Найти в Дзене
Краснобай

Укулеле и русские Гавайи

Есть такая гавайская народная балалайка – укулеле называется. Это как гитара, но только детская – размер вполовину меньше, функционал только на 4 струны. Придумана якобы каким-то американским заплывшим музыкантом в конце 19-го века.

Говорят, этот музыкант играл на той бабалайке просто феноменально. Он так ловко перебирал пальцами ее струны, что его так и прозвали – укулеле, что в переводе с местного языка означало "прыгающая блоха". Впоследствии это прозвище перешло и на инструмент.

Но вот тут сразу возникает вопрос: а что, где-то бывает блоха не прыгающая? Я, конечно, не энтомолог, но я всегда привык считать: если есть блоха – она прыгает по определению. И эту функцию для нее отдельно прописывать не надо. С таким же успехом можно уточнять, что вода – мокрая.

Опять же, американцы очень честолюбивы. Особенно когда речь заходит о России и русских - вот тут их хотдогами не корми, а дай русских куда-нить в чулан задвинуть. Потому что американцы – они же исключительные. Все изобретения мира принадлежат только им. Они - во всем первые. Они - круче всех. А если кто-то окажется в чем-то первее и круче их – того отменить немедля. К чертовой американской матери.

Хасбулат удало-о-ой / By the dawn's early light...
Хасбулат удало-о-ой / By the dawn's early light...

Я это к чему все. Первыми европейцами, которые начали вести какую-то хозяйственную деятельность на Гавайских островах, были не американцы. И даже не британцы. Это были… кто бы вы думали? – русские! Да-да, именно русские – служащие "Российско-американской компании". Известно, что эта компания имела свои фактории на территории нынешних Аляски и Калифорнии, но мало кто знает, что они и на Гавайи заходили – делали там техническую остановку на пути из Форт-Росса в Ситку.

На острове Кауаи служащие этой компании построили Елизаветинский острог (ныне Форт-Элизабет). Ну как построили – там просто один из кораблей компании в 1815-м году потерпел крушение, вот выжившим ничего и не оставалось, кроме как строить какую-то крепость, склады, причал и др. Ну и заодно как-то кормиться – рыбу, там, ловить, охотиться. Опять же, с местными как-то торговать.

А кораблекрушение – дело крайне опасное. Особенно в начале 19-го века. И особенно – в дальних гребенях, о которых никто не слышал. А там же как получается – кто-то погиб во время крушения, его выбросило на берег. А кто-то поначалу вроде спасся, но потом скончался от ран и болезней.

А их же всех хоронить надо. И по-христиански. Кресты изготовить, гробы. Обряды правильные провести – например, отпевание. А как отпевать? Живым голосом? – Так нет его. У всех – ушной медвежит и хрипатое горло. С таким диагнозом это не отпевание, а богохульство какое-то выйдет. Не годится.

Нужно было хотя бы какое-то музыкальное сопровождение. И вот тут кто-то из наших моряков соорудил из местных деревях какое-то подобие гуслей. Натянул там четыре струны, настроил, положил на колени, разучил мелодию и… процесс пошел!

Идут, значить, наши моряки по острову Кауаю, несут на плечах гробы с усопшими, поют "Со святыми упокой", и им там, значить, на гуслях подыгрывают – чтоб с мелодии не сбились. А местные обуригены смотрят на сию мистерию, тычут пальцами и спрашивают – мол, чего это у вас? А им и отвечают: да вот, мол, околели (ну не кончал народ академиев тогда).

Околели… Вот примерно в таких условиях и появилась гавайская балабайка "укулеле" - а не то, что там американцы напридумывали. Кстати, в пользу русской версии свидетельствует еще одно обстоятельство – рядом с островом Кауаи есть практически голый остров Ниихау. Там нет ни растительности, ни воды – ничего…Николай, Иван, Харитон, Ульяна, Яков. Внимание вопрос: а вы уверены, что Ниихау – это какое-то местное слово, а не русское?