Как китайцам удаётся делать так дёшево и в нужные сроки?
Начну с ответа на этот вопрос, потому что именно с проблемой соблюдения установленных сроков от заказчика мы были вынуждены совершить путешествие в промышленную глубинку Китая - славный и безвестный среди туристов город Тайчжоу.
Если вам когда-нибудь приходилось что-нибудь заказывать в Китае, и это стоило дёшево, вы, вероятнее всего, сталкивались с проблемами качества или сроков изготовления и поставки, или и с тем, и с другим в одном флаконе. Когда я говорю про дешевизну, я имею в виду, что предложение значительно дешевле аналогичных на рынке.
Что мы заказывали в Китае
Работала я на предприятии, которое изготавливало автомобильные компоненты из пластмасс. Была там и сборочная линия, где собирали некие узлы для автомобилей "Лада Калина" производства Автоваза. Завод, на котором я работала, входил в состав группы компаний, и некоторые решения принимались в управляющей компании. В частности, заказ оснастки для изготовления нескольких компонентов для автоконцерна "Форд" был совершён неким сотрудником той самой управляющей компании, который нашёл возможность изготовить их дёшево и сердито, то есть в сжатые сроки. Российская компания, где завод размещал заказы на изготовление пресс-форм и дополнительных устройств для обрезки деталей, не мог взять наши заказы с тем сроком изготовления, который требовался заводу. Вернее, это требование исходило от компании "Форд" под план выпуска новой модели автомобиля "Форд Фокус".
Сроки изготовления оснастки в Китае стали проблемой
Китайцы очень хороши в обещаниях. Они здорово умеют динамить, говоря, что всё хорошо, всё в процессе. Если не поехать на место и не попытаться своими глазами увидеть, что, где и на какой стадии производства находится, можно очень долго пребывать в иллюзиях.
Выдувка изделий из пластмасс
Пресс-формы, которые были заказаны в Китае, были для выдувки. А это означало высокие требования к допускам. То есть размеры готовых изделий должны были иметь минимальные отклонения от эталона. Для изготовления пресс-форм высокой точности требуются высококачественный металл, высокоточное оборудование, а также нужны квалифицированные опытные специалисты:
Компания-посредник
На месте мы узнали, что китайская организация, с которой у завода был подписан довор на изготовление заказа, своей производственной площадки не имела. Был у них офис и несколько инженеров.
Вот такой замечательный офис, состоящий из одного пространства без перегородок.
На фото выше вы можете видеть стол для переговоров и совещаний, а на переднем плане образцы деталей экстерьера автомобиля.
Китайское гостеприимство
В этом плане, ездить в командировки в страны Азии приятно. Встречают, как говорится, хлебом-солью, то есть арбузами, манго и фейхоа:
После окончания рабочего дня по китайскому времени, нас каждый раз приглашали на ужин, уточняя при этом, какую кухню предпочитаем - местную или европейскую. Однажды мы сглупили и сказали, что хотели бы попробовать местной кухни - никому так делать не советую.
Про местную китайскую еду имеет смысл рассказать отдельно. Впечатления от неё у меня были невероятно яркие и остались очень надолго. Между прочим, если вы заметили в подписи к фото, молодой человек на этом снимке - директор той самой компании, с которой у завода был контракт. Он почему-то всегда носил какие-то задрипанные футболки. Может, под Билла Гейтса косил? Ну, и вообще, видимо, под американских долларовых миллиардеров. Драная футболка и потёртые джинсы - это же стиль американских богачей, возглавляющих список журнала Forbes, верно, друзья? А вы какую одежду носите? Кому подражаете?
Компания называется JY-MO Design & Moulds Co. LTD. Вот такие таблички сфотографировала там:
Отставание от сроков и цеховые условия
Еда и гостеприимство - это, конечно, замечательно, но приехали мы туда с целью проверить, на какой стадии находится изготовление пресс-форм и дополнительных обрезных устройств, а с этим дела обстояли не очень хорошо. Оказалось, что все заказанные нашим заводом пресс-формы находились на разных производственных площадках. На следующем фото одна из них:
Металлическая стружка на полу и слабое освещение рабочего пространства - вот только два аспекта, которые бросились в глаза. Возможно ли в таких условиях изготавливать пресс-формы со строгим допуском?
Нас провезли по всем производственным точкам, среди которых были две или три гаражного типа. Вот так выглядела одна из них:
Если бы представитель компании "Форд" увидел это, контракт с нашим заводом на поставку им воздуховодов, для производства которых требовались новые пресс-формы и обрезные устройства, был бы отозван. Это, мягко говоря, недопустимо, чтобы высокоточная оснастка для производства выдувных автокомпонентов для автомобилей "Форд" изготавливалась, шлифовалась, или в ней что-то сверлили в таких условиях. А она изготавливалась. О, как же стыдно мне было смотреть в глаза представителю по контролю качества поставщиков компании "Форд", когда он бывал у нас на том заводе, где я тогда работала. Ему ни в коем случае нельзя было знать о том, что оснастка изготавливается в Китае. Я уже не говорю об этих вот условиях производства. Дёшево настолько, что может рассердить качество.
А вот цех получше, но тоже не "Европа":
Освещение в рабочем помещении оставляет желать. У входа стоит веник, и полы выглядят подметёнными. Дёшево, поэтому изготовление оснастки тут дешёвое.
Так выглядит помещение внутри:
По сравнению с предыдущим местом, здесь не так грязно и в целом больше порядка, но это всё равно не тот уровень, который соответствует требованиям компании "Форд".
Металлическая стружка везде вокруг. Зато дёшево.
А эти штуки просто случайно попались мне на глаза на улице:
Побывали мы и на нормальном предприятии, где всё, как в Европе - чистота, порядок и... та-дам, график производства, заполненный на полгода вперёд. Захочешь разместить у них заказ, становись в очередь!
Нормальный китайский завод по европейским стандартам
Цены на изготовление оснастки там, конечно же, выше и уже аналогичны тем, по которым мы заказывали оснастку в известной российской компании. А если в соседней области можно сделать за те же деньги, при этом не ждать времени на доставку и не тратиться на эту самую доставку и растаможку, зачем тогда заказывать в Китае, правда, друзья? То есть нормальное китайское качество в деньгах стоит даже дороже хорошего российского.
В таких условиях делают то, что у нас принято называть "заводской Китай".
Никаких веников по углам и никакой стружки, клочков бумаги и ветоши на полу. Чистота и порядок.
Напоминаю, стоимость размещения заказа и сроки изготовления на данном предприятии будут совсем другими. График производства на этом заводе забит полностью. Свободных окон нет.
Китай бывает разный, и я смогла убедиться в этом своими глазами.
В завершение этого очерка я добавила короткий видео-обзор офиса компании JY-MO. Снято оно было в какой-то праздничный день в Китае, когда вся страна должна была отдыхать. Наши партнёры работали, потому что у них с контрольным визитом были мы.
Подробнее о городе Тайчжоу и об особенностях той китайской командировки рассказываю здесь:
Продолжение следует. Если интересно, подписывайтесь и нажимайте на "колокольчик" на главной страничке канала. Не забудьте поставить лайк - это важно для развития канала.