Найти в Дзене
Исторический музей

«Химера» и «Пери» Гюстава Моро

Золотые пластины с эмалевыми композициями сделаны по акварелям Гюстава Моро (1826 — 1898), яркого представителя символизма. Его современник, писатель и журналист Теофиль Готье, так характеризовал творческую манеру Моро:

«...странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомленного и утонченного духа».
Щукин Петр Иванович. 1900-е гг.
Щукин Петр Иванович. 1900-е гг.

Петр Иванович Щукин, один из известнейших коллекционеров и главных дарителей Исторического музея, описал историю их приобретения:

«Будучи в 1889 году в Париже, я познакомился там на Всемирной выставке с известными ювелирами Бапстом и Фализом и заказал сначала одну миниатюру, писанную эмалевыми красками на золотой пластинке, а потом, в пару к ней, другую < ... > Обе эти миниатюры, стоившие каждая по 2500 франков, вышли превосходно и украсили потом мою картинную галерею».

В творчестве Гюстава Моро античные и библейские сюжеты занимали одно из центральных мест. На великолепных миниатюрах, выполненных по акварели художника, древние мифологические персонажи представлены в усложненно-фантастическом виде. Примером этому может служить композиция «Химеры», где античность и символизм сливаются в гармоничное целое. Картина Гюстава Моро — одна из многих на тему древнегреческой культуры, легенды и образы которой оказались необычайно востребованы живописцами-новаторами последней четверти XIX века.

Картина эмалевая «Химера». Грандом Поль, Гарнье Альфред. По акварели Гюстава Моро. Фирма «Бапст и Фализ» 1890 г.
Картина эмалевая «Химера». Грандом Поль, Гарнье Альфред. По акварели Гюстава Моро. Фирма «Бапст и Фализ» 1890 г.

Химера — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи, описанное впервые в «Илиаде» Гомера. Позднее древнегреческое мифологическое чудовище приобрело образ вероломной женщины, изрыгающей огонь и наводящей ужас на людей. Она изображена в месте своего легендарного пребывания — у пропасти на вершине горы.

-4

Считается, что химера — метафорическое описание вулкана одной из ликийских гор. В самом широком смысле ее образ означает несбыточные мечты, пустые надежды. Химера была очень популярным образом у романтически и трагически настроенных художников-символистов. Она олицетворяла призрачность земной славы и тщету усилий.

Картина эмалевая «Пери». По акварели Гюстава Моро. Грандом Поль, Гарнье Альфред. Фирма «Бапст и Фализ» 1889 г.
Картина эмалевая «Пери». По акварели Гюстава Моро. Грандом Поль, Гарнье Альфред. Фирма «Бапст и Фализ» 1889 г.

На второй картине изображен пэри (пари, пери) — один из духов персидской мифологии, предстающий, как правило, в образе прекрасной молодой женщины, обольщающей героев. Красота пэри настолько пленительна, что лишает влюбленного сознания и даже разума. Часто пэри вступают в любовную связь с людьми, от которой рождаются необыкновенные дети. Своего избранника пэри награждает неземной любовью, наделяет его способностью изгонять злых духов, излечивать болезни.

-6

Мужчина, не принявший любовь пэри, жестоко наказывается. Чарующий образ пэри проник в европейскую литературу, а затем в изобразительное искусство.

Картины представлены в обновленной экспозиции Золотой кладовой в Главном здании музея

Музеи
137 тыс интересуются