Предыдущая часть:
Таким образом, 29 января, перейдя с Лозьвы на Ауспию, дятловцы около 14-00 устроили на Ауспии небольшой обед-перекус - в том месте, где двигавшиеся перед ними на оленьих упряжках мансюки оставили своих оленей. И во время перекуса один из оленей подошел к дятловцам, и Зина решила угостить его кусочком сахара (см. Фото 1 ниже).
Почему мансюки решили оставить в этом месте своих оленей? Дальше дорога плохая? Нет, дело не в этом - мансюки на своих оленях спокойно могли проехать и дальше, до самого перевала. Вспомним хотя бы, что радист Неволин прибыл с манси Степаном Куриковым и еще двумя мансюками из Суеватпауля также на оленьих упряжках, и 26 февраля они соединились с группой Слобцова. А лагерь Слобцова, как мы установили ранее, находился совсем рядом с перевалом (см. ссылку ниже).
Дело в том, что выше по Ауспии уже начинался довольно глубокий и плотный снег. Так, в записи от 31 января в "Общем дневнике", где описывается, как дятловцы свернули от Ауспии и стали подниматься к перевалу, указывается, что глубина снега составляет 120 см:
"Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см глубиной".
А это довольно глубокий снег для большинства оленей:
В лесу олень может раскопать рыхлый снег высотой до 150 см, в тундре 30 см снега с настом могут оказаться непреодолимы. Глубокий или очень плотный снег под силу раскопать только быкам.
То есть просто оставить своих оленей где-то ближе к перевалу на продолжительное время (сутки или более) мансюки не могли - оленей нужно было подкармливать (едой, привезенной с собой на нартах). Иначе олени, в поисках еды, могли уйти очень далеко или вовсе погибнуть. И поэтому когда мансюки ездили на охоту на Ауспию, они, очевидно, каждый раз оставляли своих оленей значительно ниже по Ауспии, а дальше шли на лыжах. Вот и на этот раз убийцы дятловцев поступили точно так же: доехав до известного им места, где они обычно оставляли оленей, они дальше пошли на лыжах - чтобы подготовиться к нападению на дятловцев, не обременяя себя заботой о своих оленях.
Где было сделано фото?
В свое время определить место, где было сделано это фото, попытался уже упоминавшийся ранее Масай. Но, как и почти во всем остальном, здесь он также наплел какую-то ерунду (см. ссылку ниже):
"И тут есть интересный момент. Если внимательно посмотреть на ребят на этом фото, то видно, что они как бы подзамерзли. Кривонищенко телогрейку одел. У остальных тоже вид такой, словно они испытывают дискомфорт от холода. У Дубининой хорошо это видно и у Дорошенко. Дорошенко стоит с капюшоном натянутым на шапке. То есть в таком виде, в котором он был на перевале, когда искали место под лабаз. Капюшон он поднял из-за ветра. Я просто говорю про то, что человек, который поднимается вверх по Ауспии с тяжелым рюкзаком, он не то что мерзнет - ему жарко должно быть. А тут мерзнут. Значит, они, возможно, не поднимались по Ауспии, а спускались с перевала. Энергозатраты почти никакой... С горки скатились. Вот и мерзко им. И видно, что проголодались сильно. Правильно - на перевале под пронизывающим ветром не стали подкрепляться, да может и некогда было. Поэтому я пока поставил это фото как за 31 января. Там и снежок подходит".
Это вот "уровень анализа" "раннего дятловедения". Хотя в той же статье Майя Пискарева приводит весьма резонное возражение Алексея Коськина:
"Хочу немного добавить по поводу слов: "...тут есть интересный момент. Если внимательно посмотреть на ребят на этом фото, то видно, что они как бы подзамерзли. ...человек, который поднимается вверх по Ауспии с тяжелым рюкзаком, он не то что мерзнет - ему жарко должно быть. А тут мерзнут". На самом деле никакого противоречия нет. Когда идешь с тяжелым рюкзаком на лыжах по глубокому снегу, естественно, становится жарко. И "на ход" на себя много не надевают, и так спина как минимум мокрая и вообще тепло, когда идешь. Но когда останавливаешься даже на небольшой привал - "перекус", холодно становится почти сразу, через 2-3 минуты. Ты же весь мокрый от пота, а мороз никто не отменял. Поэтому на привалах на себя сразу что-нибудь надевают, а с началом ходьбы снова снимают. И эта теплая вещица обычно лежит сверху рюкзака, чтобы можно было быстро достать и потом так же быстро упаковать. Сейчас у меня, например, для этих целей жилет теплый и легкий имеется. И рукавицы отдельные, потому что идешь в перчатках которые тоже намокают. А в то время одежды было меньше, так что если кто-то накинул телогрейку, а кто-то накинул капюшон - это нормально, ничего в этом странного нет."
