15,5K подписчиков

«Акаста» и «Ардент» – что такое долг эсминца /Часть 1. Когда надо торпеды держать до последнего?

701 прочитал
Не так давно, мы делали краткую заметку в годовщину тяжелых потерь, которые понес британский флот исключительно по причине человеческого фактора (по одной из версий) и отсутствия "правильных коммуникаций", как сейчас бы сказали. Предлагаем более подробное изложение событий.
Британский эсминец "Ардент"
Британский эсминец "Ардент"

Для каждого боевого корабля судьба отмеряет свой определённый срок и жизненный путь: кого-то ждёт долгая и славная боевая судьба с участием в сражениях и исторических событиях; кому-то уготована «тихая и спокойная» повседневная, монотонная, но не менее важная боевая служба. А для каких-то кораблей отмерен короткий «жизненный путь», отраженный в одном ярком и яростном сражении, которое осталось в военно-морской истории. Этот рассказ по сути, именно о таких двух кораблях, пусть и немного расширенный.

Эсминец «Акаста» на Средиземном море, 1935 год
Эсминец «Акаста» на Средиземном море, 1935 год

Если проанализировать боевой путь британских эскадренных миноносцев типа «Акаста», то среди восьми эсминцев, построенных по этому проекту, можно найти представителей всех трёх «жизненных вариантов», представленных выше. В своих статьях (не только в этой) мы попробуем, по возможности, подробно рассмотреть боевой путь каждой боевой единицы. И начнем с двух эсминцев, «Акасты» и «Ардента», которые как раз и отметились своим подвигом в войне на море. А ведь между тем, всё начиналось просто и банально.

Боевой путь эсминца «Ардент» во многом похож на службу «Акасты»
Боевой путь эсминца «Ардент» во многом похож на службу «Акасты»

Эсминец «Акаста» после ввода в строй был отправлен на Средиземное море, где вошёл в состав 3-го дивизиона эсминцев, прослужив в этом соединении почти семь лет с перерывами на краткие ремонты. В этот период службы он отметился довольно крупной аварией, когда в июне 1934 года во время учений в районе Мальты столкнулся с лидером «Кодрингтон». Также ему довелось поучаствовать в событиях, связанных с гражданской войной в Испании. В последующем, весной 1937 года, его перевели в Британию, где он прошёл модернизацию, после которой он базировался на Плимут. Начало Второй мировой войны эсминец «Акаста» встретил в составе 18-го дивизиона эсминцев, выполняя патрулирование зоны Канала и Западных подходов. До весны 1940 года ему довелось поучаствовать в сопровождении крейсера «Аякс», возвращавшегося в Великобританию после боя у Ла-Платы (январь 1940), линейного крейсера «Ринаун», совершавшего переход из Девонпорта в Клайд, лёгкого крейсера «Пенелопа» (май 1940 года), повреждённого у Нарвика.

Лидер «Кодрингтон» с эсминцами в море, 1939 год
Лидер «Кодрингтон» с эсминцами в море, 1939 год

Эсминец «Ардент» в довоенные годы прошел примерно такой же путь. После ввода в строй в апреле 1930 года его, так же, как и «Акасту», отправили на Средиземное море, в 3-й дивизион эсминцев. Примечательно, что после ввода в строй были выявлены недостатки в установке 120-мм орудия № 4, по этой причине корабль задержался на верфи и затем, когда он уже находился в составе 3-го дивизиона, на нём проводились испытания. Так же, как и «Акаста», «Ардент» до весны 1937 года пробыл на Средиземноморье, успев поучаствовать и в «испанских событиях», после чего был отозван в Британию. С апреля 1937 года по апрель 1938 года эсминец прошёл ремонт и модернизацию в Девонпорте, после которых вернулся уже в состав 18-го дивизиона эсминцев сил Канала. Первые месяцы войны эсминец участвовал в противолодочном патрулировании в Канале и на Западных подходах. К наиболее ярким событиям этого периода можно отнести только уже упомянутое сопровождения крейсера «Аякс» в Плимут.

