Не так давно, мы делали краткую заметку в годовщину тяжелых потерь, которые понес британский флот исключительно по причине человеческого фактора (по одной из версий) и отсутствия "правильных коммуникаций", как сейчас бы сказали. Предлагаем более подробное изложение событий.
Для каждого боевого корабля судьба отмеряет свой определённый срок и жизненный путь: кого-то ждёт долгая и славная боевая судьба с участием в сражениях и исторических событиях; кому-то уготована «тихая и спокойная» повседневная, монотонная, но не менее важная боевая служба. А для каких-то кораблей отмерен короткий «жизненный путь», отраженный в одном ярком и яростном сражении, которое осталось в военно-морской истории. Этот рассказ по сути, именно о таких двух кораблях, пусть и немного расширенный.
Если проанализировать боевой путь британских эскадренных миноносцев типа «Акаста», то среди восьми эсминцев, построенных по этому проекту, можно найти представителей всех трёх «жизненных вариантов», представленных выше. В своих статьях (не только в этой) мы попробуем, по возможности, подробно рассмотреть боевой путь каждой боевой единицы. И начнем с двух эсминцев, «Акасты» и «Ардента», которые как раз и отметились своим подвигом в войне на море. А ведь между тем, всё начиналось просто и банально.
Эсминец «Акаста» после ввода в строй был отправлен на Средиземное море, где вошёл в состав 3-го дивизиона эсминцев, прослужив в этом соединении почти семь лет с перерывами на краткие ремонты. В этот период службы он отметился довольно крупной аварией, когда в июне 1934 года во время учений в районе Мальты столкнулся с лидером «Кодрингтон». Также ему довелось поучаствовать в событиях, связанных с гражданской войной в Испании. В последующем, весной 1937 года, его перевели в Британию, где он прошёл модернизацию, после которой он базировался на Плимут. Начало Второй мировой войны эсминец «Акаста» встретил в составе 18-го дивизиона эсминцев, выполняя патрулирование зоны Канала и Западных подходов. До весны 1940 года ему довелось поучаствовать в сопровождении крейсера «Аякс», возвращавшегося в Великобританию после боя у Ла-Платы (январь 1940), линейного крейсера «Ринаун», совершавшего переход из Девонпорта в Клайд, лёгкого крейсера «Пенелопа» (май 1940 года), повреждённого у Нарвика.
Эсминец «Ардент» в довоенные годы прошел примерно такой же путь. После ввода в строй в апреле 1930 года его, так же, как и «Акасту», отправили на Средиземное море, в 3-й дивизион эсминцев. Примечательно, что после ввода в строй были выявлены недостатки в установке 120-мм орудия № 4, по этой причине корабль задержался на верфи и затем, когда он уже находился в составе 3-го дивизиона, на нём проводились испытания. Так же, как и «Акаста», «Ардент» до весны 1937 года пробыл на Средиземноморье, успев поучаствовать и в «испанских событиях», после чего был отозван в Британию. С апреля 1937 года по апрель 1938 года эсминец прошёл ремонт и модернизацию в Девонпорте, после которых вернулся уже в состав 18-го дивизиона эсминцев сил Канала. Первые месяцы войны эсминец участвовал в противолодочном патрулировании в Канале и на Западных подходах. К наиболее ярким событиям этого периода можно отнести только уже упомянутое сопровождения крейсера «Аякс» в Плимут.
Как мы видим, у обоих эсминцев вначале была очень похожая и ничем не примечательная деятельность. Однако всё вскоре изменилось, и причиной этому стала необходимость проведения британским флотом двух крупных эвакуационных мероприятий летом 1940 года. В начале июня 1940 года британские военно-морские силы метрополии проводили сразу две операции по эвакуации экспедиционных сил с континента – «Динамо» (из Дюнкерка) и «АльфаБета»» (из Норвегии). Именно во второй операции и приняли участие «наши» эсминцы.
В соответствии с планом операции «АльфаБета» для перевозки войск в Британию было сформировано два конвоя, выход которых в море должен был состояться с 4 по 8 июня 1940 года. Для прикрытия конвоев с воздуха 2 июня в район Нарвика прибыли авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», а в качестве корабельного прикрытия привлекли оперативную группу адмирала Уайнтворта: линейный крейсер «Рипалс», три крейсера и пять эсминцев. Однако 5 июня после сообщения воздушной разведки о двух неизвестных кораблях северо-восточнее Фарерских островов эти силы были направлены на их перехват и прикрытие Северного патруля.
