Найти тему
KinoGeek

"Медведь": почему это лучшая трагикомедия десятилетия? 10 плюсов сериала

Оглавление

"Медведь" - пожалуй, главное стриминговое открытие последних нескольких лет. Незамысловатое шоу от FX, промо-материалы которого не предвещали ничего оригинального, превратилось в откровенное авторское высказывание насчёт проблем личного характера и поиска самоопределения в этой хаотичной реальности. С первого же сезона сериал заслужил почести критиков и зрителей, а многочисленные телевизионные премии, вроде того же "Эмми", обласкали "Медведя" номинациями и наградами за лучший сериал года. Совсем скоро на Hulu и Disney+ стартует третий сезон всё ещё не известного в широких кругах сериала. И в преддверие этого разберём, за что та немногочисленная аудитория так сильно полюбила "Медведя", и почему это шоу можно назвать лучшей трагикомедией десятилетия в сфере стриминга. Приятного прочтения!

Баланс между юмором и драмой

Как давно стриминги выпускали такой проект, который заставлял бы зрителя нервно стискивать зубы или смахивать с ресниц слёзы после сумасбродных или излишне комедийных моментов? Два сезона "Медведя" смогли нащупать грань между карикатурной буффонадой и сентиментальной драмой: каждый эпизод снят в своей собственной манере стиля, а повествование переходит от уморительно смешного взаимодействия между персонажами на внутренней кухне ресторана к их умопомрачительному глубинному раскрытию. Столь незаметного контраста между уморительными перепалками и нагнетанием психологических проблем из прошлого героев удалось достичь благодаря сразу нескольким факторам. Каким именно?

-2

Великолепная режиссура

"Медведь" не пытается быть гламурной, стерильной и прямолинейной историей: весь сериал - набор чередующихся сюжетных линий, обрамлённых в потрясающую художественную оболочку. Режиссёры шоу, в лице Кристофера Сторера, Айо Эдебири, Рами Юссефа и Джоэнны Кало, экспериментируют с жанрами, играются с операторскими ракурсами и мизансценами и проявляют свою откровенную симпатию в сторону однокадровых пролётов. Так, одна из серий первого сезона сериала представляется непрерывной двадцатиминутной перепалкой между поварами на кухне, перерастающей чуть ли не в полноправный словесный экшен и закольцованную беготню из точки А в точку В. Постановщики не хотят делать "Медведя" по шаблону: что добавляет шоу плюс ещё одно очко в копилку достоинств

-3

Открытие новых звёзд

В "Медведе" присутствует множество камео и полноценных ролей у уже известных широкому кругу зрителей актёров: Джон Бернтал (появляющийся во флэшбеках в качестве почившего старшего брата протагониста), Уилл Поултер, Боб Оденкёрк, Джейми Ли Кёртис, Оливия Колман, даже Сара Полсон. Но больше всего шоу впечатляет именно "молодыми" талантами: для Джереми Аллена Уайта "Медведь" стал вторым бустом после завершения "Бесстыжих", Эбону Мосс-Бакраку сразу же выпала возможность участия в крупной медиа-франшизе (речь идёт про киновселенную Marvel и образ Существа в "Фантастической четвёрке"), а Айо Эдебири пророчат большую и очень перспективную актёрскую карьеру. Порции популярности также получили Лайонел Брос, Мэтти Мэтисон и Эбби Эллиот. Шоу открыло множество новых имён в мире кино: что, по-своему, просто прекрасно

-4

Реалистичная рабочая обстановка

Основная причина, благодаря которой зритель зацепился за первые эпизоды "Медведя", - это самый откровенный пейзаж напряжённой обстановке на кухне. До шоу FX кинематографическая рабочая атмосфера позиционировалась авторами слишком приукрашенной и дружественной, в то время, как в "Медведе" медленно стирается грань между реальностью и выдумкой: операторы будто бы действительно снимают документальное шоу о кухонных проблемах. Нагнетающий саспенс, летающая по помещению посуда, галдёж поваров, извечные перекрикивания, нервные срывы: всё это близко знакомо каждому, кто хоть раз работал в сфере обслуживания клиентов

