ПРОДОЛЖЕНИЕ.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ПРОГУЛКИ И ОБЩЕНИЕ.
Пока оформлялись и собирались необходимые справки, мне разрешили иногда приходить в Дом ребёнка и брать Сашу на недолгую прогулку на их детской площадке, чтобы она привыкала ко мне. Приходила к ним уже как будущая мама.
— Только не отдавайте мою девочку никому! — повторяла я, когда получение каких-то справок затягивалось по причине небыстрого оформления.
— Да не отдадим, не отдадим! Не волнуйтесь! — с улыбкой отвечали мне.
Стоит сказать, что весь персонал Дома ребёнка был очень добрый, заботливый. Дарили детям, там находящимся, внимание, любовь и ласку... Но ведь семью это всё равноне заменит!
На прогулке малышка оказалась приятной, послушной девочкой: куда я её вела, туда она со мной и шла, держась за меня своей маленькой ручкой. Из-за её светлых волос я назвала её "Одуванчик".
На всю жизнь мне запомнился особый эпизод, самый трогательный на то время. Однажды после утренней прогулки я повела Сашу в помещение и передала её нянечке. Они не спеша стали подниматься по лестнице на второй этаж, а я внизу умилённо смотрела им вслед. Пройдя несколько ступенек наверх, малышка вдруг остановилась, неожиданно обернулась, нашла меня глазами, и какое-то время мы безотрывно и молча смотрели друг на друга. О чём она думала в тот момент? Что было в голове у этого человечка? Какой я ей показалась, что захотелось увидеть меня ещё раз? Что почувствовала ко мне? Наверно, я пробудила в ней незнакомые до этого ощущения... Нянечка её не торопила. И только когда Саша сама отвернулась, они продолжили подниматься.
Видимо, я ей понравилась, и ей было мо мной хорошо и не страшно. Мне хотелось так думать...
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Постепенно все справки собрались в одну толстую папку. Настало время для посещения занятий в Школе приёмных родителей.
В группе нас было человек десять. Все разного возраста, профессий, семейного положения. Были и одинокие женщины, и бездетные пары, и даже многодетные.
На первом занятии каждому предложили рассказать, какого ребёнка они хотят принять в семью, осветить причины своего поступка, если в этом не было секрета... Душевных рассказов услышала много. Всех объединяло одно — желание подарить свою нерастраченную заботу чужому человечку и сделать его родным.
Девушка-специалист, ведущая курс, была не замужем и без детей, как мы потом узнали. Не имея семейного опыта, весь материал кандидатам в приёмные родители она давала из умных книг.
Нам предлагали обсуждать значимые для каждого вопросы, ставили разные задачи. Но два практических задания оказались самыми трудными из всех, их не удалось выполнить никому.
— Представьте, что ваш приёмный ребёнок вырос до какого-то сознательного возраста, — начала специалист, — и вам нужно открыть тайну его появления в семье. Как вы ему об этом расскажете? Какими словами?
Таким было первое задание. Все напряглись. Кто-то глубоко задумался, было заметно, что никаких идей в голову не приходило; кто-то смело ответил, что вообще не надо ничего рассказывать.
— Ну тогда ему об этом могут рассказать ваши родственники. Или просто каким-то образом ребёнок узнает сам, скажем, от одноклассников, от друзей. Но признаться ему должны именно вы! Как думаете, когда и как это можно сделать?
Специалист предложила даже разыграть сценку по ролям, где назначила одного участника занятия ребёнком, другому досталась роль приёмного родителя. Скажу вам, что разыграть подобную ситуацию невероятно трудно. Но было странно, что от специалиста не поступало ни советов, ни сведений о том, как вообще раскрывается подобная семейная тайна, никаких аналогичных случаев из жизни не освещалось. Большинство присутствующих растили своих детей, имели опыт непростых разговоров с ними, но даже для этих родителей такие задания оказались сложной и неразрешимой проблемой.
Помню, я ответила, что трудно сейчас об этом рассуждать, не живя с приёмным ребёнком, ведь надо прежде всего смотреть на него самого — когда он будет готов морально это выслушать, какие отношения с ним будут в семье вообще. Неизвестно, как он воспримет. Да и время покажет. Наступит подходящий момент — мы это должны почувствовать, — тогда разговор и получится. Главное, слова нужные подобрать. А заранее это решить просто невозможно.
То, что тогда я рассудила верно и оказалась права, убедилась годами позже...
Вторым заданием стало следующее:
— Представьте, что нашлась родная мать вашего приёмного ребёнка, каким-то образом обнаружила адрес и пришла прямо к вам домой с намерением сообщить ему всю правду. И, может, даже забрать его. Как вы поступите? Как себя поведёте, что будете предпринимать, говорить?
От предложенной задачи народ оживился, стал возмущаться. Ответы звучали самые смелые и грубые: "Спустим с лестницы!", "Вообще дверь не откроем!", "Пусть идёт откуда пришла!" и тому подобное.
У меня, напротив, не возникло такой злости. Помню, ответила, что хотела бы для начала выслушать эту женщину, узнать её намерения и цели появления, поинтересоваться причинами такого поступка. До ребёнка, конечно, я бы её не допустила, но хотелось бы познакомиться, раз уж пришла. Наверно, я была уверена в себе и в том, что ребёнок, который станет моим, поймёт и примет мою сторону, узнав правду.
Тогда ещё я и сама не предполагала, что признаться ребёнку, что он не родной, будет невероятно тяжело. Даже не знаю, с чем можно сравнить такое откровение по силе эмоционального воздействия и на меня, и на того, кому ты это сообщаешь. Тут либо возникнет отчуждение, либо отношения станут крепче.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
ЖДУ ВАС НА СВОЁМ КАНАЛЕ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!