Найти тему

Велосипедный маршрут «Выборг - беседка Кузьмича - Каннельярви». Или диверсионная вылазка за линию фронта на полуострове Лоханиеми.

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 26 мая 2024 года.
  • Сложность: 4 из 5 балла
  • Направление: северо-запад, Выборгское направление, Выборг, полуостров Лоханиеми, Каннельярви.
  • Протяжённость: ≈ 120 км
  • Набор высоты: 898 м (по картам Strava)
  • Покрытие: 82 км асфальт, 38 км грунтовых и щебёночных дорог
  • Наличие грязи: пару незначительных локальных грязных участков
  • Краткое описание: достаточно протяжённый грунтово-асфальтовый маршрут с интересными достопримечательностями на полуострове Лоханиеми, пролегающий через красивые сосновые леса. Главной достопримечательностью на полуострове является «беседка Кузьмича» из фильма «Особенности национальной рыбалки», расположенная на территории недостроенного санатория, а также старая финская гранитная набережная. Маршрут имеет удобную транспортную доступность, как до места старта, так и от финиша ходит большое количество электричек, в том числе и скоростных «ласточек».
  • Достопримечательности: Выборг (проездом), восточно-выборгские укрепления, красивые сосновые леса карельского перешейка, полуостров Лоханиеми с «беседкой Кузьмича», подвесным мостом и старой финской гранитной набережной, пейзажные виды Выборгского залива.
  • GPX трек маршрута с отметками:

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ) (Яндекс Диск)

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ФАКТИЧЕСКИЙ) (Яндекс Диск)

Сегодня хочу рассказать о нашем воскресном маршруте из Выборга в южном направлении до станции Каннельярви. Главной целью поездки было посещение полуострова Лоханиеми и, так называемой, беседки «Кузьмича» из фильма «Особенности национальной рыбалки». Погоду обещали не очень жаркую, но днём воздух всё равно прогрелся до жарких +25…+27 градусов.

Сразу хочу сказать, что в этой поездке нам не удалось проехать весь изначально запланированный маршрут. Примерно на середине поездки мы столкнулись с неприятным сюрпризом в лесу, о котором расскажу ниже. Поэтому выкладываю два варианта треков, т.е. запланированный и фактически пройденный. Во втором случае вместо части грунтовых дорог было отдано предпочтение асфальтовому шоссе.

Два варианта маршрута, красный – запланированный, синий –  фактически пройденный.
Два варианта маршрута, красный – запланированный, синий – фактически пройденный.
  • GPX трек маршрута с отметками:

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ)

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ФАКТИЧЕСКИЙ) (Яндекс Диск)

Отправились к месту старта в Выборге на быстрой электричке "Ласточка" с Финляндского вокзала и доехали за 1 час 12 мин, и это довольно быстро, учитывая, что до Выборга по железной дороге порядка 130 км.

Чтобы не толкаться с народом, в том числе и с другими велосипедистами в подземном переходе и турникетах вокзала в Выборге, отправляемся вперёд по платформе и вскоре добираемся, так сказать до платформы 9 и 3/4, а именно до отверстия в заборе, которое теперь снова на месте и более того стало ещё больше и комфортнее.

Двигаемся вдоль ж/д полотна от платформы к отверстию в заборе.
Двигаемся вдоль ж/д полотна от платформы к отверстию в заборе.

Выезжаем на привокзальную площадь.

Вокзал Выборга с въездным знаком W и короной. W - отсылка к первому шведскому названию города Wiborg)
Вокзал Выборга с въездным знаком W и короной. W - отсылка к первому шведскому названию города Wiborg)

Выборг средневековый город с богатой историей, основанный в 1293 году.

Залив Салакка-Лахти и Выборгский замок на дальнем плане.
Залив Салакка-Лахти и Выборгский замок на дальнем плане.

В городе есть множество достопримечательностей и красивых мест, о которых нужно посвятить отдельный рассказ. Поэтому сейчас не задерживаемся в центре города, а едем южнее и добираемся до парка ЦПКиО им. Калинина, в котором расположены восточно-выборгские укрепления возведённые в 1863 - 1870-х годах по проекту выдающегося военного инженера Э.И. Тотлебена.

