Найти в Дзене
Человек и медиа

Новая форма театра

Оглавление

Театр как искусство не консервативен. Он развивается и приспосабливается к новым реалиям. Как сказал главный художник театра имени Лермонтова Владимир Кузель:

"Система Станиславского - не догма."

Театр - медиа

Рассмотрим театр в его изначальной функции - медиа, то есть как способ передачи информации. В такой форме он устарел ещё в эпоху Просвещения. Одна книга может захватить больше людей, чем зрительный зал. Что говорить про нашу эпоху Интернета. Театр умер как медиа, но остался жив как новая форма.

Новая форма

Эту форму можно назвать "театр". Под этой формой я предполагаю способ передачи "живых эмоций", коммуникацию зрителей, поиска вдохновения создание статуса и престижа зрителя. Можно сюда добавить культурное просвещение, однако, сейчас этим занимается медиа пространство. Об этом подробнее поговорим в следующих статьях.

Передача "живых эмоций"

https://pin.it/QpXH2jmGV
https://pin.it/QpXH2jmGV

"Я всегда захочу прийти и посмотреть на живого человека." - Рауф Хабибулин, актёр театра имени Лермонтова

Недавно я ходил на постановку театра имени Лермонтов - "Мой папа - Питер Пэн", которая проходила на малой сцене. Во время просмотра я ощущал физическую близость с актёрами, которая переросла в духовное единение. Я сидел на первом ряду и мог коснуться их, не вставая с места. Передо мной ходили живые люди со своими чувствами и переживаниями. Я страдал и радовался вместе с ними. У меня было желание выбежать на сцену и помочь им что-то исправить в жизни. И я мог это сделать, потому что они были рядом. Этим и хороша малая сцена. На мой взгляд, на большой сцене нет этой интимной обстановки. Но даже там с задних рядов зритель вскочит с места и крикнет: "За ширмой убийца!". Ради этого единения и приходят в театр.M

Коммуникация зрителей

Matt Humphrey - «Curtian call: a year backstage in London theatre»
Matt Humphrey - «Curtian call: a year backstage in London theatre»

"Театр начинается с вешалки" - К. С. Станиславский

Театр - публичное место, а, значит, в нём происходит коммуникация людей. Капельдинер проверяет билеты, гардеробщик забирает одежду, буфетчица принимает заказ, друзья обсуждают постановку в антракте, молодые люди знакомятся друг с другом, делятся впечатлениями, договариваются о новой встрече. Это очевидная коммуникация.

Неочевидная коммуникация происходит между актёром и зрителем. Про это говорил Станиславский, назвав этот процесс "излучение и влучение". Актёр "излучает" мысль и "живые эмоции", а зритель "влучает" их, то есть принимает. В свою очередь, зритель с места "излучает" своё отношение к действию на сцене. Так и происходит их взаимное общение.

Создание статуса и "престижа" зрителя

«Аudience in Elegant Boxes at La Scala Opera House» - Alfred Eisenstaedt
«Аudience in Elegant Boxes at La Scala Opera House» - Alfred Eisenstaedt

С восхищением относятся к тем людям, которые интересуются культурой и искусством. Да они и сами так себя ведут, рассказывая, что вчера ходили на такую-то постановку с каким-то известным только им режиссёром и актёрами, потратили половину зарплаты или ходили в музей на выставку известного художника. Нам нравятся такие люди, мы завидуем им. Мы думаем, что они умнее, лучше нас. Мы идём в театр, например, сидим на постановке, смысл которой нам мало понятен и потом рассказываем знакомым о гениальной постановке с известным режиссёром, имя которого прочитали в "программке". Можно радоваться, мы создали себе престиж культурного человека, сходив на один спектакль. И это не плохо, это просто есть.