"Хочешь быть серьёзным, играй" (Аристотель)
Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) - это знаменитый голландский историк и философ, родившийся в 1872 году. Он был человеком широкого и глубокого образования и изучал индоевропейскую историю и литературу в университете Гронингена. По которой и написал и защитил в 1897 году свою диссертацию "Образ видушаки (шута!) в древнеиндийской драме. Там же он и работал позднее, с 1905 по 1915 год. После чего перешёл в Лейденский университет, где работал до самой смерти в 1945 году, преподавая историю, историю искусства и культуры.
Следует отметить также то, что с детства Хейзинга был убежденным пацифистом, так как был рождён в семье священника-меннонита. Это анабаптистское ответвление голландской протестантской Церкви, не признающее гражданских судов, воинской присяги и войны вообще! Их концепция непротивления злу силой и неподчинения государственному принуждению была очень близка как нашему нестяжательству и старообрядчеству, так и более позднему толстовству! Она заставляла их очень часто покидать свою Родину, эмигрировать, чтобы не брать руки оружия. Например, во время антиколониальной буржуазной революции в Нидерландах против Испании. (Кроме того, многое меннониты при Екатерине II, переезжали в Россию и селились, в так называемой, Новороссии! Где до сих пор есть их потомки). Однако это не помешало Хёйзинге и другим меннонитам принять активное участие в движении Сопротивления против Гитлера, нацизма, антисемитизма. Как на теоретическом, публичном уровне осуждения (трактат Х. "В тени завтрашнего дня. Диагноз духовных недугов нашего времени" (1935 г. ), так и на практическом уровне борьбы. В результате чего он целый год почти провел в концентрационном лагере в 1942 году, при нацистах! А труды его были запрещены.
Он также был активным участником голландского общества по защите культурного наследия и исторических памятников (предшественника ЮНЕСКО!).
Но прежде всего Хёйзинга известен своими работами по истории и культуре Средневековья.
Так книга "Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV веках во Франции и Нидерландах" (1919) является одной из наиболее важных и ранних работ Хёйзинги на эту тему. В ней он исследует культурные и социальные аспекты Средневековья: такие как рыцарство, религия, искусство и музыка, куртуазная любовь, сословно-классовое разделение общества. Хейзинга подчёркивает особенное значение рыцарства, турниров и дуэлей, рыцарских обетов и орденов для складывания культуры Средневековья! Которые он считает основными формами "игровой культуры" этого периода. Он рассматривает Средневековье как эпоху, где игра и ритуалы имели глубокое значение и сильное влияние на общество. А в кризисе Средневекового мировоззрения и культуры не видит ничего хорошего. Ибо это ведет к потере, вымыванию с ритуальной формой и самой сущности культуры: её ценностей и смыслов!
Фундаментальным развитием идей "Осени Средневековья" у Хёйзинги стала концепция "игровой культуры" его книге - "Homo ludens" - "Человек играющий" (1938). Где он анализирует роль <игры> в обществе и ее влияние на формирование культуры и цивилизации на протяжении всей человеческой истории от первобытного и античного мира до сложных классовых обществ Средневековья и Нового времени. Он рассматривает почти все феномены мировой истории, находя в них те или иные признаки игрового начала (sub specie ludi): собственно игру / игры, язык, миф, правосудие, этикет, охота, спортивные состязания, загадки и магию, религиозную мудрость и ритуалы, поэзию, рыцарские турниры, войну, политику, искусство, бизнес, актерство, итд.. И везде он находит черты игровой стратегии. Форм и смыслов интерпретации игрового начала!
Однако разные сферы культуры и изначально по нему различаются напряженностью, глубиной игрового начала, и это различие усугубляется! И чем далее в истории, тем больше Хейзинга видит кризис игровых форм культуры, и торжество серьёзных, рациональных или материалистических. Ведущий, по его мнению, к беспочвенности, потере смыслов и символов как у отдельного человека, так и у целых народов и обществ! Он показывает это на примере "восстания масс", дегуманизации 20 века, фашизме, мировых войнах, и других радикальных формах национал-социалистического или глобального террора.
Вместе с тем культурная игра по Хёйзинге - это не тоже, что бессмысленная "игра в бисер" лучших эстетов в платонической Касталии Гёссе: она полна реальной жизни, ценностей и смыслов!
Ведь даже детская игра содержит правила, законы, этикет, обычаи итд.. Без правил - нет игры - это лишь пространство хаоса! За пределами игры Хёйзинга видит лишь нравственные нормы и ценности, которые не поддаются переменам форм культурной и практической деятельности. Но и они построены и выработаны изначально в игровых практиках и формах, и лишь потом стали серьёзными и общепринятыми догмами.
(Вот тут я показывал, на примере театра и кино, как кризис "правил игры" может быть ещё хуже, чем сами угнетающие "правила").
В современном же мире, что в политике, что в искусстве, что в войне, что в спорте, Хейзинга видит лишь подмену правильной игровой, соревновательный природы человека и культуры! Эта имитация является, согласно ему, серьёзной угрозой нашему и будущему миру, ибо за ней стоит лишь культ наживы и пуэрилизма (юношеского ниспровержения всех ценностей!).
В целом, Хейзинга принадлежал к поколению мыслителей для которых игровые и символические принципы культуры, средневековая эстетика были очень важными. Назову несколько имён в ряду, чтобы можно было соотнести, кому требуется. Эрик Берн, Эрих Фромм, Ортега-и-Гассет и другие психологи в плане игровых начал общества и личности. Эрик Кассирер, Ханс-Георг Гадамер, Алексей Лосев и их философия символических форм культуры. Павел Флоренский и Николай Бердяев, Умберто Эко с их идеями Нового Средневековья и гуманизма. Также его взгляд на историю, как на нелинейное и многовекторное и многосубъектное событие, роднят его с со школой анналов Ле Гоффом, М. Блоком, и тем же Яковом Бурхардтом. И тем же Морисом Дрюоном, например, которого я недавно разбирал вот тут. Для примера можете посмотреть его антипозитивистскую философию истории:
После мучений в концлагере, и так уже старенький Хейзинга болел и вскоре умер в 1945 году, немного не дожив до великой победы. Он оставил огромное и очень яркое наследие в области истории и философии, искусствоведения. Его работы по-прежнему являются знаковыми исследованиями, вносящими вклад в понимание Средневековья и его влияния на современный мир. В борьбе за мир во всем мире!
Да и просто, знаете, читать Хёйзингу - одно удовольствие: не хуже, чем иные великие классические романы! Это блестящий писатель и стилист, а не только глубокий мыслитель).