Найти тему

Неудобные вопросы к маркетинговым исследователям

Оглавление

Науку всегда искажает желание заработать. Цель науки — установление истины. Цель бизнеса — прибыль. Это разное.

А наиболее пикантные ситуации возникают тогда, когда чей-то поиск истины внезапно начинает мешать кому-то зарабатывать деньги.

Рекламный плакат времен кампании по продвижению New Coke на рынок США.
Рекламный плакат времен кампании по продвижению New Coke на рынок США.

Ради дополнительной прибыли можно и любую удобную концепцию разработать, а чтобы у публики не возникло отторжения, придать ей наукообразный вид.

Не очень сложно убедить почтенную публику с деньгами практически в чем угодно: надо продвигать и рекламировать факты, подтверждающие нужную вам идею, и игнорировать, не обращать никакого внимания на все то, что нужную вам идею опровергает.

Индустрия маркетинговых исследований, например, вполне себе устоявшаяся отрасль с огромными оборотами. О своих успехах они рассказывают постоянно, но о легендарных залетах предпочитают помалкивать.

А залётов хватает.

🤔

New Coca-Cola!

Стоит вспомнить классическую историю с «новой Кока-Колой».

Компанию Кока-Кола явно нельзя заподозрить ни в детском маркетинге, ни в отсутствии денег на привлечение к работе достойных исследователей. Однако.

Предыстория провала

Однажды компания Кока-Кола обратила внимание на то, что при слепом сравнении устойчивое большинство людей предпочитали пепси, а не коку.

Естественно, мириться с этим никто не собирался. Специалисты по вкусам Кока-Колы смогли таки создать нечто, что при слепом тестировании устойчиво опережало продукцию проклятого конкурента.

С большой помпой новая Кока-Кола была выведена на рынок, ну а старая кола убрана с полок полностью. Надо понимать, чтобы не вводить в искушение излишнего выбора американского потребителя.

Стоит отметить, что очень многие сразу считали происходящее огромной ошибкой. Особенно не скупился в выражениях глава Пепси, но руководство Кока-Кола сочло это не более чем отчаянной попыткой злейшего конкурента спастись от неминуемого разорения.

Гифка про кока-колу. Не залипайте в неё долго.
Гифка про кока-колу. Не залипайте в неё долго.

Руководство Кока-Кола ни в чем не сомневалось и не скрывало этого.

В ответ на сомнения журналистов глава Кока-Колы, картинно помахав в воздухе толстенной пачкой бумаг, заявил, что готов прислушиваться к реальному мнению потребителей, вместо того, чтобы слепо чтить старинный рецепт.

Катастрофа

Фанаты Кока-Колы совсем не оценили подобного прочтения их истинных потребностей. Дикая волна негатива и полный провал с продажами.

Возврат старого напитка (параллельно с новым) никак не изменил ситуацию.

Руководство Кока-Кола долго продолжало верить в правоту своих маркетолога и исследователей, но когда прямые убытки составили полтора миллиарда долларов, отступило.

Кока-кола вернула себе прежний вкус, а планировавшийся покоритель рынка был потихоньку вообще убран из ассортимента.

Задним числом нашлось бесконечное количество умников, которые, в отличие от недалёкого руководства Кока-Колы, всегда четко знало, как именно и что именно надо было делать...

😎

Несколько моментов для самостоятельного размышления

  1. Желание изменить продукт было навеяно идеями маркетологов. Наверняка были те, кто «за» и те, кто «против». Но в ходе корпоративных дискуссий однозначно победили те, кто «за» и с большим отрывом. И я не верю в однозначную некомпетентность спецов из Кока-Кола.
  2. Я уверен, что тщательно обсуждался и прорабатывался не только вопрос замены рецептур, но и конкретный способ выведения нового продукта на рынок. А значит, и здесь было подавляющее большинство голосов «за».
  3. Все это происходило в ведущей стране капиталистического мира. Надо понимать, что там недостатка в квалифицированных специалистах не было.

Думайте.

🤨

Хотите узнать многое, о чем предпочитают помалкивать многочисленные продавцы лучших методик? Приходите 👉 Школа бизнеса для владельцев компаний.

Мой телеграм-канал — t.me/alexanderfux.

Знаете ещё яркие примеры залётов маркетологов? Поделитесь в комментариях 👇