Найти тему
СМК-консультант

22 СМК без секретов. Обеспечиваем связь с потребителями

Не все подразделы ГОСТ РВ 0015–002–2020 и ГОСТ Р ИСО 9001–2015 с требованиями целесообразно трансформировать в отдельный стандарт организации. К таковым подразделам относится 8.2.1 «Связь с потребителями». Для его реализации достаточно отразить порядок действий в Руководстве по качеству, со ссылками на имеющиеся СТО. Это может выглядеть следующим образом (нумерация подразделов может быть и другая). Пример (ниже) приведен для СМК по ГОСТ РВ 0015–002–2020.

8.2.1 Связь с потребителями

8.2.1.1 Руководитель ООО «ООО» определил и организовал внедрение процедур, необходимых для поддержания связи со своими потребителями с целью:

  • - изучения их требований и удовлетворённости;
  • - обеспечения их информацией о продукции ООО «ООО»;
  • - обработки запросов, контрактов или заказов, включая их изменения;
  • - получения отзывов о продукции ООО «ООО», включая претензии;
  • - обращения или управления собственностью потребителей;
  • - установления специальных требований к действиям, предпринимаемым в непредвиденных обстоятельствах (там, где это уместно).

8.2.1.2 Данные процедуры включают:

  • - изучение требований потребителей к продукции, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
  • - обеспечение потребителей необходимой информацией о продукции ООО «ООО»;
  • - сбор, обработку и анализ основных показателей рынка аналогичной продукции;
  • - изучение конкурентной среды;
  • - формирование и прогнозирование рыночного спроса на продукцию;
  • - порядок управления (обращения внутри организации) собственностью потребителей;
  • - изучение законодательных и других обязательных требований, применимых к продукции.

8.2.1.3 Анализ рынка, обеспечение потребителей необходимой информацией о продукции ООО «ООО», изучение требований потребителей производится до принятия организацией обязательств поставлять продукцию потребителю, т.е. до заключения контрактов (договоров) на поставку продукции или принятия заказа. Порядок реализации указанных действий установлен должностной инструкцией маркетингового отдела и СТО … (удовлетворенность потребителей).

8.2.1.4 Руководитель ООО «ООО» организовывает рассмотрение проектов контрактов (договоров) с последующим их заключением, а также реализацию и внесение необходимых изменений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Состав документированной информации об анализе контрактов (договоров) с потребителями установлен СТО … (договоры с потребителями) и содержит:

  • - порядок рассмотрения требований ТТЗ (ТЗ), ТУ и проектов контрактов (договоров) при участии в конкурсах на создание продукции;
  • - оценку наличия и достаточности ресурсов организации для выполнения работ по контрактам (договорам) ресурсов.

Состав документированной информации об анализе контрактов (договоров) с внешними поставщиками установлен СТО … и содержит:

  • - порядок оценки потенциальных внешних поставщиков в целях выявления их готовности и способности создавать продукцию, соответствующую требованиям, установленным условиями контрактов (договоров), нормативными правовыми актами, ДС (ДСОП) и другими документами, регламентирующими создание продукции;
  • - порядок оценки СМК внешних поставщиков, которым планируется передать процессы, связанные с продукцией;
  • - порядок разработки, рассмотрения, согласования и утверждения ТЗ, заключения договоров с внешними поставщиками и порядок внесения изменений и дополнений в данные договоры с внешними поставщиками.

Порядок разработки, рассмотрения, согласования и утверждения ТЗ на выполнение составных частей НИР, аванпроектов, ОКР, выполняемых внешними поставщиками, установлен СТО … (управление ТЗ) и соответствует требованиям ГОСТ РВ 0015‒101, ГОСТ РВ 15.102, ГОСТ РВ 15.201.

8.2.1.5 В ООО «ООО» контроль и анализ выполнения контрактов (договоров) с потребителями осуществляется систематически в соответствии с требованиями СТО …. (договоры с потребителями) и обеспечивает:

  • - определение (идентификацию) и рассмотрение (исследование и анализ) рисков и возможностей, связанных с возможностью организации выполнять требования контракта (договора), с учетом рисков и возможностей;
  • - координацию работ по выполнению требований контракта (договора);
  • - соответствие формулировок контрактов (договоров), заключаемых с соисполнителями, требованиям заказчика (потребителя);
  • - периодический анализ выполнения требований контракта (договора);
  • - внесение изменений в ТЗ и контракты (договоры) в необходимых случаях, своевременное доведение до исполнителей и контроль их выполнения;
  • - уверенность в возможности выполнять требования контракта (договора).

Контроль и анализ выполнения контрактов (договоров) с внешними поставщиками осуществляется систематически в соответствии с требованиями СТО … и обеспечивает:

  • - соответствие требований, установленных в договорах, заключаемых с внешними поставщиками, требованиям заказчика;
  • - определение (идентификацию) и рассмотрение (исследование и анализ) рисков внесения изменений в условия контрактов (договоров), требования TT3 (ТЗ), ТУ, техническую документацию, а также в договоры с внешними поставщиками и последующее внесение изменений - в необходимых случаях;
  • - своевременное доведение информации о внесенных изменениях до внешних поставщиков и других заинтересованных сторон, а также контроль выполнения внесенных изменений.

8.2.1.6 Ответственность за соблюдение порядка проведения анализа рынка и процедуры анализа и заключения контрактов (договоров) с потребителями, а также контроля и координации этих работ возложена на начальника отдела продаж. Ответственность за исполнение контрактов (договоров) возлагается на начальников всех структурных подразделений, которые обеспечивают изготовление продукции, соответствующей установленным требованиям, в сроки, предусмотренные контрактом (договором).

Ответственность за соблюдение процедуры анализа и заключения контрактов (договоров) с внешними поставщиками, а также контроля и координации этих работ возложена на начальника ОМТС.

8.2.1.7 При установлении порядка взаимодействия с заказчиком ООО «ООО» определило в положении П-101 порядок информирования заказчика и ВП, а также обеспечивает возможности для заказчика и ВП осуществлять:

  • - участие заказчика или ВП, по его решению, в проверках функционирования и оценке соответствия СМК установленным требованиям (СТО по аудитам);
  • - участие ВП, по его решению, в выборочных проверках (летучем контроле) выполнения требований КД, ТД и другой технической документации (СТО по контролю техдисциплины);
  • - участие ВП, по его решению, в работе по определению и анализу причин дефектов, отказов и неисправностей, выявленных при контроле качества продукции и технологических процессов в производстве (опытном и серийном), испытаниях и эксплуатации (СТО по квалификационным испытаниям, по ПСИ и приемке, по периодическим испытаниям, СТО по удовлетворению рекламаций и управлению несоответствующей продукцией);
  • - согласование заказчиком или ВП, по его решению, планов мер по устранению выявленных несоответствий продукции установленным требованиям ((СТО по квалификационным испытаниям, по ПСИ и приемке, по периодическим испытаниям, СТО по удовлетворению рекламаций и управлению несоответствующей продукцией).

Не забывайте, куда Вы это вписали, чтобы уверенно ответить на вопрос аудитора про связь с потребителями. Вообще, во время внешнего аудита полезно всегда иметь Руководство по качеству под рукой…

Посмотреть «живое» Руководство по качеству можно:

- для военной продукции ЗДЕСЬ - СТО 123456RW-100-2021 Руководство по качеству;

- для гражданской продукции ЗДЕСЬ - СТО 8765RISO-100-2022 Руководство по качеству.

На канале "СМК-консультант" уже более 300 публикаций. Чтобы не пропустить полезную информацию, пользуйтесь перечнем опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.

24.06.2024