Для погрузки войск, эвакуируемых из Норвегии, были задействованы 15 транспортов под прикрытием крейсеров «Ковентри» (флаг адмирала Вивиана), «Саутгемптон», «Виндиктив» и десяти эсминцев. Оперативное прикрытие погрузки и выхода первого конвоя осуществляли авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», крейсировавшие севернее Лофотенских островов. Предполагалось, что они присоединятся к эскорту второго конвоя.
Первый конвой из шести наиболее крупных транспортов, имея на борту 15 000 человек, 4-6 июня 1940 года покинул Нарвик в сопровождении крейсера «Виндиктив». В море к ним присоединились линкор «Вэлиент» и эсминцы. Второй конвой из семи транспортов с 10 000 солдат на борту вышел из Нарвика 7-8 июня в охранении крейсеров «Саутгемптон», «Ковентри» и пяти эсминцев. 9 июня к ним присоединился авианосец «Арк Ройял» с ещё тремя эсминцами. Авианосец «Глориес» с эсминцами «Ардент» и «Акаста» отправился в метрополию самостоятельно. Это и было прелюдией к катастрофе.
Интересно, что боевой необходимости в отделении «Глориеса», по сути, не было. В британских документах чаще всего причиной такого решения называют желание командира корабля быстрее прибыть на базу, где в военном суде должен был быть решен конфликт между командиром авианосца капитаном 1-го ранга Д`Ойли-Хуго и командиром авиакрыла капитаном 3-го ранга Хитом. Источником конфликта, как вспоминали очевидцы, стало желание командира корабля использовать палубные «Свордфиши» по береговым целям в Норвегии, что и вызвало непринятие такого решения Хитом. Но теперь мы уже не узнаем, как мог бы разрешиться данный конфликт – все его участники погибли. Впрочем, доподлинно причина самостоятельного и ускоренного возвращения «Глориеса» в Скапа-Флоу неизвестна. По другой версии, запасы топлива подходили к концу и требовали пополнения, есть версия - что палуба авианосца была "заставлена" самолетами берегового базирования, и так как от такого авианосца не было толку - его и отправили быстрее в базу.
Активность британцев в Норвежском море не осталась без внимания немецкого морского командования, которое решило не игнорировать такую крупную операцию Королевского флота. Причём изначально немцы не планировали «гоняться» по арктическому морю за британскими конвоями и отдельными кораблями, поэтому целью разработанной операции под названием «Юнo» стала атака Харстада – главной базы союзников под Нарвиком, где концентрировались британские корабли. К тому же эта акция могла отвлечь британский флот от поддержки своих плацдармов в Норвегии и тем самым поддержать действовавшие в окружении немецкие войска.
Атака по британским силам должна была состояться в ночь с 8 на 9 июня. Для этого 4 июня 1940 года из Киля в поход к побережью Северной Норвегии вышла немецкая эскадра в составе линкоров «Гнейзенау» (под флагом вице-адмирала Вильгельма Маршалля), «Шарнхорст», тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и четырёх эсминцев («Карл Гальстер», «Эрих Штайнбринк», «Герман Шёманн» и «Ганс Лоди»).
До 6 июня немецкое соединение прошло проливы и продвигалось вдоль побережья Норвегии. 7 июня 1940 года, при подходе немецкой эскадры к месту проведения операции, адмирал Маршалль получил данные авиаразведки о движении в западном направлении от побережья двух конвоев противника, из чего следовало, что союзники заканчивают эвакуацию своих войск из-под Нарвика. В этой ситуации, вопреки первоначальному плану операции, Маршалль принял решение отказаться от атаки опустевшего Харстада и бросить все силы на перехват идущих из Нарвика союзных конвоев, о чём сообщил в штаб командования «Вест». Интересно, что штаб Кригсмарине отдал приказ продолжать операцию согласно плану, но Маршалль решил действовать по своему усмотрению и, построив корабли в строй фронта, начал поиск противника. И как мы увидим позднее - такую "самостоятельность" Маршаллю не простили.
Сразу отметим, что немецкой эскадре не удалось перехватить конвои, однако им по пути попалось несколько одиночных британских кораблей и судов. В итоге только за несколько часов 8 июня были потоплены танкер «Ойл Пайонир» (5 660 тонн), вооруженный траулер «Юпитер», транспорт «Орама» (19 840 тонн). В это же время «Шарнхорст» перехватил британское госпитальное судно «Атлантис», которое немцы отпустили. В последующих трагичных событиях сыграл свою роль тот факт, что ни одному из потопленных британских кораблей не удалось передать радиосообщение, либо оно было заглушено более мощными немецкими радиостанциями. В то же время выглядит странным, что и «Атлантис» не сообщил о немецких кораблях, когда был отпущен (в 09:40).
