Найти тему

Особенный ребенок, мирно сидящий на скамеечке, рассорил воспитателей

И скамеечка-то какая: маленькая, уютная, стоит возле нарядной клумбы с красивыми цветочками, радует глаз так, что настроение сразу поднимается. Ну как можно в таком чудесном месте поссориться?

А дело происходило... да-да, всё там же, у меня на работе, в моём любимом социальном спецучреждении для детей с ОВЗ, где я уже прилично сколько лет веду кружковые творческие занятия.

Только сегодня буду говорить (писать) не о своих занятиях, а о неудобной ситуации, с которой пришлось нечаянно столкнуться воспитателям из нашего стационара.

А что в стационаре?

Приезжают туда каждые 3 недели особенные детки разного возраста и с различными нарушениями (в т.ч. ментальными). Лежат в стационаре, как в санатории, ходят на медицинские процедуры, прописанные врачами, на коррекционно-развивающие занятия, а также посещают творческие кружки и анимационные мероприятия (чем собственно и занимается мой родненький отдел).

А проживают ребятки на "жилых" этажах в уютных палатах. Те дети, которые более "сохранные" и в состоянии сами себя обслуживать (таких довольно мало) - лежат без родителей, как в лагере, при сопровождении воспитателей, а тяжелые детки или маленькие - лежат вместе с мамами.

Но для всех ребят - режим одинаковый!

Не потому что сотрудникам учреждения начихать на "индивидуальный подход" и не потому что они не любят детей и не считаются с их желаниями, а потому что само учреждение - государственное, режимное, соблюдающее все санитарные нормы!

И один из обязательных режимных пунктов в детском учреждении - ежедневная прогулка на свежем воздухе!

Хоть с мамами, хоть с воспитателями - прогулка совершается в одно и то же время! И правила тут тоже есть: гуляем только на площадке и под присмотром воспитателя.

Если ребенок гуляет с мамой, а маме хочется пройтись вокруг здания или посмотреть клумбы (далеко от площадки), то надо всё равно оповещать воспитателя об уходе с площадки.

И, самое главное, за территорию - нельзя выходить никому без письменного заявления мамы, заверенного заведующей стационаром и одобренного директором или замом.

Да, строго однако! Но зато сотрудники спят спокойнее... А кому не нравится наш режим - есть и более "свободны"е учреждения, только вот, наверное, уже не бесплатные, как наше.

Хотя, на сам режим - мало кто жалуется. И даже ребята-"безмамники" в основном слушаются воспитателей и правила - соблюдают! За малюсенькими исключениями...

Матвей

Мальчик из стационара, 9 лет, психо-эмоциональные нарушения.

Хороший мальчик, интересный. Разговаривает, с простыми заданиями - справляется, на занятиях (например, у меня в кружке оригами) - вообще идеален (тьфу-тьфу-тьфу).

Навыки самообслуживания - вполне соответствуют возрасту, поэтому ни у кого не было вопросов к мамочке, которая поместила Матвея в стационар "без родительского сопровождения" на попечение воспитателей.

Ну а если посмотреть на характер и на поведение Матвея... да все мы не идеальны! Да и воспитатели - тоже понимают, что не бывает в группе так, чтобы ВСЕ детки были сплошь послушные и сговорчивые, иначе работа была бы подозрительно лёгкой (а такое бывает только в сказках).

А что с Матвеем не так?

Слишком он нелюдимый, как говорится, весь "в себе". Не хочет общаться с другими детьми, не любит шума-гама. Не участвует в мероприятиях, а занятия предпочитает только индивидуальные. Даже с соседом по палате (мальчишкой того же возраста) - тоже не "контачит"... ну хорошо, что тот мальчик тихий и воспитанный, не навязывается.

Ну а если всё-таки Матвей слышит шум-гам или довольно громкое и беспорядочное многоголосие - то и следа не остается в нем от былого молчуна-буки! Сразу краснеет, трясется, закрывает уши руками и буквально визжит:

- Аааааа! Замолчите все! Не могу! Нееет!

И срывается с места, бежит куда подальше! Однажды с "гостевого" мастер-класса, проходившего в вестибюле - вот так, сходу, рванул по лестнице на свой этаж, в палату, и дверь своей же кроватью задвинул. Воспитательнице даже тогда пришлось позвонить маме Матвея, и он дал возможность открыть дверь лишь тогда, когда ему передавали телефон, чтобы мама с ним поговорила. Вот как!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Матвей на прогулке

Ясное дело, Матвею было крайне неприятно гулять в "общей массе" на площадке! И я сама его понимаю: визги, смех, топот, скрип качелей-каруселей, для чувствительного ребенка - невообразимые мучения! А тут еще воспитатели "подогревают":

- Ну Матвейка, ну пойдем с ребятками играть!

Ааааа! Раздражает!

