Авторские псевдонимы, помимо того, что скрывают реальное имя писателя, влекут за собой и определенные следствия, влияющие на писательскую карьеру. Притом следствия использования псевдонима могут иметь как отрицательный, так и положительный знак для автора в будущем. Рассмотрим также, зачем нужна регистрация авторских псевдонимов.
Причины, подталкивающие авторов к псевдонимам
Наиболее популярные причины, подталкивающие к отказу от настоящего имени:
– сокрытие своего должностного положения для авторов, достигших определенной высоты в другой профессии;
– сокрытие национального звучания;
– сокрытия пола;
– сокращение длинной фамилии;
– отказ от неблагозвучной или слишком ходовой фамилии.
Некоторые писатели в начале своей писательской карьеры считают написание художественно-развлекательных книг слишком легкомысленным занятием, а потому берут себе псевдоним в публикациях, а позже так и остаются с ним. Примером могут быть такие известные авторы, как Александра Маринина, Анна Берсенева, Борис Акунин, еще до выхода книг утвердившие себя вне писательства.
Скрывают через псевдоним пол авторы, пишущие в жанре, на который у читателей есть определенные ожидания на пол автора. Фантастику предпочитают читать «мужскую», а «любовные романы» от женщин. Отсюда и псевдонимы. Еще в русскоязычной литературе имелась определенная мода на англоязычность псевдонима. Например, псевдоним писателей-соавторов Генри Лайон Олди (сложное образование от Дмитрий Громов и Олег Ладыженский).
И довольно распространенный ход – сокращение длинных фамилий: Александр Грин (от Александр Гриневский).
Регистрация псевдонима, товарного знака и бренда писателя
Если всерьез и надолго решили жить и творить под псевдонимом, то есть смысл узаконить его, зарегистрировать.
Три варианта при регистрации – псевдоним, товарный знак и бренд – имеют разные степени защиты придуманного вами имени. Рассмотрим их подробнее.
Регистрация псевдонима
Писатели регистрируют псевдонимы на специальных сайтах, где им выдают ISNI
Стоит такая регистрация недорого и обычно ее бывает достаточно, чтобы подтвердить авторство своих книг, ранее выпущенных под этим псевдонимом, допустим, самиздатом.
Но, даже зарегистрировав свой псевдоним, писатель не может заставить другого пишущего, у кого фамилия совпадает с его псевдонимом, перестать подписывать фамилией свои книги. Зато обладатель настоящей фамилии может (через суд) потребовать, чтобы перестали пользоваться псевдонимом-его фамилией. Хотя думаю, что это довольно трудно, и без юристов тут не справиться.
Регистрация товарного знака
Регистрация псевдонима как товарного знака – это более серьезная регистрация и стоит она дороже. Так писатель Александра Маринина сообщала на одном из выступлений, где и мне удалось побывать, что ее псевдоним зарегистрирован как товарный знак. А это значит, что никто другой не может выпускать свои книги под таким псевдонимом.
Регистрация бренда
Регистрация товарного знака в виде бренда еще более редкостная история. Как правило к ней обращаются для коммерциализации своего товарного-знака. Например, при открытии курсов, школ, обучающих программ, когда этим курсам присваивается своя торговая марка. При этом брать псевдонимом-брендом раскрученные имена (например, Виктор Пелевин или Филипп Киркоров, не позволяется).
Свое настоящее имя могут регистрировать брендом только состоявшиеся персоны ( видела пример регистрации бренда "Евгений Плющенко"). То есть нужны подтверждения успешности: награды, медали, упоминания в прессе.
Следствия, вытекающие при использовании псевдонимов
Псевдоним, никак не зарегистрированный, очень уязвим для автора. Кто угодно может воспользоваться таким же. Но и зарегистрированный псевдоним требует присмотра, более тщательного, чем настоящая фамилия. Так что предлагаю сравнить приобретения и потери от использования псевдонимов.
Плюсы писательских псевдонимов
Однако авторы берут себе псевдонимы, несмотря на сложности их сохранения. Ведь все причины взятия псевдонимов, перечисленные в начале статьи, окупаются более быстрым продвижением в писательстве. Или – хотя бы – гарантируют от позора в случае провала дебютных книг. Так что в период, когда начинающий писатель еще не определился с будущими планами, можно и попробовать выступить под псевдонимом, никак не зарегистрированным.
Сложность сохранения авторства своей книги
Использование псевдонимов при выходе на большую писательскую дорогу - при взаимодействии с издательствами или даже при выкладывании прод на электронные платформы - создают дополнительные сложности для автора.
Так, при раскрутке своих книг на электронных платформах бывает трудно перейти на новый псевдоним, поскольку все достижения с предыдущим псевдонимом обнуляются. А как известно, на электронных платформах это главная проблема – попасть в раскрученные коммерческие авторы, чьи произведения показывают широкому читателю.
Еще более проблемным оказывается сотрудничество с большими издательствами. Как правило, если издательство склоняет автора к псевдониму, то оно и регистрирует на издательство этот псевдоним. И если отношения между издательством и автором не складываются, то автор может потерять даже настоящее имя (а оно, как мы помним, тоже может быть зарегистрировано, как торговая марка). И практически всегда теряет псевдоним. Одна из знакомых мне и довольно популярных авторов, выступающая в изд-ве ЦП под именем Валентина, при переходе в Эксмо вынуждена была стать Ириной.
В таких случаях самому автору уже не выкрутиться из положения, и им приходится обращаться к юристам.
Подробнее о типах псевдонимов:
Подробнее об известных писательских проектах:
Разговор о том, в какой степени писателю желательно раскрывать
свои личные обстоятельства (или скрывать их):