Немецкие линкоры продолжили рейд самостоятельно, и через несколько часов их курс пересёкся с маршрутом авианосца «Глориес» и эсминцев сопровождения, в роли которых и "выступали" "Акаста" и "Ардент"!
Как известно, после получения разрешения от флагмана авианосец «Глориес» в 02:53 8 июня 1940 года покинул флагманский «Арк Ройял» в точке 70°17' северной широты и 14°10' восточной долготы. Для его сопровождения из имевшихся эсминцев были выделены «Ардент» и «Акаста». Отряд развил скорость в 22 узла и лёг на курс 250°. Несколько позже скорость была уменьшена до 17 узлов, и далее корабли, опасаясь атак подводных лодок, следовали противолодочным зигзагом. Следует отметить, что в Норвежской кампании одиночные переходы авианосцев с минимальным эскортом были типичны для Королевского флота, так как британское командование не допускало появления здесь крупных надводных сил противника. А вот встретить подводную лодку противника в этом районе можно было с большой вероятностью - отсюда решение командира авианосца на противолодочный зигзаг.
Всего на авианосце в тот момент (на момент начала самостоятельного перехода) находилось 36 самолётов, из которых было только шесть торпедоносцев «Свордфиш», а остальные – истребители «Гладиатор» и «Харрикейн». Наличие сухопутных истребителей на борту авианосца объяснялось тем, что «Глориес» был выбран для эвакуации истребителей RAF, находящихся в Норвегии. На него совершили перелёт с сухопутных аэродромов 20 истребителей из состава двух эскадрилий Королевских ВВС (RAF) для транспортировки в метрополию: 46-я эскадрилья RAF (10 истребителей «Харрикейн»), 263-я эскадрилья RAF (10 истребителей «Гладиатор»). К счастью для королевских ВВС и пилотов этих самолётов, они вылетели с авианосца утром 8 июня и благополучно добрались до Британии. После их отлёта на борту авианосца оставались 16 самолётов Королевских военно-воздушных сил флота (FAA): 823-я эскадрилья (6 торпедоносцев «Свордфиш»; 802-я эскадрилья FAA (10 истребителей «Си Гладиатор»).
В тоже время по другим данным, сухопутные истребители так никуда и не улетели, оставшись на авианосце, подтверждая версию о том, что они находились на палубе и мешали взлету патрульного самолета. Хотя ведь всегда можно сбросить за борт те объекты, которые мешают, в случае боевой обстановки. За данную версию выступает тот факт, что среди спасенных с "Глориеса" было четыре летчика, из которых двое - летчик и командир эскадрильи относились к Королевским ВВС, а не к морской авиации. Правда остается вопрос - может это были летчики, которых приняли на борт без самолетов?
Получается что вопреки мнению, которое высказал С.В.Патянин («Везерюбунг: Норвежская кампания 1940 г.»), сухопутные истребители не загромождали взлётную палубу авианосца, а были спущены в ангары и не могли препятствовать действиям флотской авиагруппы. Именно из-за наличия у «Глориеса» больших самолётоподъёмников, на нём и разместили «Харрикейны» с нескладывающимся крылом большого размаха. И это несмотря на то, что он имел посадочную палубу меньшей длины, чем у «Арк Ройял». Тем более, как мы выяснили (по данным - Вернона У.Хоуланда), сухопутные самолёты покинули авианосец за несколько часов до трагедии. Может имеют место ошибки перевода? В любом случае - для "Акасты" и "Ардента" это ничего не меняло.
8 июня в 16:00 отряд из авианосца и сопровождавших его эсминцев изменил генеральный курс на 205°, намереваясь кратчайшим путём достичь Скапа-Флоу. Личный состав кораблей находился в четвёртой степени готовности (маршевое состояние). Для экономии топлива под парами находились 12 из 18 котлов, что не позволяло в случае необходимости быстро развить максимальный ход. Авианосец выполнял противолодочный зигзаг, имея ход 17 узлов. Самолёты из ангара на палубу не поднимались. Отказ от воздушной разведки объяснялся тем, что из-за северо-западного ветра, достигавшего 2-3 баллов (около 6,5 узлов), для взлёта и посадки самолётов авианосцу пришлось бы ложиться на обратный курс. Не исключено, что решение по воздушному патрулированию было именно таким все из-за того же конфликта.
Эсминцы эскорта «Ардент» и «Акаста» следовали по бортам авианосца в двух кабельтовых с носовых четвертей. Ни один из кораблей не имел радиолокаторов, наблюдение за горизонтом с «вороньих гнёзд» на мачтах не велось, хотя море было спокойным, с прекрасной видимостью по горизонту.
В противоположность такой беспечности британцев, немцы на «Гнейзенау» и «Шарнхорсте» усиленно следили за горизонтом, продолжая поиск конвоев. И в 15:46 сигнальщик на мачте «Шарнхорста» обнаружил в восточном направлении дым неизвестного крупного корабля. В это время немецкие линкоры находились в точке 69°00' северной широты и 03°10' восточной долготы и шли курсом 330°, имея ход 19 узлов. Немцы сразу же увеличили ход до 29 узлов и в 16:00 изменили курс, отрезая британцам путь на юг. Вскоре они опознали противника как британский авианосец. Уверен это было воспринято как "Большая удача!"
Из-за неудовлетворительно организованного наблюдения британцы обнаружили преследование почти получасом позже – после 16:00 в западной части горизонта ими были замечены два неопознанных корабля.
Эсминец «Ардент» получил приказ приблизиться к ним для опознания. Командир авианосца приказал поднять из ангара на полётную палубу все пять боеготовых торпедоносцев «Суордфиш» (один был поврежден). В 16:20 на британских кораблях сыграли боевую тревогу.
«Ардент», отправленный для опознания обнаруженных кораблей, сделал запрос позывных прожектором. Можно только удивляться, почему с дальности около 8 миль при прекрасной видимости с «Глориеса» (или эсминцев) не смогли идентифицировать приближающиеся корабли, тем более что о наличии британских кораблей в этом районе командир получил бы сведения. Такие действия командира соединения (командира авианосца) практически сразу поставили один из его эсминцев в критическое положение.
В ответ на запрос британского эсминца «Гнейзенау» сразу же открыл огонь по эсминцу средним калибром в 16:27 с дистанции около 78 кабельтовых. В 16:30 огонь по «Арденту» открыл и «Шарнхорст». Британский эсминец почти сразу получил попадание в котельное отделение. Одновременно «Ардент» получил приказ поставить дымовую завесу, произвести торпедную атаку, чтобы заставить немцев изменить курс, и затем вернуться к авианосцу. Почти - "на обратном пути потопить крейсер"...(.
Ответным огнём «Арденту» удалось добиться одного попадания 120-мм снарядом в «Шарнхорст», но главная задача была не выполнена – торпедный залп из-за большой дистанции прошёл мимо, а поставленная дымовая завеса не смогла закрыть «Глориес». Одновременно постановку дыма начал и «Акаста». Во время атаки «Ардент» получил сильные повреждения от 150-мм снарядов обоих немецких кораблей, его скорость упала, и он отвернул от противника.
По мнению С.В.Патянина, приказ командира авианосца капитана 1-го ранга Д`Ойли-Хуго для «Ардента», в котором после постановки дымовой завесы эсминцу следовало произвести торпедную атаку и после неё отойти к авианосцу, был ошибкой. В этом свете можно предположить, что у командира «Глориеса» было такое «кредо» – принимать «непродуманные» решения и ставить подчиненным задачи, которые ведут их к гибели (имеется в виду конфликт с командиром авиакрыла).
Действительно, преждевременная торпедная атака противника с большой дистанции вряд ли могла бы принести пользу, тем более она лишила бы эсминец главного оружия – торпед. Можно вспомнить другой бой, в котором проявил себя другой эсминец типа «А» – «Новогодний бой». В нём британские эсминцы до последнего старались не использовать торпеды, держа противников (немецкие тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов») в постоянном напряжении, заставляя их ожидать торпедную атаку из дымов.
Но что сделано, то было сделано, и это лишь приблизило развязку...
Окончание следует.
Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest
Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety
Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу
/С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 –1995. – 32 с.; Бишоп, К.Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. Справочник-определитель флотилий /К.Бишоп.- М.:ЭКСМО, 2007. – 192 с.; Гибель авианосца «Гглориес». Как это было?/ Н.И. Печуконис// - Бриз, № 4 (16)- 1997.- С.25-36.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 3. Действия в Атлантическом океане, Северном и Норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.6 (17) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 2. Действия в Атлантическом океане, Северном и норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.2 (13) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2) / А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской
флот Третьего рейха. /К.Залесский.- М.: Яуза, ЭКСМО, 2005. – 640 с.; Кофман, В. Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха /В.Л.Кофман.- М.:
Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.; Малов, А. Линкоры фюрера. Главный калибр Кригсмарине. /А.А.Малов, С.В.Патянин, С.В.Сулига. –М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 240 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013
– 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Полмар, Н. Авианосцы: в 2 т. Т.1/Н.Полмар. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Поуп, Д.Новогодний бой /Д.Поуп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 353 с.;
Скофилд, Б. Полярные конвои. /Б.Скофилд, Д.Поуп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с.