Найти тему
Dr. Morozov

Что такое Locomotion Cinema?

Re-up: интервью было опубликовано 5 января 2021 года, но сейчас удалено из общего доступа. Автор телеграм-канала https://t.me/cineloco – увлечённый киноман. Мы поговорили с ним об «искусстве синематографа», пиратстве, моде на онлайн-формат и многом другом.

– Я наткнулся на интервью с тобой и выяснил, что ты, оказывается, прожжённый киноман! В твоём блоге много отзывов и рецензий. Но почему он уже почти год не обновляется?

– Я решил закрыть его. Всегда хочется двигаться вперёд и искать новый формат. Поэтому и перешёл в телеграм. Но руки всё не доходили, нужен был весомый повод.

– В интервью ты был представлен как Dr. Morozov, почему?

– Это мой давний псевдоним, под которым я работал в «Музыкальной газете», писал рецензии, позже стал вести радиопрограмму об электронной музыке «Локомотив» (Locomotion), отсюда и название Locomotion Cinema…

– И что стало этим поводом, натолкнуло тебя на идею завести канал о кино в телеграме?

– Можно сказать, «последней каплей» стал несостоявшийся «Лiстапад-2020» (27-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад» был отменен накануне своего открытия – по официальному комментарию Министерства культуры, в связи с неблагоприятной​ эпидемиологической ситуацией). «Воспользуйтесь программой фестиваля как записной книжкой, постарайтесь посмотреть эти картины в течение года, когда они начнут появляться в прокате или интернете», – посоветовал в одном интервью программный директор фестиваля Игорь Сукманов. Я прислушался к совету и сначала стал публиковать названия и описания фильмов «Лістапада-2020», которые можно было найти в интернете для онлайн-просмотра. Но это было в новости, которую я постоянно «апдейтил», а её актуальность терялась. Поэтому я подумал: почему бы не анонсировать киноновинки на постоянной основе в телеграме?


Кадр из фильма «В поте лица» («ЗОЖ»), который должен был участвовать в фестивале «Лiстапад-2020»
Кадр из фильма «В поте лица» («ЗОЖ»), который должен был участвовать в фестивале «Лiстапад-2020»

– Неужели в телеграме нет аналогичных каналов?

– Их недостаточно. Я так и не нашёл идеального/универсального, представь себе! Это либо узкоспециальные паблики, либо сводки релизов, которые пересказывают сюжет и иногда приводят цифры рейтинга, но ничего не сообщают потенциальному зрителю о культурной ценности. Я же поставил целью делать дайджест на тему «Что интересного из игрового, документального и анимационного кино появилось в интернете». Упор на фильмы фестивальные, музыкальные, да и просто необычные.

– Кто в твоём представлении подписчик Locomotion Cinema? И что ему ждать от твоей ленты?

– Могу сразу сказать, чего не ждать – сборника шедевров. Современное кино очень разнообразно, тем и интересно. Как писал Салтыков-Щедрин: «У всякого свой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз, а кто свиной хрящик». Каждый может найти что-то себе по вкусу. Кого я вижу как читателя? Человека любопытствующего, незашоренного. Того, кто интересуется гуманитарными науками, историей, культурой, в том числе всеми формами современного искусства. Того, кто понимает, что кино – это не только и не столько развлечение. Зачастую кино – это испытание. Идеальный фильм для меня – который подталкивает зрителя о чём-то подумать, заставляет шевелить извилинами. Можно безапелляционно заявить: «Этот фильм фуфло!». А как насчёт объяснить, почему? Что, на ваш взгляд, не «фуфло»? И зачастую выясняется, что автор реплики за свою жизнь посмотрел три с половиной фильма. Необходимо обладать широким кругозором, чтобы разбираться в теме.

– Я правильно понимаю: ты не делаешь анонсы предстоящих кинособытий, а пишешь только про то, что уже вышло?

– Всё верно. Преподношу на блюдечке с голубой каёмочкой! Чтобы посмотреть само кино, читателю только остаётся перейти по ссылке или осуществить несколько простейших манипуляций в поисковике. Однако это только видимая часть айсберга. Я провожу большую подготовительную работу, которая ждёт своего часа: заранее собираю информацию о фильмах, режиссёрах, фестивалях, премьерах, просто это происходит в пассивном режиме и у меня как насмотренного зрителя не отнимает много времени. Я постоянно “turned on”.


Рекламный плакат фильма «Уроки фарси»
Рекламный плакат фильма «Уроки фарси»

– Речь про фильмы с переводом на русский язык?

