Вот уже вторую неделю мы ждём финала этой истории, которая может закончиться трагически. Пристыковавшийся к МКС 6 июня 2024 г. космический корабль "Старлайнер" (Starliner) с двумя астронавтами НАСА, не может вернуться назад, на Землю. Изначально планировалось, что астронавты Барри Уилмор и Серена Уильямс пробудут на станции восемь дней и вернутся 14 июня. Но затем сроки возвращения передвинули на 22-е июня, потом на 26-е, а теперь их и вовсе не называют, добавляя, что Старлайнер может оставаться пристыкованным к МКС до 45 дней.
Космический корабль CST-100 "Стрлайнер" разрабатывала американская корпорация "Боинг". Разработка началась в 2010 году, тогда же представители Boeing уверенно заявили, что первая капсула будет готова к эксплуатации в 2015 году, но вот уже 14 лет проект Boeing Starliner борется с неудачами.
Первый запуск корабля состоялся в декабре 2019 года, с авиабазы на мысе Канаверал (штат Флорида) с помощью ракеты-носителя Atlas V с российским двигателем РД-180 на первой ступени.
После того, как как корабль CST-100 успешно отделился от ракеты-носителя, произошёл непредвиденный сбой в программном обеспечении, в системе расчёта полётного времени корабля. В результате этого сбоя было израсходовано много топлива. В результате корабль вышел на нерасчетную траекторию и не смог состыковаться с МКС. При этом связь с Землей периодически прерывалась. Возникли и другие серьезные проблемы.
Второй, тестовый полёт без экипажа, был запланирован на осень 2020 года, но после многочисленных переносов по ряду технических причин, был осуществлён только в мае 2022 года.
И вот сейчас - третий запуск Старлайнера, на этот раз с экипажем. Ещё до запуска на CST-100 была обнаружена утечка гелия, который используется для вытеснения топлива из баков в двигательных установках ориентации и маневрирования. На орбите ситуация усугубилась, и одна утечка превратилась в пять. Через пару часов после старта НАСА и Boeing сообщили, что 2 из 12 двигателей управления орбитальным маневрированием и ориентацией корабля (OMAC), отключились во время выхода на орбиту. Помимо двигателей OMAC, при подходе к станции отказали два небольших двигателя RCS. Двигатели RCS используются для расстыковки и удаления от станции, а двигатели OMAC используются для спуска с орбиты.
Итого, помимо утечек гелия, отказали четыре двигателя. Репутация «Боинга», сильно подмоченная авариями самолетов "Боинг 737" "Боинг 737 МАХ" и скандалами последних лет, горит ярким пламенем, теперь уже в космосе.
Стоит упомянуть, что в результате несчастных случаев было потеряно более 200 самолетов Boeing 737. Всего в результате несчастных случаев с самолетами погибло более 5600 человек. Самая смертоносная катастрофа произошла 29 октября 2018 года. Самолет Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air летел из Джакарты в Панкалпинанг, и через 18 минут после взлета вошёл в пикирование и упал в воды Яванского моря. В результате крушения погибли все 189 человек, находящихся внутри.
Boeing — основной разработчик новой лунной ракеты SLS (Space Launch System). Эта ракета должна стать самой грузоподъемной в мире. Между тем дела с ракетой SLS пока идут не лучше, чем со «Старлайнером». Её первый рейс несколько раз переносился. В последний раз ракету увезли на ремонт прямо со стартового стола, после чего перенесли запуск. При этом некоторые специалисты заявляют, что эта невероятно дорогая ракета имеет врожденные пороки, делающие её слишком ненадежной для лунных экспедиций.
А вот двигатели РД-180, созданные в середине 1990-х годов на основе жидкостного ракетного двигателя РД-170, работают исправно. С 1996 года осуществляется продажа двигателей РД-180 для ракет-носителей США "Атлас-3" и "Атлас-5". На начало 2022 года у США ещё оставалось 24 двигателя РД-180 для «Atlas V».
В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68 % всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство. По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» В.Солнцева, до 2010 года ракетные двигатели продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. В 2010—2011 годах был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить.
Вот что пишет Википедия про использование двигателя РД-180.
Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне LRO (2009), аппараты для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010) и Solar Orbiter (2020), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу MRO (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013), InSight (2018) и «Vfhc-2020» (2020), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016), миссию по изучению троянских астероидов Юпитера «Люси» (2021).
Мир до сих пор не предложил модель космического двигателя, которая бы превзошла советские/российские разработки по стоимости и надежности в эксплуатации. Они до сих пор составляют основу отечественной космонавтики. Мы опередили США в области двигателестроения лет на 15-20, а может быть, и более.
Что ж, будем ждать окончания истории со "Старлайнером". Не исключён вариант, что если "Старлайнер" потерпит фиаско, России придётся запускать свой "Союз", чтобы вернуть американцев на Земл.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!