В советское время на территории Узбекистана обнаружили месторождение газа. В местечке Урта-Булак сравнительно недалеко от Бухары. Качали из него газ, качали, пока одним не слишком прекрасным декабрьским днем в 1963 г. на скважине не произошла авария.
На глубине свыше двух километров бур наткнулся на сероводородный «пузырь» под высоким давлением. Газ вырвался наружу с такой силой, что вынес с собой и бур, и всю буровую колонну. От трения металлических конструкций, вылетающих из скважины, возникла искра.
В результате из земли забил огненный фонтан высотой 120 м. Подойти к этому адскому пламени ближе, чем на 300 м было решительно невозможно, слишком уж жарко.
Пожар пробовали тушить проверенными средствами: водой, песком и даже артиллерией (ну не в смысле что пушками заваливать, а пытались сбить горение факела снарядами). Всё безрезультатно, полыхает – только в путь.
Так факел и горел почти 3 года, напрасно растрачивая богатства недр. Каждые сутки сгорало около 15 млн кубометров газа. Для сравнения примерно 15 (не миллионов, а просто) кубометров нужно, чтобы протопить среднего размера загородный дом в течение одного дня. Много, в общем, газа сгорело зазря.
В 1966 г. такое положение дел всем решительно надоело и пришла ясность, что вопрос надо закрывать любыми способами. Тогда взгляд упал на термоядерные бомбы.
Было решено разместить термоядерный заряд насколько возможно близко к факелу и подорвать его с тем, чтобы перекрыть канал выхода газа на поверхность.
Для этого по диагонали от поверхности земли в сторону горящего факела была пробурена новая скважина глубиной 1,5 км, на дне которой разместили заряд. Спустя 20 секунд после его подрыва горение факела прекратилось. По-своему изящное решение проблемы, жаль только сильно отложенное.