За несколько лет до знаменитого "Крика" Мунк изучает науку любви, порой постигая ее через боль - что и отразилось в картине "Вампир".
Огненно-рыжая женщина обнимает страдающего мужчину, она склонилась к нему и приникла губами к его шее. Картину можно трактовать двояко: может быть, красавица утешает возлюбленного, а, может быть, пьет его кровь? Ее лицо написано в теплых оттенках, тогда как лицо мужчины холодного, почти синюшного цвета. Давайте разбираться, что тут происходит.
Эдварда Мунка, главного художника Норвегии, все знают по картине "Крик", пугающей и страшной, а сегодня разошедшейся на мемы. Этот северный мастер - безусловно, один из самых интересных мастеров 20 века. Человек с нестабильной психикой, сложный, загадочный, в картинах выражал собственное мироощущение. Любовь в жизни Мунка играла важную роль, он пережил несколько страстных романов, но так и не женился и не завел детей.
Первой большой страстью Мунка стала замужняя женщина Милли Таулов. Ему 22, ей 26, он влюблен всерьез, она известная кокетка и разбивательница сердец. Эти отношения продлятся несколько лет и станут по-настоящему мучительными для художника. Мунк вырос в глубоко религиозной семье, и связь с замужней дамой прямо-таки сводила его с ума.
Отголоском отношений с Милли Таулов станет множество картина, в том числе, кстати, и "Вампир". Исследователи полагают, что в этой картине отразился страх Мунка перед женским началом, дарящим наслаждение, но и уничтожающим мужчину. Впоследствии Мунк будет всячески избегать глубоких и длительных отношений, а своих влюбленных друзей станет жалеть. Когда один из знакомых женился, Мунк охарактеризовал его следующим образом:
«Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди, у него пустые глаза и серое лицо»
Почти что описание картины "Вампир", не правда ли?
Вернемся же к картине. После всего вышесказанного можно было бы подумать, что картина является автопортретом, а несчастный мужчина на ней - сам художник, но нет. Позировал для "Вампира" друг Мунка, известный норвежский писатель и драматург Адольф Пауль. Он оставил воспоминания о том, как родилось произведение:
Я посетил Мунка в тот момент, когда он рисовал модель с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. „Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего „Вампира“.
Когда Мунк впервые представил картину публике, она называлась "Любовь и боль". Считается, что название "Вампир" появилось позднее и, возможно, вне замысла самого автора - так охарактеризовал картину польский писатель и художественный критик Станислав Пшибышевский. Описывая картину, он говорил о "фатальном смирении" героя, который сдался на милость женщины-вампира.
Впоследствии художник создал еще как минимум 11 версий своего шедевра, а также несколько литографических вариаций.
На этой картинке - наиболее поздняя вариация на тему картины, более яркая красочная - здесь художник поместил влюбленных внутрь своего излюбленного норвежского пейзажа: среди сосен виден берег моря и обязательная лунная дорожка, у Мунка похожая на перевернутый восклицательный знак.
Однако каноническая первая версия картины лично мне представляется гораздо выразительней. Огненные волосы, растекающиеся как лава, мерцающий сине-черный фон, окутывающий фигуры - прямо-таки колористическая магия!
Любопытно, что сам художник описывал сюжет картины не в мистических тонах, а более обыденно. В одной из его тетрадей была такая запись:
Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе.
Картина "Вампир" была частью масштабного замысла под названием "Фриз жизни". В большой серии произведений Мунк планировал представить свое видение таких глобальных тем, как жизнь, любовь и смерть, тесно взаимосвязанных между собой. Тот самый "Крик", кстати, тоже был частью этой серии.
У картины "Вампир" была и своя собственная любопытная история спустя много лет после смерти автора. В 1988 году полотно выкрали из Музея Мунка в Осло - преступником оказался бывший футболист Пол Энгер. Он отсидел срок в тюрьме, вышел, и спустя некоторое время похитил из того же музея картину "Крик" (что там у них с охраной творилось?). Его снова поймали и вновь он отправился в тюрьму, где внезапно решил стать художником. Занятия рисованием не прошли даром, и в 2011 году Энгер представил на суд публики аж целую персональную выставку.
Как видно, похищения картин Мунка не прошли для Энгера даром во всех смыслах этого слова. История, достойная романа, - чего только не бывает в истории искусства!