Все так и есть: по своему походному опыту знаю, что во время любого привала желательно сразу же накинуть что-нибудь потеплее - очень скоро начинаешь замерзать. Именно по этой причине многие дятловцы не убирали свои телогрейки в рюкзаки, а несли их сверху рюкзака - чтобы их в случае остановки можно было бы тут же накинуть на себя. И, кроме того, на этом фото Юра Кривонищенко стоит в своей фуфайке, а как мы установили ранее, уже во время следующей ночевки фуфайку ему сожгли. Так что нет никаких сомнений в том, что это фото было сделано 29 января.
И исходя из всего сказанного, мы уже можем довольно точно определить не только время, когда было сделано Фото 1 (около 14-00 29 января), но и место.
В самом деле, понятно, что дятловцы устроили этот обед-перекус где-то на середине своего пути. Да и в одной цитировавшейся ранее записи из "дневников" прямо говорится, что стоянку манси они встретили "в середине пути". То есть эта стоянка манси - и место перекуса дятловцев - находились где-то на Ауспии напротив Хой-Эквы.
И опа! Недавно я просматривал документальный фильм о гибели дятловцев "Тайна перевала Дятлова", и там в какой-то момент показали карту. Я не знаю, откуда они взяли эту карту, и какого она года, но на этой карте почти прямо напротив Хой-Эквы на Ауспии обозначена стоянка манси (см. Фото 2 ниже).
Почему мансюки оставляли своих оленей именно в этом месте - это также вполне понятно: в этом месте сходятся две мансийские тропы. А кругом - лес и болота, местность довольно ровная. Так что оленей вполне можно было на пару дней оставить там на "самовыпасе". А на пути дятловцев между двумя их ночевками (28/29 января на Лозьве и 29/30 января у высоты 733) это место как раз находится почти посередине (см. Фото 3-4 ниже).
Мифическая стоянка Масленникова
Проведенный нами анализ Фото 1 важен не только для понимания того, как шли дятловцы и как перемещались их убийцы. Это важно и в качестве еще одного доказательства, что ночевку дятловцев 29/30 января "в трех километрах от устья Ауспии" Иванов и Масленников просто выдумали.
В самом деле, ведь эта придуманная Масленниковым и Ивановым ночевка дятловцев, так получается, находилась в точности в том же месте или совсем близко к тому месту, где дятловцы устроили свой перекус-обед на Фото 1 (см. ссылку и Фото 5 ниже). Но понятно, что выйдя с этой ночевки, дятловцы никак не могли оказаться в этом месте так поздно - к 14-00, и не стали бы, едва выйдя со своей ночевки, устраивать себе обед-перекус. А вот если эту придуманную ночевку убрать - все сходится идеально: и фотографии, и записи из "дневников".
А почему Масленников решил разместить эту придуманную им ночевку именно в этом месте? Очевидно, именно потому, что у мансюков там была их стоянка. То есть по сути эту выдуманную ночевку дятловцев Иванов и Масленников решили разместить на месте стоянки мансей - там, где мансюки обычно оставляли оленей.
И в вымпеле, сброшенном группе Слобцова, говорилось именно об этой стоянке мансей напротив Хой-Эквы (см. ссылку ниже).
"1. В районе верховьев р.Ауспия обнаружена стоянка группы Дятлова примерно в 20 25 км от гребня хребта на р.Ауспия.
2. Стоянка обнаружена мансийцами 8-10 дней назад".
Ну, а заодно советская сволочь в этом вымпеле постаралась создать дополнительное "алиби" для мансюков - что те якобы нашли эту мифическую ночевку дятловцев всего 8-10 дней назад (то есть 15-17 февраля, уже после гибели дятловцев).
Продолжение: