Найти тему
Кофе с Кандинским

Вампирская любовь Эдварда Мунка

За несколько лет до знаменитого "Крика" Мунк изучает науку любви, порой постигая ее через боль - что и отразилось в картине "Вампир".

Огненно-рыжая женщина обнимает страдающего мужчину, она склонилась к нему и приникла губами к его шее. Картину можно трактовать двояко: может быть, красавица утешает возлюбленного, а, может быть, пьет его кровь? Ее лицо написано в теплых оттенках, тогда как лицо мужчины холодного, почти синюшного цвета. Давайте разбираться, что тут происходит.

Эдвард Мунк. Вампир. 1893
Эдвард Мунк. Вампир. 1893

Эдварда Мунка, главного художника Норвегии, все знают по картине "Крик", пугающей и страшной, а сегодня разошедшейся на мемы. Этот северный мастер - безусловно, один из самых интересных мастеров 20 века. Человек с нестабильной психикой, сложный, загадочный, в картинах выражал собственное мироощущение. Любовь в жизни Мунка играла важную роль, он пережил несколько страстных романов, но так и не женился и не завел детей.

Первой большой страстью Мунка стала замужняя женщина Милли Таулов. Ему 22, ей 26, он влюблен всерьез, она известная кокетка и разбивательница сердец. Эти отношения продлятся несколько лет и станут по-настоящему мучительными для художника. Мунк вырос в глубоко религиозной семье, и связь с замужней дамой прямо-таки сводила его с ума.

Милли Таулов
Милли Таулов

Отголоском отношений с Милли Таулов станет множество картина, в том числе, кстати, и "Вампир". Исследователи полагают, что в этой картине отразился страх Мунка перед женским началом, дарящим наслаждение, но и уничтожающим мужчину. Впоследствии Мунк будет всячески избегать глубоких и длительных отношений, а своих влюбленных друзей станет жалеть. Когда один из знакомых женился, Мунк охарактеризовал его следующим образом:

«Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди, у него пустые глаза и серое лицо»

Почти что описание картины "Вампир", не правда ли?

Эдвард Мунк. Автопортрет с папиросой. 1895
Эдвард Мунк. Автопортрет с папиросой. 1895

Вернемся же к картине. После всего вышесказанного можно было бы подумать, что картина является автопортретом, а несчастный мужчина на ней - сам художник, но нет. Позировал для "Вампира" друг Мунка, известный норвежский писатель и драматург Адольф Пауль. Он оставил воспоминания о том, как родилось произведение:

Я посетил Мунка в тот момент, когда он рисовал модель с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. „Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего „Вампира“.
Адольф Пауль, позировавший для картины "Вампир"
Адольф Пауль, позировавший для картины "Вампир"

Когда Мунк впервые представил картину публике, она называлась "Любовь и боль". Считается, что название "Вампир" появилось позднее и, возможно, вне замысла самого автора - так охарактеризовал картину польский писатель и художественный критик Станислав Пшибышевский. Описывая картину, он говорил о "фатальном смирении" героя, который сдался на милость женщины-вампира.

Впоследствии художник создал еще как минимум 11 версий своего шедевра, а также несколько литографических вариаций.

Вампир в лесу. Версия 1916-1918
Вампир в лесу. Версия 1916-1918

На этой картинке - наиболее поздняя вариация на тему картины, более яркая красочная - здесь художник поместил влюбленных внутрь своего излюбленного норвежского пейзажа: среди сосен виден берег моря и обязательная лунная дорожка, у Мунка похожая на перевернутый восклицательный знак.

Однако каноническая первая версия картины лично мне представляется гораздо выразительней. Огненные волосы, растекающиеся как лава, мерцающий сине-черный фон, окутывающий фигуры - прямо-таки колористическая магия!

-6

Любопытно, что сам художник описывал сюжет картины не в мистических тонах, а более обыденно. В одной из его тетрадей была такая запись:

Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе.

Картина "Вампир" была частью масштабного замысла под названием "Фриз жизни". В большой серии произведений Мунк планировал представить свое видение таких глобальных тем, как жизнь, любовь и смерть, тесно взаимосвязанных между собой. Тот самый "Крик", кстати, тоже был частью этой серии.

У картины "Вампир" была и своя собственная любопытная история спустя много лет после смерти автора. В 1988 году полотно выкрали из Музея Мунка в Осло - преступником оказался бывший футболист Пол Энгер. Он отсидел срок в тюрьме, вышел, и спустя некоторое время похитил из того же музея картину "Крик" (что там у них с охраной творилось?). Его снова поймали и вновь он отправился в тюрьму, где внезапно решил стать художником. Занятия рисованием не прошли даром, и в 2011 году Энгер представил на суд публики аж целую персональную выставку.

Пол Энгер, похититель и художник, на фоне своих картин
Пол Энгер, похититель и художник, на фоне своих картин

Как видно, похищения картин Мунка не прошли для Энгера даром во всех смыслах этого слова. История, достойная романа, - чего только не бывает в истории искусства!