– Да, а иногда и на белорусский. Тут иерархия такая: в массовом сознании больше всего «котируется» дубляж, затем идёт закадровая профессиональная озвучка, потом любительская, и только потом русские субтитры. Хотя в некоторых картинах важно слышать интонацию актёров, так что фактически как раз субтитры по важности занимают первое место. Но некоторые фильмы долго не выходят с переводом, только с английскими субтитрами, поэтому я иногда даю ссылку на них. Сужу по себе: кино в оригинале я не рискую смотреть, а если оно снабжено английскими субтитрами, то почему бы и нет? Мне кажется, сегодня большинство наших соотечественников (по крайней мере, пользователей телеграма) более-менее знает английский язык. Зачастую бывает так, что я смотрю свежий релиз с английскими субтитрами, а потом, когда он выходит с русскими, я рассказываю о нём в своём телеграме – например, так было с документальными лентами о группе Swans и об итальянском режиссёре Лючио Фульчи.

– Как часто ты делаешь посты?

– Раз в день, не реже. То есть, как видишь, довольно часто. Всегда держу в голове (и, что важнее, в компьютере) план ближайших публикаций. Для этого нужна хорошая самоорганизация, и работа в банке этому немало способствует. Главное, чтобы не было так, как в своём youtube-шоу недавно рассказал Сергей Минаев: в России какой-то чиновник обязал своего подчинённого освоить соцсети, и тот просто разом вывалил в инстаграм все фотографии из своего архива. Ну и что, что за раз. Зато освоил.

– Как можно с такой частотой обеспечить высокое качество текста?

– Легко – ведь это дайджест! У меня тут не так много моих личных соображений. В основном это интересные факты, яркие цитаты, официальные анонсы, фрагменты чужих профессиональных рецензий от авторов, которым я доверяю (например, ведущий российский кинокритик Антон Долин, встреча с которым оставила незабываемое впечатление). Также я провожу «культпросвет» – рассказываю про творчество режиссёров по случаю их юбилея (а иногда смерти, что является куда более грустным поводом, но, к сожалению, в наше время участившимся). Знакомлю с интересными сообществами и тематическими пабликами в соцсетях. Понимаешь, я же закончил филфак. А какой самый популярный тренд был в литературе 1990-х? Постмодернизм. Цитирование является одним из его фундаментальных свойств. Сейчас царит «культура твиттера», никому не интересны простыни текста. Читают лид-абзац и, если интересно, весь текст – но он должен быть в лаконичной форме. Поэтому я никогда не писал больших рецензий на кино. Максимум – это отзыв на несколько абзацев. И иногда я себя цитирую, потому что отзывов я написал уже прилично. Хотя несколько лет назад на «Кинопарке» публично заявил, что подробный отзыв (или небольшая рецензия) на показанный на фестивале «Лiстапад» фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» – мой последний там, и держу своё слово. А если и размещаю сейчас свой комментарий в телеграме, то делаю это по возможности коротко и ясно.


Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

– Про сериалы не пишешь?

– Нет. На просмотр сериального формата нет времени. И, наверное, я так устроен, что всегда смотрю вперёд, ищу новое, и мне не очень интересно надолго погружаться в какую-то вселенную. Но могут быть исключения: например, когда мы говорим про мини-сериалы (например, английский «Дес» о реальном маньяке – он трёхсерийный и идёт в общей сложности меньше двух с половиной часов, в то время, как продолжительность представленного на Берлинале-2020 фильма «Берлин, Александерплац» – три часа, тут всё относительно). Или тот же Долин в список лучших фильмов 2020 года включил «Лаверс-рок» – эпизод сериала «Small Axe».

– У меня сложилось впечатление, что ты больше ориентируешься на так называемое элитарное (авторское, артхаусное) кино – так ли это?

– Скорее всего, да. Я внимательно отслеживаю лауреатов ведущих мировых фестивалей – Каннского, Венецианского, Берлинского, многих других. Это кинематографический авангард, и все деятели киноискусства (а с ними и искушённая публика) так или иначе на них ориентируются. Но точно так же, как рацион должен быть разнообразным – невозможно питаться одной колбасой, одним хлебом или одним вареньем – то же, в принципе, касается и культуры. Я не гнушаюсь рекомендовать «народное» кино, которое появляется в интернете (конечно, не опускаясь до уровня сериалов на НТВ). То есть речь про те фильмы, которые проходили в прокате и собирали приличную кассу. Или не собирали. :) Тут есть и фантастические блокбастеры, и криминальные боевики, и комедии, и хорроры. Это касается и зарубежного кино («Довод», «Дичь», «Избави нас от лукавого»), и российского («Глубже!», «Кольская сверхглубокая»).


Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

– А белорусское?

– Задам встречный вопрос: а его много? Хотя каждый год выходит как минимум один достойный фильм: в позапрошлом году это был «Хрусталь», в прошлом – «II (Два)». И да, я рекомендовал белорусское кино – эффектный трэш-хоррор «Спайс бойз». Но более важной в медиапространстве является драма «Уроки фарси», которая должна была открывать «Лістапад». Громкая мировая премьера ленты состоялась в рамках 70-го Берлинского кинофестиваля, а Беларусь выдвинула её на награду американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Хотя анонса главного белорусского фильма последнего времени «Купала» у меня не было: там сложная ситуация с его релизом, поэтому пусть подписчики за неимением кинопремьеры знакомятся с утёкшей в интернет копией на свой страх и риск. Но фильм получился очень хороший.

