Предельно сжато расскажу о том, какие этапы сопротивления проходит любой ребёнок, который пришёл на занятия с диагнозом тяжёлое нарушение речи. Обобщила этим термином то состояние речи, которое не позволяет ребёнку использовать 2-ю сигнальную систему для организации речевого мышления, планирования и общения. Ранжировала способы сопротивления неговорящих детей от самого экстремально сильного до отсутствия противодействия.
Формы сопротивления ребёнка на занятиях
Полная погруженность в себя
Самая моя нелюбимая форма сопротивления - это погружение ребёнка в себя, полная отрешённость и отсутствие реакций на все наши попытки привлечь его внимание. Вроде сидит тихо, но мимо сознания проходят любые наши формы воздействия. Не справимся с этим, потерпим полное фиаско. Работать начинаем исключительно в зоне комфорта ребёнка: качели, купание, даже во время приёма пищи. Ловим мгновения для того, чтобы поймать направленное внимание ребёнка.
Активное сопротивление
Потом включается форма активного противостояния ребёнка: крики, плач, попытки убежать, спрятаться. Выход на этот способ сопротивления означает, что нам удалось достучаться до ребёнка. Да, без сомнения, он испытывает стресс. Но нас заметили! Теперь наша основная цель - доказать сопротивляющемуся ребёнку, что занятия абсолютно безопасны для него, имеют чёткую структуру, которую он может отследить и понять, что задания конечны. Значит можно потерпеть и от него отстанут.
Непрерывный смех
Следующая форма сопротивления - дети начинают постоянно хохотать, как только мы приступаем к занятиям. Отличный вариант! Смех свидетельствует о том, что нам поверили, занятия не страшны. Стресс ушёл, но заниматься по-прежнему не хочется. Наши действия: продолжаем трудиться по намеченному плану, он работает, не за горами следующий этап увиливания от занятий.
Речевое отрицание
Наконец-то пошли первые фразы, а вслед за ними пришел и речевой способ отрицания занятий. Ребёнок на все наши предложения отвечает словом "нет" или использует частицу "не". В этот период я называю детей "поперечники", договориться невозможно, всё равно на любое предложение получишь "нет". Вообще не страшный этап, потому что речь продолжает развиваться. Чтобы нам аргументированно отказать, ребёнку приходится напрягаться и повторять за нами достаточно длинные фразы. Поэтому не спорим и соглашаемся со всеми отрицаниями, просто проговаривая материал за своего "поперечного" ученика. Он всё слышит и видит, произвольное внимание уже на высоте, поэтому все задания усваиваются.
Дальше - речевые "шутки"
Вот этот период я сильно уважаю. У детей появляется чувство юмора, ему интереснее над нами шутить, чем просто уходить в отрицание. Знаний уже так много, что на одно наше слово тут же подбирается противоположное, наши обобщения заменяются другими. Даже фонематические шутки в ходу, т, к. ребёнок научился слышать акустически близкие звуки и коверкает слова, (нарочно) мило заменяя "П" на "Б", "Р" на "Л" и т. п. Представляете, сколь высок уровень развития речи на этом этапе!? Так что пусть шутят в своё удовольствие.
Иногда параллельно с шутками включается ещё одно "изобретение" детей для отлынивания от занятий. Выделю его в отдельный период.
Уход от темы занятия и бесконечные "упала ручка, резинка, карандаш"
Когда шутить ребёнку надоедает, он может начать нас "забалтывать", филигранно уходя от заявленной темы урока. Уронить ручку, карандаш, посидеть подольше под столом, пока поднимаешь то, что туда улетело - тоже хороший способ потянуть время занятия.
Не переживаем, немного позволяем себе отвлечься на лирическое отступление, потом снова переходим к заданию. Держим под рукой запас ручек и карандашей, чтобы быстро предложить замену и не позволить ребёнку ускользнуть из-за стола. Радуемся изобретательности ученика и тому, что это последний оплот сопротивления.
Сопротивления больше нет
Всё! Дальше мы начинаем серьёзно договариваться с ребёнком о правилах, которые соблюдаются во время занятия. Ребёнок понимает причины установления этих правил, принимает бонусную шкалу за свою успешность на уроке и сам стремится сделать задания как можно качественнее.
Если вам кажется, что именно ваш ребёнок придумал изощрённый способ, чтобы изводить родителей и педагогов во время занятий, взгляните на перечисленные этапы и прикиньте, сколько осталось работать и терпеть до периода "шуток". Может быть, вы уже рядом, но даже если нет - теперь вы знаете, что ваш личный изобретатель не уникален, а просто двигается от одних форм сопротивления к другим, а в финале - к долгожданному компромиссу и результативности обучения.
Всем успехов в развитии речи!