Найти тему

Авторские псевдонимы: потери и выгоды для писателя

Оглавление

Авторские псевдонимы, помимо того, что скрывают реальное имя писателя, влекут за собой и определенные следствия, влияющие на писательскую карьеру. Притом следствия использования псевдонима могут иметь как отрицательный, так и положительный знак для автора в будущем. Рассмотрим также, зачем нужна регистрация авторских псевдонимов.

фото из свободного интернета
фото из свободного интернета

Причины, подталкивающие авторов к псевдонимам

Наиболее популярные причины, подталкивающие к отказу от настоящего имени:

– сокрытие своего должностного положения для авторов, достигших определенной высоты в другой профессии;

– сокрытие национального звучания;

– сокрытия пола;

– сокращение длинной фамилии;

– отказ от неблагозвучной или слишком ходовой фамилии.

Фото из интернета, иллюстративное. Писатель Макс Фрай (псевдоним), она же - Светлана Мартынчик (свое имя). Сайт pyatimenutka-mirtesen-ru
Фото из интернета, иллюстративное. Писатель Макс Фрай (псевдоним), она же - Светлана Мартынчик (свое имя). Сайт pyatimenutka-mirtesen-ru

Некоторые писатели в начале своей писательской карьеры считают написание художественно-развлекательных книг слишком легкомысленным занятием, а потому берут себе псевдоним в публикациях, а позже так и остаются с ним. Примером могут быть такие известные авторы, как Александра Маринина, Анна Берсенева, Борис Акунин, еще до выхода книг утвердившие себя вне писательства.

Фото из интернета, иллюстративное
Фото из интернета, иллюстративное

Скрывают через псевдоним пол авторы, пишущие в жанре, на который у читателей есть определенные ожидания на пол автора. Фантастику предпочитают читать «мужскую», а «любовные романы» от женщин. Отсюда и псевдонимы. Еще в русскоязычной литературе имелась определенная мода на англоязычность псевдонима. Например, псевдоним писателей-соавторов Генри Лайон Олди (сложное образование от Дмитрий Громов и Олег Ладыженский).

И довольно распространенный ход – сокращение длинных фамилий: Александр Грин (от Александр Гриневский).

Регистрация псевдонима, товарного знака и бренда писателя

Если всерьез и надолго решили жить и творить под псевдонимом, то есть смысл узаконить его, зарегистрировать.

Три варианта при регистрации – псевдоним, товарный знак и бренд – имеют разные степени защиты придуманного вами имени. Рассмотрим их подробнее.

Регистрация псевдонима

Писатели регистрируют псевдонимы на специальных сайтах, где им выдают ISNI

Расшифровка понятия ISNI, фото из интернета
Расшифровка понятия ISNI, фото из интернета

Стоит такая регистрация недорого и обычно ее бывает достаточно, чтобы подтвердить авторство своих книг, ранее выпущенных под этим псевдонимом, допустим, самиздатом.

Но, даже зарегистрировав свой псевдоним, писатель не может заставить другого пишущего, у кого фамилия совпадает с его псевдонимом, перестать подписывать фамилией свои книги. Зато обладатель настоящей фамилии может (через суд) потребовать, чтобы перестали пользоваться псевдонимом-его фамилией. Хотя думаю, что это довольно трудно, и без юристов тут не справиться.

Регистрация товарного знака

Регистрация псевдонима как товарного знака – это более серьезная регистрация и стоит она дороже. Так писатель Александра Маринина сообщала на одном из выступлений, где и мне удалось побывать, что ее псевдоним зарегистрирован как товарный знак. А это значит, что никто другой не может выпускать свои книги под таким псевдонимом.

фото из интернета, сайт imghub-ru
фото из интернета, сайт imghub-ru

Регистрация бренда

Регистрация товарного знака в виде бренда еще более редкостная история. Как правило к ней обращаются для коммерциализации своего товарного-знака. Например, при открытии курсов, школ, обучающих программ, когда этим курсам присваивается своя торговая марка. При этом брать псевдонимом-брендом раскрученные имена (например, Виктор Пелевин или Филипп Киркоров, не позволяется).

Свое настоящее имя могут регистрировать брендом только состоявшиеся персоны ( видела пример регистрации бренда "Евгений Плющенко"). То есть нужны подтверждения успешности: награды, медали, упоминания в прессе.

Следствия, вытекающие при использовании псевдонимов

Псевдоним, никак не зарегистрированный, очень уязвим для автора. Кто угодно может воспользоваться таким же. Но и зарегистрированный псевдоним требует присмотра, более тщательного, чем настоящая фамилия. Так что предлагаю сравнить приобретения и потери от использования псевдонимов.

Плюсы писательских псевдонимов

Однако авторы берут себе псевдонимы, несмотря на сложности их сохранения. Ведь все причины взятия псевдонимов, перечисленные в начале статьи, окупаются более быстрым продвижением в писательстве. Или – хотя бы – гарантируют от позора в случае провала дебютных книг. Так что в период, когда начинающий писатель еще не определился с будущими планами, можно и попробовать выступить под псевдонимом, никак не зарегистрированным.

Сложность сохранения авторства своей книги

Использование псевдонимов при выходе на большую писательскую дорогу - при взаимодействии с издательствами или даже при выкладывании прод на электронные платформы - создают дополнительные сложности для автора.

Пример автора-проекта, фото из интернета, с сайта triptonkosti-ru
Пример автора-проекта, фото из интернета, с сайта triptonkosti-ru

Так, при раскрутке своих книг на электронных платформах бывает трудно перейти на новый псевдоним, поскольку все достижения с предыдущим псевдонимом обнуляются. А как известно, на электронных платформах это главная проблема – попасть в раскрученные коммерческие авторы, чьи произведения показывают широкому читателю.

Еще более проблемным оказывается сотрудничество с большими издательствами. Как правило, если издательство склоняет автора к псевдониму, то оно и регистрирует на издательство этот псевдоним. И если отношения между издательством и автором не складываются, то автор может потерять даже настоящее имя (а оно, как мы помним, тоже может быть зарегистрировано, как торговая марка). И практически всегда теряет псевдоним. Одна из знакомых мне и довольно популярных авторов, выступающая в изд-ве ЦП под именем Валентина, при переходе в Эксмо вынуждена была стать Ириной.

В таких случаях самому автору уже не выкрутиться из положения, и им приходится обращаться к юристам.

Подробнее о типах псевдонимов:

Подробнее об известных писательских проектах:

Разговор о том, в какой степени писателю желательно раскрывать

свои личные обстоятельства (или скрывать их):