Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Пушкин жив

Фрагмент спектакля "Повести покойного Ивана Белкина". МТЮЗ
Фрагмент спектакля "Повести покойного Ивана Белкина". МТЮЗ

Премьера едва ли не последнего представителя великого режиссерского поколения, 83-летнего Камы Гинкаса - это всегда событие. Тем более, его "Повести покойного Ивана Белкина" в МТЮЗЕ, в соавторстве с, продюсером Роберманом, вышли удачными - очень яркими и живыми, по многим параметрам прямо безупречными. Роберман – это всегда "чтобы красиво и дорого". С этим все в порядке. На сцене даже появляется живой струнный квартет, с неба опускаются масштабные конструкции, а когда в финале три огромных контейнера, образующие, собственно, декорации, эффектно открывают прячущихся там гипсовых вроде как Пушкиных (художник Мария Утробина)) - зрители приходят в закономерный восторг. Содержательно перед нами фантазия из двух повестей "Метель" и "Выстрел", которые режиссер трактует в несколько мистическом ключе, плюс многочисленные стихи Пушкина и рассказ о его смерти... Да и стихи об этом - о приближении смерти. О неумолимом Роке. «Парки бабье бормотанье» - эти слова звучат в спектакле много раз на разные голоса.

Судите сами: Сильвио из «Выстрела» это вроде как Владимир из «Метели» (неудачливый жених, пропустивший венчание из-за непогоды), который приходит с того света…. (Его играет Сергей Кузнецов). У него в руках заряженный пистолет, он стреляет без промаха, и все-таки прощает – не просто обидчика с черешней, но мужа Марьи Гавриловны и ее саму, свою былую возлюбленную… (Роли исполняют Евгения Михеева и Сергей Кутянин). Причем режиссер на этой версии, что называется, не настаивает, фантазия и есть фантазия (кстати, в тему и покойный – что подчеркивается - Белкин из названия спектакля, причем нам предлагается думать, что это, возможно, появляющийся ненадолго отец Марьи Гавриловны - Дмитрий Супонин). Несмотря на тему и главные мотивы, спектакль легкий, прозрачный… Тут, конечно, поколенческое - к Пушкину было принято в среде советской интеллигенции относиться как к веселому богу, который умереть не может. Таков он у Окуджавы, Давида Самойлова… Да ведь и сам Гинкас ставил (много раз) Пушкина в том же духе. То же мы видим и здесь. Оно, конечно, сегодня выглядит несколько архаичным, и, кажется, сентиментальность иной раз зашкаливает…

И все же самый высокий класс режиссуры, настоящий театр - налицо. Не могу не сказать о неудачном, на мой взгляд, хронометраже. Два часа без антракта – многовато (то же было на «Собачьем сердце», недавней премьере МТЮЗа). Понятно, что в спектакле-фантазии, спектакле-стихотворении прерываться не хочется, но острота восприятия-то, та же легкость, снижается. Может быть поэтому первый эпизод – собственно, «Метель» - выглядит убедительнее и ярче.

Мой рейтинг 8/10

Автор: Михаил Гундарин

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!