От вокзала берёт своё начало одна из велосипедных дорожек на Ленинградском пр.
От вокзала берёт своё начало одна из велосипедных дорожек на Ленинградском пр.
Опоры прямо на проезжей части Ленинградского пр. , «Б» - безопасность.
Опоры прямо на проезжей части Ленинградского пр. , «Б» - безопасность.
Старая булыжная мостовая на пр. Ленина. Ехать совсем не комфортно.
Старая булыжная мостовая на пр. Ленина. Ехать совсем не комфортно.

Доезжаем до парка и тут же начинается дорожка с большим количеством булыжных камней, традиционных для этой местности.

Каменистые дороги парка.
Каменистые дороги парка.

Добираемся до северных ворот Восточно-Выборгских укреплений, построенных в 1907 г.

Тут же рядом расположена схема велосипедного маршрута по Выборгу, который проходит через территорию укреплений.

Катальная горка устроенная в земляном рве укреплений.
Катальная горка устроенная в земляном рве укреплений.

После выезжаем из черты города через гаражи и по грунтовкам леса следуем в сторону ближайших СНТ с интересными названиями типа "эрудит", "джатиево" и т.д.

Здесь же один из немногих проблемных участков.
Здесь же один из немногих проблемных участков.

Цепляем небольшой участок Средневыборгского шоссе.

Участок Средневыборгского ш.
Участок Средневыборгского ш.

Вскоре выбирается на местные щебёночные дороги, и едем через красивый сосновый лес в сторону посёлка Соколинского.

В Соколинском подъезжаем к зданию бывшей усадьбы "Kakkola", в нём сейчас расположен историко-культурный центр.

На Приморском шоссе в Соколинском заходим в магазин с названием "у реки Дрёмы".

После обеденного перекуса едем дальше по Приморскому шоссе до поворота на дорогу к полуострову Лоханиеми.

Приморское ш.
Приморское ш.

Здесь нас ожидал приятный сюрприз в виде довольно хорошей асфальтированной дороги. В принципе оно и не удивительно ведь на полуострове расположена база отдыха нефтяной компании "Сибур".

На полуострове запланировали посетить ряд достопримечательностей, таких как: старая гранитная набережная финского времени, заброшенный санатория «Зимино», беседка Кузьмича из фильма «Особенности национальной рыбалки» и др.

Полуостров Лоханиеми расположен на полпути от Выборга к Высоцку. Кстати, если вы ещё не были в городе Высоцк, то советую его посетить, по дороге вы увидите прекрасную природу с живописными заливами и сосновым лесом, а в самом городе можно посетить сохранившиеся участки стен крепости Тронгзунд.
Полуостров Лоханиеми расположен на полпути от Выборга к Высоцку. Кстати, если вы ещё не были в городе Высоцк, то советую его посетить, по дороге вы увидите прекрасную природу с живописными заливами и сосновым лесом, а в самом городе можно посетить сохранившиеся участки стен крепости Тронгзунд.
Карта достопримечательностей полуострова Лоханиеми.
Карта достопримечательностей полуострова Лоханиеми.

Через 6 быстрых километров асфальтированная дорога заканчивается и начинается добротная лесная дорога.

Началась хорошая сухая грунтовка.
Началась хорошая сухая грунтовка.

Но вскоре дорога упирается в глухой забор чей-то частной территории, по которой охранники гоняют на квадроциклах. Далее сворачиваем на слабозаметную тропу и едем вдоль забора ещё около 600 м, пока не достигнем одной из достопримечательностей полуострова - старой финской гранитной набережной с причалом.

Я на гранитной набережной.
Я на гранитной набережной.
Вдалеке виден Выборг  с замком.
Вдалеке виден Выборг с замком.

Тут же рядом расположен ещё один пирс.

Немного в стороне расположен спуск к воде для лодок.
Немного в стороне расположен спуск к воде для лодок.

Судя по всему раньше здесь была чья-то усадьба, от которой осталась данная набережная с пристанью и руины усадебного о дома.

Едем дальше по приятной лесной грунтовке.

Но вскоре натыкаемся на глухой забор поперёк дороги, который тянется от оврага до береговой линии, тем самым почти не даёт шансов обойти территорию рядом. Сразу хочется заметить, что законодательство "соблюдено" в полном объёме, и единственная дорога перекрыта, и 20-ти метровая береговая полоса тоже.

Это забор территории недостроенного санатория "Зимино" Выборгского судостроительного завода, возведение которого прервали сложные 90-е года. На территории санатория находится та самая беседка Кузьмича, в которой снимали ряд эпизодов фильма «Особенности национальной рыбалки».

Последний участок не перекрытой дороги.
Последний участок не перекрытой дороги.

Разворачиваться и ехать обратно по полуострову мы не намерены, это не в нашем стиле, поэтому решаем пробраться рядом с крутым заросшим склоном оврага вдоль забора.

Почти выбрались, уже можно ехать.
Почти выбрались, уже можно ехать.

С трудом через заросли обходим забор и снова выходим на асфальтовую дорогу, здесь замечаем будку охранника и милую собачку на привязи, которая даже не загавкала, настоящий сторожевой пёс.

На территории недостроенного санатория оказались целые две линии «обороны» (охраны) с двумя охранниками. Правда о существовании первой линии мы узнали гораздо позже, поскольку зашли с тыла и упёрлись сразу на вторую будку с охранником.

И вот два диверсанта, в смысле велосипедиста, оказавший на территории потенциального врага решили сразу не лезть на рожон и для начала осмотреть старый подвесной мост расположенный рядом.

Несмотря на красивый внешний облик, мост находится в полуаварийном состоянии, деревянный настил полностью разрушен. Перебраться по мосту на остров можно только по ещё сохранившимся металлическим балкам.

Перебираюсь по балкам моста на остров.
Перебираюсь по балкам моста на остров.

Остров носит название Детский, на нём расположены остатки потешной каменной крепости и большой камень-валун.

На острове Детский
На острове Детский
Зачаровывающие виды природы.
Зачаровывающие виды природы.
Каменистый берег острова
Каменистый берег острова
Возвращаемся обратно через мост.
Возвращаемся обратно через мост.

После осмотра острова с мостом, мы всё-таки решили добраться до беседки Кузьмича пройдя вдоль берега.

Хруст камыша под ногами говорил нам, что идея пройти к беседке незамеченными обречена на провал, но мы сильно и не стремились скрываться от кого-либо, поскольку всего лишь прогуливались вдоль береговой линии.

И вот через минуту снова слышим знакомый нам хруст камыша под ногой, но его издаём уже не мы, а кто-то рядом, метрах в ста. Это оказался сторож с той самой будки, у которой мы вылезли из леса после небольшой пешки с велосипедами вдоль забора.

Заметивший нас в глубоком тылу охранник сильно удивился и тут же задался вопросом: "Как вы сюда прошли?!" Не понимая всей глубины вопроса, который мы осознаем потом, мы ответили кратко: "Прошли по берегу от моста".

Дядька-охранник оказался нормальным мужиком и, после недолгих переговоров, позволил нам пройти до беседки Кузьмича.

И вот мы добрались до цели, перед нами та самая беседка Кузьмича из фильма "Особенности национальной рыбалки".

Извилистая дорожка, ведущая к беседке Кузьмича
Извилистая дорожка, ведущая к беседке Кузьмича
Кадр с дорожкой к беседке из фильма «Особенности национальной рыбалки».
Кадр с дорожкой к беседке из фильма «Особенности национальной рыбалки».

К сожалению время её не пощадило, часть кровли прогнулась, фонари исчезли, бетонная дорожка частично разрушена. С другой стороны она и вовсе могла не сохраниться.

Кадр с беседкой из фильма «Особенности национальной рыбалки»
Кадр с беседкой из фильма «Особенности национальной рыбалки»

Отрывок из фильма, рассказ Михалыча про пельмени в той самой беседке .

Норма по пельменям и тост За палец! (Отрывок из кинофильма: Особенности национальной рыбалки).

На обратном пути ещё проходим рядом с беседками и колоннадой.

Покидаем территорию санатория и едем дальше по асфальтовой дороге.

-52

Вскоре впереди замечаем шлагбаум, это оказывается ещё один пункт охраны, так сказать, первая линия обороны заброшенного санатория.

Пункт охраны на въезде на территорию санатория.
Пункт охраны на въезде на территорию санатория.