Легкий крейсер «Аякс» после своего боя у Ла-Платы сопровождался
эсминцами типа «А»
Легкий крейсер «Аякс» после своего боя у Ла-Платы сопровождался эсминцами типа «А»

Как мы видим, у обоих эсминцев вначале была очень похожая и ничем не примечательная деятельность. Однако всё вскоре изменилось, и причиной этому стала необходимость проведения британским флотом двух крупных эвакуационных мероприятий летом 1940 года. В начале июня 1940 года британские военно-морские силы метрополии проводили сразу две операции по эвакуации экспедиционных сил с континента – «Динамо» (из Дюнкерка) и «АльфаБета»» (из Норвегии). Именно во второй операции и приняли участие «наши» эсминцы.

Авианосец «Арк Ройал» входил в группу прикрытия конвоев во время эвакуации войск из
Норвегии в 1940 году
Авианосец «Арк Ройал» входил в группу прикрытия конвоев во время эвакуации войск из Норвегии в 1940 году

В соответствии с планом операции «АльфаБета» для перевозки войск в Британию было сформировано два конвоя, выход которых в море должен был состояться с 4 по 8 июня 1940 года. Для прикрытия конвоев с воздуха 2 июня в район Нарвика прибыли авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», а в качестве корабельного прикрытия привлекли оперативную группу адмирала Уайнтворта: линейный крейсер «Рипалс», три крейсера и пять эсминцев. Однако 5 июня после сообщения воздушной разведки о двух неизвестных кораблях северо-восточнее Фарерских островов эти силы были направлены на их перехват и прикрытие Северного патруля.

Для погрузки войск, эвакуируемых из Норвегии, были задействованы 15 транспортов под прикрытием крейсеров «Ковентри» (флаг адмирала Вивиана), «Саутгемптон», «Виндиктив» и десяти эсминцев. Оперативное прикрытие погрузки и выхода первого конвоя осуществляли авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», крейсировавшие севернее Лофотенских островов. Предполагалось, что они присоединятся к эскорту второго конвоя.

Линейный крейсер «Рипалс» был флагманом адмирала Уайнтворта
во время норвежской кампании
Линейный крейсер «Рипалс» был флагманом адмирала Уайнтворта во время норвежской кампании

Первый конвой из шести наиболее крупных транспортов, имея на борту 15 000 человек, 4-6 июня 1940 года покинул Нарвик в сопровождении крейсера «Виндиктив». В море к ним присоединились линкор «Вэлиент» и эсминцы. Второй конвой из семи транспортов с 10 000 солдат на борту вышел из Нарвика 7-8 июня в охранении крейсеров «Саутгемптон», «Ковентри» и пяти эсминцев. 9 июня к ним присоединился авианосец «Арк Ройял» с ещё тремя эсминцами. Авианосец «Глориес» с эсминцами «Ардент» и «Акаста» отправился в метрополию самостоятельно. Это и было прелюдией к катастрофе.

Линкор «Вэлиант» входил в прикрытие норвежских конвоев
Линкор «Вэлиант» входил в прикрытие норвежских конвоев

Интересно, что боевой необходимости в отделении «Глориеса», по сути, не было. В британских документах чаще всего причиной такого решения называют желание командира корабля быстрее прибыть на базу, где в военном суде должен был быть решен конфликт между командиром авианосца капитаном 1-го ранга Д`Ойли-Хуго и командиром авиакрыла капитаном 3-го ранга Хитом. Источником конфликта, как вспоминали очевидцы, стало желание командира корабля использовать палубные «Свордфиши» по береговым целям в Норвегии, что и вызвало непринятие такого решения Хитом. Но теперь мы уже не узнаем, как мог бы разрешиться данный конфликт – все его участники погибли. Впрочем, доподлинно причина самостоятельного и ускоренного возвращения «Глориеса» в Скапа-Флоу неизвестна. По другой версии, запасы топлива подходили к концу и требовали пополнения, есть версия - что палуба авианосца была "заставлена" самолетами берегового базирования, и так как от такого авианосца не было толку - его и отправили быстрее в базу.

Авианосец «Глориес» в Гибралтаре, 1931 год
Авианосец «Глориес» в Гибралтаре, 1931 год

Активность британцев в Норвежском море не осталась без внимания немецкого морского командования, которое решило не игнорировать такую крупную операцию Королевского флота. Причём изначально немцы не планировали «гоняться» по арктическому морю за британскими конвоями и отдельными кораблями, поэтому целью разработанной операции под названием «Юнo» стала атака Харстада – главной базы союзников под Нарвиком, где концентрировались британские корабли. К тому же эта акция могла отвлечь британский флот от поддержки своих плацдармов в Норвегии и тем самым поддержать действовавшие в окружении немецкие войска.

Атака по британским силам должна была состояться в ночь с 8 на 9 июня. Для этого 4 июня 1940 года из Киля в поход к побережью Северной Норвегии вышла немецкая эскадра в составе линкоров «Гнейзенау» (под флагом вице-адмирала Вильгельма Маршалля), «Шарнхорст», тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и четырёх эсминцев («Карл Гальстер», «Эрих Штайнбринк», «Герман Шёманн» и «Ганс Лоди»).

Линкор «Гнейзенау» - флагман вицеадмирала В.Маршалля
Линкор «Гнейзенау» - флагман вицеадмирала В.Маршалля

До 6 июня немецкое соединение прошло проливы и продвигалось вдоль побережья Норвегии. 7 июня 1940 года, при подходе немецкой эскадры к месту проведения операции, адмирал Маршалль получил данные авиаразведки о движении в западном направлении от побережья двух конвоев противника, из чего следовало, что союзники заканчивают эвакуацию своих войск из-под Нарвика. В этой ситуации, вопреки первоначальному плану операции, Маршалль принял решение отказаться от атаки опустевшего Харстада и бросить все силы на перехват идущих из Нарвика союзных конвоев, о чём сообщил в штаб командования «Вест». Интересно, что штаб Кригсмарине отдал приказ продолжать операцию согласно плану, но Маршалль решил действовать по своему усмотрению и, построив корабли в строй фронта, начал поиск противника. И как мы увидим позднее - такую "самостоятельность" Маршаллю не простили.

Вице-адмирал Вильгельм Маршалль проявил достаточно инициативы, которую не оценили
Вице-адмирал Вильгельм Маршалль проявил достаточно инициативы, которую не оценили

Сразу отметим, что немецкой эскадре не удалось перехватить конвои, однако им по пути попалось несколько одиночных британских кораблей и судов. В итоге только за несколько часов 8 июня были потоплены танкер «Ойл Пайонир» (5 660 тонн), вооруженный траулер «Юпитер», транспорт «Орама» (19 840 тонн). В это же время «Шарнхорст» перехватил британское госпитальное судно «Атлантис», которое немцы отпустили. В последующих трагичных событиях сыграл свою роль тот факт, что ни одному из потопленных британских кораблей не удалось передать радиосообщение, либо оно было заглушено более мощными немецкими радиостанциями. В то же время выглядит странным, что и «Атлантис» не сообщил о немецких кораблях, когда был отпущен (в 09:40).

Линкор «Шарнхорст» в море
Линкор «Шарнхорст» в море

Немецкие линкоры продолжили рейд самостоятельно, и через несколько часов их курс пересёкся с маршрутом авианосца «Глориес» и эсминцев сопровождения, в роли которых и "выступали" "Акаста" и "Ардент"!

Как известно, после получения разрешения от флагмана авианосец «Глориес» в 02:53 8 июня 1940 года покинул флагманский «Арк Ройял» в точке 70°17' северной широты и 14°10' восточной долготы. Для его сопровождения из имевшихся эсминцев были выделены «Ардент» и «Акаста». Отряд развил скорость в 22 узла и лёг на курс 250°. Несколько позже скорость была уменьшена до 17 узлов, и далее корабли, опасаясь атак подводных лодок, следовали противолодочным зигзагом. Следует отметить, что в Норвежской кампании одиночные переходы авианосцев с минимальным эскортом были типичны для Королевского флота, так как британское командование не допускало появления здесь крупных надводных сил противника. А вот встретить подводную лодку противника в этом районе можно было с большой вероятностью - отсюда решение командира авианосца на противолодочный зигзаг.

Эсминец «Акаста» в составе конвоя
Эсминец «Акаста» в составе конвоя

Всего на авианосце в тот момент (на момент начала самостоятельного перехода) находилось 36 самолётов, из которых было только шесть торпедоносцев «Свордфиш», а остальные – истребители «Гладиатор» и «Харрикейн». Наличие сухопутных истребителей на борту авианосца объяснялось тем, что «Глориес» был выбран для эвакуации истребителей RAF, находящихся в Норвегии. На него совершили перелёт с сухопутных аэродромов 20 истребителей из состава двух эскадрилий Королевских ВВС (RAF) для транспортировки в метрополию: 46-я эскадрилья RAF (10 истребителей «Харрикейн»), 263-я эскадрилья RAF (10 истребителей «Гладиатор»). К счастью для королевских ВВС и пилотов этих самолётов, они вылетели с авианосца утром 8 июня и благополучно добрались до Британии. После их отлёта на борту авианосца оставались 16 самолётов Королевских военно-воздушных сил флота (FAA): 823-я эскадрилья (6 торпедоносцев «Свордфиш»; 802-я эскадрилья FAA (10 истребителей «Си Гладиатор»).

