Найти в Дзене
С Богом по жизни

Свидетельства образа Божьего в человеке

"И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»" (Быт. 1:26-28). Богословы на протяжении двух тысячелетий бьются над тем, чтобы дать определение образу Божьему в человеке, но никак не могут прийти к общему толкованию, которое бы удовлетворило всех. Человек — уникальное существо в мире, и его качественные отличия выделяют его среди животных как созданного по образу Божьему. Только человек господствует над землей и всем животным царством Бог, создав человека, дал ему власть над животными, но оставил в по
"И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»" (Быт. 1:26-28).

Богословы на протяжении двух тысячелетий бьются над тем, чтобы дать определение образу Божьему в человеке, но никак не могут прийти к общему толкованию, которое бы удовлетворило всех. Человек — уникальное существо в мире, и его качественные отличия выделяют его среди животных как созданного по образу Божьему.

Только человек господствует над землей и всем животным царством

Бог, создав человека, дал ему власть над животными, но оставил в подчинении Себе, сделав распорядителем, облеченным священным доверием. Человек живет между двух миров: между миром материальным и миром духовным. Как животные, он имеет материальное тело, созданное из праха земного, жизнь в котором должна поддерживаться. Ему тоже нужны воздух, вода и питание, но он единственное существо, которое может слышать глас Божий и вслед за Богом думать так же, как и Он (см. Пс. 8:4-10).

Поэтому господство человека над животными больше духовное, нежели физическое. Оно имеет отношение к качеству, а не к количеству. У человека мозг не больше, чем у голубого кита. Он не такой сильный, как лев, и не такой быстрый, как гепард. Его зрение не сравнить со зрением орла. Понятно, что превосходство человека над животными не в физической области, не в том, что можно выразить количественно; это должно быть некое духовное качество, которое Бог вложил в каждого человека.

Только человек может выйти за пределы своего «я»

Животные могут думать, но человек может возвыситься над собой и мыслить абстрактно. Он может рассуждать о высоких материях и задавать такие вопросы, как: «Кто я?»; «Откуда я?»; «Почему я здесь?» Только человек задумывается над своим местом в жизни и старается найти корни и цель своего существования. Животных не волнуют эти вопросы.

Только человек способен учиться на опыте, накапливать знание и передавать его последующим поколениям

Человек — единственное существо, интересующееся прошлым (историей). Он аккумулирует факты из прошлого и передает их дальше, чтобы каждое следующее поколение было более информированным, нежели предыдущее. Человек может сохранять знание как в устной, так и в письменной форме, чтобы его детям и внукам не приходилось открывать все заново.

Только человек неугомонен в отношении материальных вещей

Это может быть отчасти так потому, что Бог «вложил вечность в сердце их» (Еккл. 3:11). (1) Человек никогда не бывает удовлетворен теми материальными вещами, которые у него есть. Животные обходятся минимумом, позволяющим им существовать. (2) Человек никогда не бывает удовлетворен своим положением, тем, как он выглядит, что знает, что испытывает, чего достигает. У животных нет такого желания все время видеть, слышать, испытывать что-то новое. Нет у них и стремления быть успешнее других животных вокруг себя. Они довольствуются простым бессобытийным существованием, какое человек посчитал бы скучным. (3) В человеке живет дух искателя приключений, толкающий его вперед, к новым рубежам. Ему непременно нужно выяснить, что находится за этой рекой, этой горной грядой или этим океаном. Он хочет знать, что находится на луне, на других планетах и в далеких галактиках. Животных это не волнует; они не обладают способностью осмысливать другие континенты, страны или миры. Не осознавая этого, человек в своем стремлении к полноте и совершенству свидетельствует о Божьем образе в себе. Человек был создан не на время и не для чего-то, имеющего конец, а в расчете на вечность и на нечто бесконечное: на Бога. Августин писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Августин Исповедь 1.1.1).

Только человек является моральным существом с чувством долга, морального обязательства

Он знает, что такое хорошо и что такое плохо и мучается от нечистой совести (Ин. 8:7-11; Рим. 2:12-16; 1 Кор. 8:7-13; 1 Тим. 1:19; 3:9; 4:2; 1 Пет. 3:16-21). Когда рождается ребенок, родители не знают наверняка, кем станет новорожденный, когда вырастет, и что он будет делать. Каждый ребенок растет с вопросом: «Чем мне заниматься в жизни?» Животные действуют инстинктивно; им от рождения определена судьба, которая исполняется естественным образом. Когда рождается котенок, мы знаем, кем он будет и что станет делать: он будет котом и станет делать то, что естественно для котов. Размышления Гамлета свойственны только человеку: «Быть или не быть, вот в чем вопрос» (Уильям Шекспир Гамлет 3.1.55).

Только человек способен выбирать, каким путем ему идти по жизни, какой жизнью жить

Человек может решить быть благородным, любящим и праведным — или же наоборот: непорядочным, эгоистичным и порочным. Такой выбор не стоит перед животными, потому что они не обладают моральным чувством.

Только человек имеет эстетическую природу, которая побуждает его создавать предметы искусства, живописи, поэзии и скульптуры

Люди — единственные существа, которые неделями и месяцами могут трудиться над чем-то, что не имеет никакой ценности для выживания. Творческая активность противоположна атеистической эволюционной модели, согласно которой человек за миллионы лет развил навыки и умения, которые помогали ему выживать, и утратил качества, которые не способствовали его выживанию. Такого с человеком явно не произошло; его эстетические наклонности не утратились, а, наоборот, со временем стали еще более ярко выраженными. Ни одно животное не заботит эстетическая сторона дела, потому что это ничего не добавляет к его благополучию. Птица собирает красивые нити пряжи, потому что они годятся для того, чтобы использовать их при строительстве гнезда. Бобр, строя плотину, инстинктивно старается сделать ее крепкой и функциональной. Бог, сотворивший прекрасный мир во всей его гармонии и совершенстве, создал также человека и вложил в него желание окружать себя красотой и гармонией, правильным сочетанием цветов, форм, конфигураций и композиций. В этом благословении кроется также и опасность, что человек будет искать высшего удовлетворения в красоте, а не в Боге. Попавший в такую западню, вместо того чтобы найти счастье и реализовать себя, неизбежно будет испытывать разочарование и пустоту (суету), как когда-то давно испытывал «экклесиаст» (Еккл. 1:1, 8; 2:1-11).

Только у человека есть концепция будущей загробной жизни

Только люди хоронят мертвых. Несмотря на невероятные сообщения, что шимпанзе и слоны хоронят своих мертвых сородичей, до сих пор нет никаких достоверных научных подтверждений этому. Хотя животные умирают и в какой-то степени, наверное, страшатся смерти и горюют над умершим сородичем, они к ней не готовятся. Что-то в человеке подсказывает ему, что смерть священна. Он считает ее важным событием, но еще не концом; он хочет и дальше продолжать существовать (2 Цар. 12:19-23; Пс. 22:4-6). В древности люди хоронили умерших с драгоценностями, которые, как они верили, пригодятся им в потустороннем мире. Это свидетельствует о том, что Бог вложил в человеческое сердце вечность (Еккл. 3:11).

Бог создал человека уникальным. Благословение этой уникальности связано с особой обязанностью служить Создателю и восхвалять Его.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи

👉🏻 Аудиоэкскурсии 24/7 (Реклама. WeGoTrip. ИНН EE102418053)