Приходится спешиться и обойти шлагбаум, и тут из-за угла выбегает к нам большой пёс, который впрочем, больше радовался незваным гостям, чем лаял. Следом из домика вышел радушный дядька-охраник и с некоторым замешательством спросил "ооо, а вы, ребята, откуда взялись?!". И только в этот момент к нам пришло осознание и понимание того самого вопроса первого охранника "как вы сюда попали?" (Ха-ха)

Впрочем, без проблем минуем охранника и едем дальше по извилистым дорогам полуострова среди соснового леса в направлении Приморского ш.

Извилистая дорога на полуострове Лоханиеми
Извилистая дорога на полуострове Лоханиеми

Выбираемся на шоссе и едем до железнодорожного переезда у станции Матросово, после которого сворачиваем на второстепенную щебёночную дорогу с мелким отсевом. В прочем постепенно дорога меняется и переходит в приятную грунтовую дорогу.

Снова выбрались на Приморское ш.
Снова выбрались на Приморское ш.
Щебёночная дорога с отсевом после Матросово
Щебёночная дорога с отсевом после Матросово
Начался длинный участок лесной дороги
Начался длинный участок лесной дороги

Местами дорога становится более песчаной и вязкой, но это и не удивительно и нормально для местности с хвойными лесами.

Через 13 км добираемся до места лесозаготовки и пытаемся сделать несколько фото велосипедов на фоне свежих срубленных стволов деревьев.

А вот буквально через 500 метров нас ожидал неприятный сюрприз. Поперёк дороги появились сухие поваленные деревья, из-за которых нам пришлось постоянно спешиваться.

Перебравшись через три таких завала и увидев, что поваленным деревьям нет ни конца, ни края, решаем вернуться обратно и объехать данную дорогу.

Потеряв около 40-60 минут из-за объезда завалов и уехав в другом направлении, принимаем решение далее ехать по шоссе, чтобы успеть на не самую позднюю электричку "ласточку".

В завершении "потошнили" по асфальту Средневыборгского шоссе в направлении Каменки и далее до Каннельярви. По факту это шоссе именуется как А-125 "Молодёжное - Верхнее Черкасова", но в народе сложилось топонимическое название - Средневыборское шоссе (на картах также имеет название как «Выборгское»), поскольку оно расположено между двух других дорог, ведущих в Выборг, это Приморское шоссе, пролегающее вдоль побережья Финского залива, и Верхне-Выборгское шоссе, проходящее через посёлки Первомайское и Красносельское.

Данная дорога имеет ряд холмистых участков с хорошим набором высоты, так что здесь местами пришлось попотеть в горки, но и лететь на большой скорости в районе 50 км/ч со спусков.

Впереди подъём 7%
Впереди подъём 7%

Проезжаем посёлок Каменка, где расположен действующий военный полигон.

Также отмечу участок вдоль озера Красавица в районе посёлка Владимировка, здесь открываются потрясающие виды на озеро и поля, расположенные в низине относительно шоссе.

Вдоль шоссе иногда встречаются скульптуры
Вдоль шоссе иногда встречаются скульптуры

Свернув в посёлке Поляны со Средневыборгского шоссе в направлении Каннельярви, началось последнее испытание на нашем маршруте, это довольно крутой подъём на 45 метров протяжённостью1,5 км до посёлка Семиозерье.

Длиннющий подъём, фото не передаёт всей крутизны. Фото с Яндекс карт.
Длиннющий подъём, фото не передаёт всей крутизны. Фото с Яндекс карт.

К электричке подъехали с небольшим запасом, хватило времени заскочить в магазин. После садимся на быструю электричку ласточку в небольшой толкучке, и добираемся за 45 минут до Финляндского вокзала.

На этом всё, счастливого пути и хорошей дороги!

-69

До новых путешествий, благодарю за внимание!

Читайте также другие статьи о велосипедных путешествиях, например, про маршруту на севере Псковской области «Сланцы – Гдов – Самолва - Псков»

  • GPX трек маршрута с отметками:

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ) (Яндекс Диск)

- Выборг – полуостров Лоханиеми (беседка Кузьмича) – Каннельярви (ФАКТИЧЕСКИЙ) (Яндекс Диск)