– Ты рекламируешь пиратский контент?

– Нет, и я бы не ставил вопрос таким образом. Для меня во главе угла стоит интересное кино. А где и в каком формате оно размещено – второстепенно. Может быть залито Вконтакте (и только там), а может транслироваться на респектабельной площадке для онлайн-просмотра. Возьмём MUBI — это стриминговый сервис в основном с классическими или фестивальными фильмами. На MUBI представлена постоянно изменяющаяся коллекция: каждый день добавляется новый фильм и остаётся доступным 30 дней. Подписка стоит недорого, но иногда они показывают кино for free. Так было с прошлогодним фильмом Вернера Херцога “Family Romance, LLC”. Или вспомним масштабный youtube-кинофестиваль “We Are One”, который прошёл во время тотального локдауна. Это было бесплатное мероприятие, но организаторы призывали делать донаты (правда, в Беларуси данная опция была недоступна). Если на моём канале и присутствует пиратство, то оно «с человеческим лицом». К слову, иногда даю ссылки на старейший и популярнейший торрент-трекер рунета – RuTracker.org. Это «священная корова» для любого фаната артхауса, потому что там есть то, чего порой не найти больше нигде. А вообще я за естественный порядок вещей. Давайте пусть всё будет по очереди: сначала коммерческий прокат в кинотеатрах, потом онлайн-премьеры на платной основе, а потом уже бесплатное (или условно бесплатное) тиражирование – на торрентах и так далее. Я не против. Приведу аналогию: пользователи бесплатной версии YouTube Music сейчас постоянно наблюдают баннер с просьбой оформить подписку. То есть если ты пользуешься бесплатным контентом, будь добр смириться с необходимостью просматривать рекламу. Или плати.

– Онлайн-формат для просмотра становится всё более актуальным?

– Конечно. Сейчас много причин, чтобы зрителю оставаться дома, и не стоит о них лишний раз напоминать: «Вы и так всё понимаете». Не случайно недавнюю программу «Послеобразы. Современное польское кино» сопровождало предупреждение: «В кинозале с помощью шахматной рассадки создана социальная дистанция между зрителями. Напоминаем, что ваш главный аксессуар при походе в кино – защитная маска, которая обязательна при посещении всех общественных мест». Art Corporation всегда предупреждают: «Показы для зрителей проходят в кинотеатрах с соблюдением социальной дистанции и всех необходимых мер предосторожности». А эти самые меры предосторожности лучше всего обеспечить, так сказать, заочно, удалённо. Фестиваль японского кино в Минске впервые перешёл в онлайн-формат. Что уж говорить про международные события. Берлинале-2021 проведут онлайн! Изначально организаторы планировали, что мероприятие состоится 11-21 февраля в привычном виде, но с соблюдением необходимых мер безопасности, однако из-за продолжающейся пандемии коронавируса конкурсные показы было решено перенести в онлайн-режим на начало марта. Даже если отвлечься от «элитарного кино»: Warner Bros. пошла на отчаянный шаг — её блокбастеры выйдут сразу в кино и онлайн (включая «Дюну» и «Матрицу-4»). Компания объяснила свое решение тем, что до конца 2021 года зритель, вероятно, не вернётся в кино из-за пандемии. В ответ студию обвиняют в том, что она пользуется ситуацией, чтобы развить свой непопулярный стриминговый сервис… Фестиваль французского кино давно проводится онлайн; многие фестивальные хиты выкладываются с русскими субтитрами на стриминге «КиноПоиск HD» (первый месяц просмотр – бесплатно), и этот список можно продолжать долго.


Постер ежегодного фестиваля французского кино
Постер ежегодного фестиваля французского кино

– Январь – идеальное время для подведения киноитогов года. Какие они для тебя?

– Раньше я часто делал подобные хит-парады, но сейчас не будет никаких «итоговых оценок» по культурным событиям в 2020 году. Во всяком случае, у меня. И самый главный итог года в нашей стране — как ни странно, несостоявшийся «Лiстапад». Безотносительно его субъективных оценок нужно признать, что это всегда было самое большое ежегодное кинособытие в Беларуси. Фестиваль предлагал зрителям то, что ещё целый год потом смотрелось/обсуждалось не только в нашей стране, но и во всём мире. Если вы не могли найти тут хоть что-то для себя, значит, плохо искали. И фильмы, которые были запланированы в программе 2020-го года, ещё не раз, после их выхода онлайн, будут предметом интереса и/или споров. О многих я уже рассказал (а значит, их можно посмотреть) в моём телеграм-канале. И уверен, впереди ещё много интересного!

Александр Николайчук