В тоже время по другим данным, сухопутные истребители так никуда и не улетели, оставшись на авианосце, подтверждая версию о том, что они находились на палубе и мешали взлету патрульного самолета. Хотя ведь всегда можно сбросить за борт те объекты, которые мешают, в случае боевой обстановки. За данную версию выступает тот факт, что среди спасенных с "Глориеса" было четыре летчика, из которых двое - летчик и командир эскадрильи относились к Королевским ВВС, а не к морской авиации. Правда остается вопрос - может это были летчики, которых приняли на борт без самолетов?

Схема расположения кораблей и конвоев в Норвежском море на 8 июня 1940 года
Схема расположения кораблей и конвоев в Норвежском море на 8 июня 1940 года

Получается что вопреки мнению, которое высказал С.В.Патянин («Везерюбунг: Норвежская кампания 1940 г.»), сухопутные истребители не загромождали взлётную палубу авианосца, а были спущены в ангары и не могли препятствовать действиям флотской авиагруппы. Именно из-за наличия у «Глориеса» больших самолётоподъёмников, на нём и разместили «Харрикейны» с нескладывающимся крылом большого размаха. И это несмотря на то, что он имел посадочную палубу меньшей длины, чем у «Арк Ройял». Тем более, как мы выяснили (по данным - Вернона У.Хоуланда), сухопутные самолёты покинули авианосец за несколько часов до трагедии. Может имеют место ошибки перевода? В любом случае - для "Акасты" и "Ардента" это ничего не меняло.

Британские торпедоносцы «Сворфиш» Mk.2 не смогли защитить свой авианосец
Британские торпедоносцы «Сворфиш» Mk.2 не смогли защитить свой авианосец

8 июня в 16:00 отряд из авианосца и сопровождавших его эсминцев изменил генеральный курс на 205°, намереваясь кратчайшим путём достичь Скапа-Флоу. Личный состав кораблей находился в четвёртой степени готовности (маршевое состояние). Для экономии топлива под парами находились 12 из 18 котлов, что не позволяло в случае необходимости быстро развить максимальный ход. Авианосец выполнял противолодочный зигзаг, имея ход 17 узлов. Самолёты из ангара на палубу не поднимались. Отказ от воздушной разведки объяснялся тем, что из-за северо-западного ветра, достигавшего 2-3 баллов (около 6,5 узлов), для взлёта и посадки самолётов авианосцу пришлось бы ложиться на обратный курс. Не исключено, что решение по воздушному патрулированию было именно таким все из-за того же конфликта.

Авианосец «Глориес» в сопровождении эсминца «Вестминстер»
Авианосец «Глориес» в сопровождении эсминца «Вестминстер»

Эсминцы эскорта «Ардент» и «Акаста» следовали по бортам авианосца в двух кабельтовых с носовых четвертей. Ни один из кораблей не имел радиолокаторов, наблюдение за горизонтом с «вороньих гнёзд» на мачтах не велось, хотя море было спокойным, с прекрасной видимостью по горизонту.

В противоположность такой беспечности британцев, немцы на «Гнейзенау» и «Шарнхорсте» усиленно следили за горизонтом, продолжая поиск конвоев. И в 15:46 сигнальщик на мачте «Шарнхорста» обнаружил в восточном направлении дым неизвестного крупного корабля. В это время немецкие линкоры находились в точке 69°00' северной широты и 03°10' восточной долготы и шли курсом 330°, имея ход 19 узлов. Немцы сразу же увеличили ход до 29 узлов и в 16:00 изменили курс, отрезая британцам путь на юг. Вскоре они опознали противника как британский авианосец. Уверен это было воспринято как "Большая удача!"

Британские морские истребители «Си Гладиатор» Mk.1 погибли вместе со своим кораблем
Британские морские истребители «Си Гладиатор» Mk.1 погибли вместе со своим кораблем

Из-за неудовлетворительно организованного наблюдения британцы обнаружили преследование почти получасом позже – после 16:00 в западной части горизонта ими были замечены два неопознанных корабля.