Но и в помещении - тоже нельзя ребенка оставить! Во-первых, это - нарушение, во-вторых, на прогулке должны гулять 2 воспитателя, которые и работают на смене! А оставлять ребенка с няней-санитаркой - не положено по правилам внутреннего распорядка. Т.е., Матвею никто не обязан предоставлять особые условия, он - такой же воспитанник, как и все остальные ребята, которые, между прочим, тоже с нарушениями.

Райский уголочек

С противоположной (относительно игровой площадки) стороны здания - у нас на территории располагается прекрасная клумба с цветами. Цветы - разные, красивые, посаженные в виде разноцветного узора.

А возле этой клумбы есть маленькая скамеечка.

И вообще, этот кусочек территории - довольно приятный, в "кружевной" тени, а, главное, тихий! От площадки - достаточно далеко.

И Матвей - прямо таки "облюбовал" этот райский уголочек. Сядет себе на скамеечку - и уйдет в себя, глубоко-глубоко! Смотрит на цветы, улыбается, медленно раскачивается и думает о чём-то своём...

Без всяких телефонов, игрушек, конфеток - просто сидит и наслаждается!

Но ведь...

Площадка-то - совсем в другой части территории! И дети все - должны гулять именно ТАМ! С обеими воспитательницами!

А попробуй Матвея оторви от его "медитации", чтобы утащить его на площадку, со всеми остальными ребятами! Тут сразу и крики начнутся, и слёзы, и "сопли-вопли":

- Не хочу, не пойду, ааааа!

А если воспитатель подойдет ближе - так может и "схлопотать"! Ибо рассерженный Матвей - это уже далеко не милашка, а самый настоящий драчун, который сопротивляется как истинный мужик!

Но и дети - не обязаны ждать, когда Матвей соизволит отойти от любимого места и пойти на площадку.

И как быть?

Пусть это, конечно, "не по правилам" (повторяю, гулять на площадке с детьми должны ДВА воспитателя!), но выбирают из всех зол меньшее: один воспитатель ведет детей на площадку (да-да, большую группу "особенных" детей), а второй воспитатель - стоит возле клумбы и караулит сидящего на скамеечке одного Матвейку! О как!

Однако...

Сразу скажу, воспитатели честно пробовали всеми нежными хитростями выманить Матвейку из райского уголка: и уговаривали, и говорили, какой он хороший мальчик, и обещали, что ребятки будут играть только в "тихие" игры (ага-ага, я бы тоже на месте Матвея не поверила). А еще мамочке звонили, и мама его по телефону уговаривала. Но и воспитателей - тоже уговаривала "не тащить его силой, а то он расстроится".

Но всё же пришлось остановиться на варианте с "разделением" воспитателей...

Первый воспитатель: Ну что, давай уже я детей поведу, а ты тут с Матвеем оставайся.

Второй воспитатель: А почему это Я должна тут стоять? Ты же там явно сидеть будешь, а я, значит, стоять тут должна? Тут вообще-то ОДНА только скамеечка, и та уже занята, а на площадке - много их!

Первый воспитатель: А мне вообще нельзя долго стоять в одном положении, ты же знаешь, у меня - вены!

Второй воспитатель: Умная, всё за меня решила, даже не спросив!

Первый воспитатель: Да я лучший вариант тебе предложила! Присматривать только за ОДНИМ ребенком!

Заметим, те дети, которые с мамами - уже ушли на площадку, а остальные - стоят и ждут, когда спор окончится.

Второй воспитатель: Я всё поняла, я тоже так буду делать, не спрашивая. Идите все куда хотите!

Первый воспитатель: Ну и ладно, я с Матвеем останусь, а ты тогда остальных бери. Время идет, вообще-то!

Второй воспитатель: И пойду! А вообще интересно получается! У меня, значит, под ответственностью 20 человек, а под твоей - один, а зарплату всё равно одинаковую получим? Замечательно!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А Матвей - смотрит на бабочку, играет упавшим листочком и всё улыбается... И споры воспитателей ему - как во-он до того фонаря на аллейке. Или до другого фонаря, который возле беседки. А может и до третьего, который возле эвакуационной калиточки...

А что дальше?

Да ничего особенного! Я-то знаю эту историю по рассказу лишь одной из сторон (первой воспитательницы). И даже толком не поняла, КТО всё-таки сидел с Матвеем, а кто - с детьми на площадке. Но точно знаю, что воспитательницы поссорились не на шутку, даже график на следующий месяц поменяли, чтобы смены не совпадали.

А сама лично думаю, что вовсе не из-за капризов Матвея девчонки поссорились, и даже не из-за строгих правил.

Думаю, что люди просто устали от общего отношения начальства, нагрузки, постоянных сюрпризов "сверху" и от безденежья... А так - они замечательные, честно!

А Вам, дорогие читатели, благополучия и достойной награды за труды.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам