проработал ещё пару десятков лет, но в итоге обанкротился.
Об истории ещё одного завода, Демиховского, мы рассказывали в этой статье.