Эсминец «Ардент» получил приказ приблизиться к ним для опознания. Командир авианосца приказал поднять из ангара на полётную палубу все пять боеготовых торпедоносцев «Суордфиш» (один был поврежден). В 16:20 на британских кораблях сыграли боевую тревогу.

Тактические ошибки командира авианосца привели к гибели «Глориеса»
Тактические ошибки командира авианосца привели к гибели «Глориеса»

«Ардент», отправленный для опознания обнаруженных кораблей, сделал запрос позывных прожектором. Можно только удивляться, почему с дальности около 8 миль при прекрасной видимости с «Глориеса» (или эсминцев) не смогли идентифицировать приближающиеся корабли, тем более что о наличии британских кораблей в этом районе командир получил бы сведения. Такие действия командира соединения (командира авианосца) практически сразу поставили один из его эсминцев в критическое положение.

В ответ на запрос британского эсминца «Гнейзенау» сразу же открыл огонь по эсминцу средним калибром в 16:27 с дистанции около 78 кабельтовых. В 16:30 огонь по «Арденту» открыл и «Шарнхорст». Британский эсминец почти сразу получил попадание в котельное отделение. Одновременно «Ардент» получил приказ поставить дымовую завесу, произвести торпедную атаку, чтобы заставить немцев изменить курс, и затем вернуться к авианосцу. Почти - "на обратном пути потопить крейсер"...(.

Атаки эсминца «Ардент» на немецкие линкоры оказались безрезультатными
Атаки эсминца «Ардент» на немецкие линкоры оказались безрезультатными

Ответным огнём «Арденту» удалось добиться одного попадания 120-мм снарядом в «Шарнхорст», но главная задача была не выполнена – торпедный залп из-за большой дистанции прошёл мимо, а поставленная дымовая завеса не смогла закрыть «Глориес». Одновременно постановку дыма начал и «Акаста». Во время атаки «Ардент» получил сильные повреждения от 150-мм снарядов обоих немецких кораблей, его скорость упала, и он отвернул от противника.

По мнению С.В.Патянина, приказ командира авианосца капитана 1-го ранга Д`Ойли-Хуго для «Ардента», в котором после постановки дымовой завесы эсминцу следовало произвести торпедную атаку и после неё отойти к авианосцу, был ошибкой. В этом свете можно предположить, что у командира «Глориеса» было такое «кредо» – принимать «непродуманные» решения и ставить подчиненным задачи, которые ведут их к гибели (имеется в виду конфликт с командиром авиакрыла).

Действительно, преждевременная торпедная атака противника с большой дистанции вряд ли могла бы принести пользу, тем более она лишила бы эсминец главного оружия – торпед. Можно вспомнить другой бой, в котором проявил себя другой эсминец типа «А» – «Новогодний бой». В нём британские эсминцы до последнего старались не использовать торпеды, держа противников (немецкие тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов») в постоянном напряжении, заставляя их ожидать торпедную атаку из дымов.

Но что сделано, то было сделано, и это лишь приблизило развязку...

Окончание следует.

Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest
Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety
Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу
/С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 –1995. – 32 с.; Бишоп, К.Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. Справочник-определитель флотилий /К.Бишоп.- М.:ЭКСМО, 2007. – 192 с.; Гибель авианосца «Гглориес». Как это было?/ Н.И. Печуконис// - Бриз, № 4 (16)- 1997.- С.25-36.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 3. Действия в Атлантическом океане, Северном и Норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.6 (17) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 2. Действия в Атлантическом океане, Северном и норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.2 (13) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2) / А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской
флот Третьего рейха. /К.Залесский.- М.: Яуза, ЭКСМО, 2005. – 640 с.; Кофман, В. Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха /В.Л.Кофман.- М.:
Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.; Малов, А. Линкоры фюрера. Главный калибр Кригсмарине. /А.А.Малов, С.В.Патянин, С.В.Сулига. –М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 240 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013
– 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Полмар, Н. Авианосцы: в 2 т. Т.1/Н.Полмар. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Поуп, Д.Новогодний бой /Д.Поуп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 353 с.;
Скофилд, Б. Полярные конвои. /Б.Скофилд, Д.Поуп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с.