Мы с вами уже разбирали, что такое тревога и как она зарождается в нашем организме. Увы, даже если стараться ее контролировать, в реальности существует очень много триггеров, и нет универсального лекарства, чтобы нейтрализовать их все.
Сегодня разбираемся с такой причиной тревоги и тревожности, когда “ничего не успеваю”.
Откуда она берется? Знание врага в лицо уже решает половину проблем.
Наверняка вы не раз ловили себя на мыслях, что вы крутитесь как белка в колесе, при этом свободного времени нет, а дела все равно не переделаны. Огромное количество задач, ваш ежедневник, заметки в телефоне - все исписано. Стикеры вечно отклеиваются от холодильника…
В выходные вы пытаетесь впихнуть невпихуемое и испытываете острое чувство тревожности, если что-то не успели сделать из своего списка.
Так что же делать, когда нарастает тревога, когда кажется, что ты ничего не успеваешь?
Как уже сказала выше - знай врага в лицо, т.е. в нашем случае - знай реальную причину возникновения чувства тревожности на тему цейтнота. Причины могут быть следующими:
1. Самое очевидное - давление обязательств.
Цейтнот, огромное количество дел с дедлайнами, которые устанавливаете не вы, жесткие графики - все это создает ощущение давления, как психологического, так и и физического - спешка тоже является одной из самых частых причин тревоги.
2. Страх перед неудачей.
Как указала выше, спешка создает вполне реальный тревожный дискомфорт - у вас возникает чувство страха перед неудачей. Согласитесь, не самое приятное чувство.
3. Перфекционизм - или “синдром отличника”.
Побочка нашего советского прошлого - зачастую, мы на автомате ставим себе высокие стандарты и стремимся к идеальному исполнению даже самых незначительных задач. Именно тогда, когда появляется спешка и “ничего не успеваю” человек начинает тревожиться, потому что не соответствует своим ожиданиям.
4. Неопределенность.
Невыполнение некоторых задач в силу того, что вы думаете, что не успеваете, может повлечь за собой цепочку мыслей - непонимания того, как дальше будут складываться ваши бытовые задачи. Именно эта неопределенность будущего может вызвать чувство тревоги.
5. Потеря контроля.
Когда вы торопитесь, суетитесь, то часто не имеете возможность контролировать ход событий, времени мало, нервозность, забывчивость… Рецепт тревоги.
6. Банальный пример - непонимание задачи, которую вам необходимо выполнить.
Если вы не знаете с какой стороны подступиться и не имеете опыта решения подобного рода задач - вы существенно увеличиваете время решения задачи, что порождает тревогу от того, что в сроки вы не укладываетесь. Побочкой, помимо тревоги, начинает выступать неуверенность в собственных силах.
Согласитесь, достаточно общие причины? Но при этом это не отменяет того, что каждая из этих причин имеет место быть и часто даже не одна.
С ними со всеми можно и нужно работать. Можно прорабатывать их как по отдельности, так и в комплексном подходе.
Детальные методы и способы победить тревогу с помощью тайм-менеджмента мы еще будем разбирать, а пока давайте немного поговорим об общих принципах борьбы с тревогой, вызванной цейтнотом:
- Фиксируйте свои задачи - так вам будет проще ориентироваться во времени, планировать и распределять ресурсы. Старый добрый список дел - не смотря на то, что может вызывать чувство паники количеством своих пунктов - все же является отправной точкой, для того, чтобы не держать все в голове (от чего ваша тревога может повыситься кратно).
- Расставляйте приоритеты - проведите ревизию своего списка дел, вычеркните все то, что не имеет острой необходимости. Очень часто мы можем записать в список абсолютно все дела, даже что-то мелкое из разряда “сходить в магазин” прекрасно понимая, что вы все равно туда зайдете для того чтобы выполнить, например, другой пункт из списка “купить картошку”. Не создавайте визуального шума в своем списке, и безжалостно убирайте все лишнее.
- Ставьте реальные планы. Вы не должны забывать о том, что ваши ресурсы - временные, физические, психологические - достаточно ограничены. Не стоит замахиваться на “отчет за 2 дня” когда вы лежите с температурой. Здоровье важнее и вы всегда должны об этом помнить.
- Зафиксируйте факт того, что дело выполнено. Вычеркните пункт из списка по его завершении. Важная позитивная подзарядка от того, что вы сделали и вы молодцы - вам гарантирована.
Не вините себя, а лучше скорректируйте план/список. Если вы что-то не успеваете сделать, то - см. первые три пункта. Вы должны управлять делами, а не дела вами, вгоняя в панику и суматоху. Нет ничего страшного, если вы часть дел перенесете на другой день/месяц. Это гораздо лучше, чем винить себя после окончания назначенного срока о том, что вы не справились.
Держась этих тривиальных, но действенных принципов, вы сможете хотя бы контролировать назревающую панику и тревожность от быстрого темпа жизни и огромного списка задач.
"Мы все учились понемногу, чему-нибудь да как-нибудь" (А.С.Пушкин, "Евгений Онегин")
Нас никогда не учили тому, как можно оптимизировать свою жизнь и не тревожиться, от того, что мы "должны успеть сделать", увы. Пример, скорее, был противоположным у многих из нас.
Но на то мы и тут - чтобы учиться делать то, что раньше никогда не делали и что значительно упростит жизнь. Подписывайтесь, будет продолжение!