-5

Углубление в психологизм

Поначалу "Медведь" кажется лёгкой и не обременённой лишними морализаторскими нравоучениями комедией, но чем дальше в дебри леса заходит история, тем больше сюжетных развилок и ответвлений она получает. Основной нарратив сериала, начиная со второй половины первого сезона, строится на повсеместном и чувственном раскрытии характеров героев. Психологические проблемы и травмы прошлого преобразовываются в визуальные метафоры, а определённое ментальное состояние того или иного персонажа символизируется точной цветовой гаммой

-6

Визуальные решения

"Медведь" богат на самые деликатные и изысканные технические приёмы в истории современного стриминга. Каждый эпизод сериала экспериментирует с визуальным тонусом, уходит в бешеную разноцветную энергетику или приземлённую, будто бы холодную и лишённую лишних положительных эмоций атмосферу. Экспрессия "Медведя" буквально является отдельным персонажем истории шоу: экспериментальные операторские ракурсы, заигрывания с цветами, многочисленные символы и олицетворения, являющиеся персонажам в виде сюрреалистичных сновидений. Шоу смогло нащупать тонкую нить между графоманством и чистым, технически-созерцательным искусством

-7

Такие близкие зрителям экзистенциальные проблемы

Каждый герой "Медведя" так или иначе сталкивается с проблемами экзистенциального кризиса. Например, главный герой шоу, профессиональный, но от того не менее зажатый повар Кармен (Аллен Уайт), страдает от детских травм и пытается оправиться после самоубийства старшего брата, так и не находя грань между призванием и истинным счастьем. Его верная помощница, Сидни (Айо Эдебири), боится смотреть в будущее и жестоко переживает гложущие разум мысли о возможном провале. Или кузен Кармена, Ричи (по совместительству лучший друг старшего брата главного героя), ищущий своё предназначение в этом хаотично меняющемся мире. Каждый герой "Медведя" проходит важную в контексте реализма сюжетную арку: приходя или не проходя к определённому балансу и ментальной гармонии

-8

Значение имеет каждый персонаж

Каждый герой, так или иначе появляющийся на кухне ресторана Кармена, важен в контексте истории или продвижения арки определённого сюжетного персонажа. Например, некоторые эпизоды второго сезона шоу практически полностью выделены под линии второстепенных героев: кто-то беспокоится о грядущей смерти горячо любимой матери, кто-то боится не справиться с возложенными на него обязательствами, а кто-то тяжело переживает мучительный кризис среднего возраста. Шоураннеры "Медведя" сделали всё для того, чтобы зритель запомнил имя каждого фигурировавшего на экране героя

-9

Нелинейное повествование

С первого же эпизода "Медведя" повествование начинает идти по наклонной, умудряясь при этом не соскальзывать: многочисленные флэшбеки чередуются с линией настоящего, а ментальные загоны главных героев являются в виде отрывков или коротких видений из прошлого. Одна из серий, к примеру, полностью посвящена празднованию Рождества в семье Карми: гротескная комедия, олицетворяющая все "прелести" семейного быта, медленно перерастает в напряжённую драму, сдавливающую разум нотками эфемерного саспенса, возникающего из-за нервных перепалок между родственниками. Эта сцена является ведущим звеном к продолжению нити настоящего, которая, в дальнейшем, переходит к ещё одной нити прошлого. Именно с помощью этого приёма авторы и рисуют более многогранный и обширный внутренний портрет своих героев

-10

Это не полноценный фуд-порн. Это нечто большее

"Медведь" - в первую очередь кулинарное шоу, а все внутренние проблемы его персонажей исходят из конфликтов на кухне. Но гламурная эстетика показа изысканных кулинарных блюд является зрителям не просто ради красочных сцен или вызова чувства голода: как и визуал, еда в "Медведе" - отдельный сюжетный персонаж, со своей весомой сюжетной функцией и определяющей характер героя ролью. Так что в конце концов окажется, что молекулярная кухня переоценена, а из местного стрит-фуда может родиться нечто более великое и восклицательное. Авторы "Медведя" намекают своему зрителю, что приготовление еды - искусство в чистом его виде. А кто-то желает возразить?

-11