Найти в Дзене
Антон Волков

Загробная жизнь по-восточному. Как «Тибетская книга мертвых» описывает путь души

Не секрет, что восточные и западные представления о загробной жизни разнятся. Лучше всего понять азиатское (а точнее, буддистское) отношение к отходу в мир иной помогает памятник литературы под названием «Тибетская книга мёртвых». Это европейская адаптация книги «Бардо Тхёдол», созданной в XIV в. по записям индийского учителя Падмасамбхавы. Это сложный комплекс наставлений и молитв, совершаемых над умирающим во время оставления им физического тела.

Страницы рукописи «Бардо Тхёдол» XIV века
Страницы рукописи «Бардо Тхёдол» XIV века

Несмотря на то, что книга носит религиозный характер, её тексты представляют собой философский трактат. Она отвечает на многие вопросы бытия и природы человека. Согласно ней, «нет ни одного человека, ни одного живого существа, кто бы не вернулся после смерти. Прежде чем мы оказались здесь, мы умирали много раз». По словам ламы Говинды, данным в его комментарии: «Не каждый помнит свою прошлую смерть и потому не верит в свою прошлую жизнь. Однако они не помнят и своего недавнего рождения, однако не сомневаются в этом. Люди забывают, что действующая память – только небольшая часть нашего общего сознания, и не знают о том, что память нашего подсознания регистрирует и сохраняет каждое прошлое впечатление и каждый прошлый опыт, вытесненный из поля зрения нашего бодрствующего ума…»

Эти слова в большой мере характеризуют концепцию философии «Бардо Тхедол». Само это словосочетание можно перевести как «Освобождение путём слушания в бардо». Под «бардо» понимается «промежуточное состояние между жизнью и новым рождение». Продолжительность бардо составляет 49 дней, после чего наступает новое рождение. Само число 49 символично. Оно является квадратом сакрального числа 7. Согласно оккультным учениям буддизма и индуизма, существует семь миров, представленных цепью из 7 небесных тел. Каждая планета проходит семь циклов эволюции. Так и человек в посмертном состоянии проходит эволюции, проявляющиеся в 49 состояниях существования.

Одно из изображений так называемого «Колеса Бытия», которое олицетворяет циклическую природу жизни - от рождения к смерти, и снова к рождению
Одно из изображений так называемого «Колеса Бытия», которое олицетворяет циклическую природу жизни - от рождения к смерти, и снова к рождению

Согласно комментарию Вудроффа, книга выполняет 3 задачи. Первая – это учение о том, как правильно умирать. Она призвана избавить человека от материалистического представления о смерти. Вторая – руководство по религиозной терапии, осуществляемой с помощью наставлений умирающего и укрепления его духа перед переходом в другой мир. Третья – описание пребывания умершего в промежуточном состоянии и тексты наставлений к нему. То есть, это своего рода путеводитель в другие миры. Да

Текст «Бардо Тхёдол» состоит из 3 частей. Каждая из этих частей является одной из стадий «Бардо». Первая часть – «Чикхай Бардо» - описывает психические состояния в момент смерти. Обычное сознание, т.е. восприятие объектов внешнего мира, прерывается и наступает состояние, сходное с обмороком. Себя проявляет так называемое Чистое Сознание. На этой стадии умерший имеет возможность достигнуть Освобождения от бесконечного круга новых рождений, если сосредоточится на ослепительном сиянии, именуемым Ясным Светом. Однако, как правило, ввиду привязанности к сансаре (мирской жизни), он не пользуется этой возможностью.

Вторая часть – «Чёньид Бардо» - рассматривает состояния, когда у человека возникают видения, называемые «кармическими иллюзиями». Эти иллюзии вызываются сохранившимися в психике остатками опыта прежних существований. Т.е. это иллюзорные воплощения мыслей и поступков, совершаемых человеком при жизни. Как выразился в комментарии к книге известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг «это чистейшие галлюцинации, или «бред», и каждый здравомыслящий человек сразу же захочет предостеречь нас от него… Состояние в «Чёньид Бардо» аналогично намеренно вызванному психозу».

Изображение божеств, которые появляются перед умирающим во время «Чёньид Бардо»
Изображение божеств, которые появляются перед умирающим во время «Чёньид Бардо»

Последняя часть – «Сидпа Бардо» описывает пробуждения инстинкта рождения и события, предшествующие новому рождению. Умерший, в зависимости от кармы, после искупления грехов в преисподней или после окончания пребывания в небесных сферах возвращается на Землю. Осознавая, что у него нет тела из плоти и крови, он имеет страстное желание его получить для нового наслаждения жизнью на земном плане. Умерший покидает Бардо и входит в утробу из плоти и крови, снова начиная свою земную жизнь.

Стоит сказать, что душа может получить Освобождение на каждой стадии Бардо. Вышеописанные стадии являются нормальным процессом для большинства людей. Однако величайшие йоги могут миновать все состояния Бардо и сразу вознестись на Небо или родиться снова и при этом сохранять ясность сознания.

Интересно, что упомянутый термин «душа» в европейской интерпретации буддисты понимают, как «нечто не вечное, иллюзорное и в действительности не существующее». Они отождествляют душу с сознанием, а сознание для буддистов является сияющим божеством, как мы можем прочитать из текстов. Т.е. здесь встречается несоответствие понятий человека западного и восточного. Для одних Бог – это нечто высокое и недосягаемое, тогда как для других Бог и есть душа.

Известный психолог Карл Юнг высоко ценил текст «Тибетской книги мертвых» - в образах «Бардо Тхёдол» он видел символы психологической трансформации индивида не только в смерти, но и в процессе жизни
Известный психолог Карл Юнг высоко ценил текст «Тибетской книги мертвых» - в образах «Бардо Тхёдол» он видел символы психологической трансформации индивида не только в смерти, но и в процессе жизни

Данное различие указывает на фундаментальную разницу восприятия мира между Востоком и Западом. Для западного сознания Бог и божественное есть нечто внешнее по отношению к человеку. Это то, чего нужно достичь и чью милость нужно заслужить. В то же время для восточного человека Бог - это нечто присущее ему самому, что он должен осознать, чтобы выйти из бесконечного цикла перерождений - источника страданий.

***

Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.