На консультации молодая девушка, 25 лет. В качестве проблем, побудивших обратиться к психологу, обозначает неуверенность в себе, низкую самооценку и постоянную внутреннюю тревожность. Интенсивность и изнуряющее воздействие последней и стало последней каплей: «Больше нет сил это терпеть, но и как убрать не знаю».
Нескончаемая тревожность преследовала мою клиентку практически в любой ситуации: при походе в магазин, на работе, при встрече с друзьями и родственниками, даже наедине с собой. «А точно ли я все делаю правильно? А точно ли я не сказала ничего лишнего? А вдруг они подумают, что я какая-то не такая? А вдруг они будут надо мной смеяться?» - нескончаемый поток подобных мыслей не давал расслабиться. Буквально любая ситуация, особенно если она была связана с коммуникацией с другими людьми, вызывала фонтан тревожных мыслей. А незадолго до обращения к психологу начались проблемы со сном и психосоматические реакции в виде головных болей.
Соматических проблем у клиентки не обнаружилось, а потому ей было рекомендовано обратиться к психологу.
По итогам сбора анамнеза выясняется, что родители (в основном мама) всегда предъявляли высокие требования к девушке: «Ты должна учиться на отлично. Четверка - это не оценка», «Ты странная», «Ты все делаешь неправильно, почему ты не предусмотрела это и не избежала таких последствий?», «Ты всегда должна хорошо выглядеть, иначе не выйдешь замуж», «Кто на тебя ненакрашенную посмотрит?», «И в кого ты такая бестолковая?», «Такая как ты ничего в жизни не добьётся, старайся лучше» и прочие аналогичные. Пытаясь соответствовать маминым требованиями и добиться недостижимого идеала, моя клиентка старалась изо всех сил: училась, работала, старалась хорошо выглядеть, старалась угодить людям, старалась все предусмотреть и сделать правильно. Но все равно находилось к чему придраться, все равно она оказывалась недостаточно хороша (о чём окружающие и даже близкие не стеснялись ей сообщить) и тогда приходилось сталкиваться со стыдом за собственное несовершенство, за свои ошибки и за неспособность быть идеальной. Стремление избежать этого стыда и подтверждения того, что она ни на что не годится, заставляли её стараться еще интенсивнее, и этот бег по кругу отнимал все больше и больше сил.
Неудивительно, что в таких обстоятельствах у моей клиентки сформировалось твердое негативное глубинное убеждение о себе «Я никчемная» и о мире «Мир и люди вокруг опасные», а в качестве способа справиться с этими убеждениями было сформировано долженствование к себе «Я должна быть самодостаточной и уметь справляться со всем сама». С таким набором убеждений проблемы, с которыми обратилась клиентка, уже не кажутся непонятно откуда взявшимися, не правда ли? Они уже кажутся совершенно закономерными.
К счастью, все это поправимо и мы взялись за работу. Первым делом мы стали учиться отслеживать внутреннее состояние и мысли клиентки в проблемных ситуациях. Чтобы что-то поменять, нужно научиться это что-то замечать и осознавать, а потому навык самонаблюдения - это базовый навык, которому мы учимся в первую очередь.
Параллельно я познакомила клиентку с понятием когнитивных искажений, и она стала учиться отслеживать их в своих собственных мыслях. Порой терапевтический эффект может наступить от, казалось бы, совершенно незначительных вещей. Для моей клиентки очень терапевтичным оказался момент с когнитивными искажениями, т.к. именно он помог ей внезапно осознать, что все те её уничижительные мысли о себе не обязательно должны быть правдой. «Так это оказывается просто мысли-ошибки? Получается, они не обязательно отражают правду обо мне!»
Также мы провели переформулировки негативных глубинных убеждений и долженствований, преобразовав их и сделав более гибкими. Гибкое мышление даёт нам больше возможностей для адаптации в мире, и моя клиентка стала постепенно учиться использовать в повседневных ситуациях именно эти новые гибкие убеждения.
Также мы провели работу с ожиданиями, чтобы сформировать более реалистичные ожидания к себе и людям, изучили техники саморегуляции, чтобы клиентка могла влиять на свою тревогу и снижать её. И конечно же провели поведенческие эксперименты: мы выбрали повседневные проблемные ситуации из жизни моей клиентки, и она стала пробовать сталкиваться с этими ситуациями, руководствоваться новыми убеждениями, используя изученные техники и наблюдая за своим состоянием в процессе и после ситуации.
Первое небольшое улучшение клиентка отметила уже после первой сессии. Такое бывает не всегда, но тем не менее ситуации, когда облегчение приходит после первой консультации - не редкость. Порой даже обычное психологическое информирование может быть очень терапевтично.
По мере работы, клиентка отмечала снижение тревожности, что подтвердилось результатами диагностических тестов. Сон улучшился, головные боли стали возникать реже. Клиентка отметила повышение уверенности в себе, стала более активно вступать в социальные контакты и более активно отстаивать свои границы и интересы.
В данном конкретном случае длительность работы составила около 6 месяцев.
*Личные данные клиента и ключевые моменты, по которым его можно идентифицировать, были изменены для соблюдения принципа конфиденциальности. Ключевая линия проблемы и работы с ней сохранена.