Идеи строительства первой ветки московского метрополитена зарождались ещё в конце ХIX века, когда в 1875 году было предложено связать Курский вокзал и Марьинскую рощу подземным сообщением, попутно пересекая Лубянскую и Пушкинскую площадь. Тогда от этой идеи отказались в ввиду экономической нецелесообразности, и вновь вернулись только спустя почти 50 лет.
Изначально первые попытки создания организации, которая бы занялась строительством подземки, начались в 1923 году, когда президиум Моссовета под председательством Каменева Л.Б постановил начать переговоры с иностранными компаниями, по привлечению их к строительству московского метрополитена. Тогда это постановление выполнено не было, в первую очередь из-за того, что Каменев был задержан и расстрелян по обвинению в участии в деятельности «Троцкистско-зиновьевского объединенного центра».
Спустя только 8 лет, понимая всю важность проблемы доступности транспорта для жителей Москвы, на заседании Пленума ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства первого в СССР метрополитена, с присвоением данной стройки статуса ударной и обеспечением её в первую очередь ресурсами, оборудованием и материалами.
Перед началом строительства никто не мог предположить, с какими трудностями могут столкнуться инженеры и рабочие в ходе выполнения задачи партии. Так первый участок было решено начать во дворе жилого дома по улице Русакова, дом 13. Строительство решили вести Парижским способом – это когда тоннель роется на небольшой глубине и затем укрепляется буртовым камнем у оснований. Применение других способов в центре города с интенсивным движением было просто на просто невозможно. В день начала строительства во двор вышеуказанного дома пришло 7 человек, им выдали по лопате, полушубку и по паре валенок, после чего рабочие приступили к выемке грунта. Качество работ оставляло желать лучшего, так как квалифицированных кадров катастрофически не хватало, что в конце концов не раз могло привести к трагедии. Так в один из дней рабочие наткнулись на плавун, который привел к резкому затоплению выкопанного тоннеля, и повреждению фундамента близлежащих домов. В дальнейшем данный участок тоннеля было решено закрыть, и он так и некогда не стал частью московской подземки.
Первые линии от станции «Сокольники» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка Культуры» строились также Парижским способом, в довольно экстремальных условиях. Ведь Моссовет категорически запрещал отключать близлежащие дома от каких-либо коммуникаций. Строителям первоначально приходилось сначала «вывешивать» здания, после чего перекладывать коммунальные линии и только после этого приступать к выемке грунта. Работы проходили в крайне экстремальных условиях и с довольно острым дефицитом профессиональной рабочей силы и инженеров. По зову родины на строительство подземки было мобилизовано около 60 тыс. человек со всей страны, и людей, работавших хотя бы в шахте, из них было порядка 10-15%. Несмотря на все трудности и испытания, героически извлекая тонну за тонной грунта, в довольно сжатые сроки, 15 октября 1934 года удалось пустить первый пробный состав по линии «Сокольники» - «Комсомольская», что является абсолютным мировым рекордом в скорости строительства. Однако качество работ, опять же оставляло желать лучшего. Постоянные затопления тоннелей в виду близости речушек, множество гуляющих плавунов, приносило угрозу для безопасной массовой эксплуатации метрополитена, и первые пассажиры спустились в подземку только 6 февраля 1935 года. А 22 апреля 1935 года в подземку уже могли спускаться все желающие.
Несмотря на все проблемы, проявившиеся при строительстве метрополитена, данная стройка довольно быстро подняла представление об СССР во взглядах западных стран. Ведь после стольких лет кровопролитных войн, довольно молодое государство берет, и в кратчайшие сроки производит то, на что у других государств уходило десятилетия. Множество рабочих и инженеров получили уникальный опыт, который в будущем помог им при осуществлении строительства других масштабных проектов. Ну и самое главное, наконец то была решена многолетняя проблема транспорта для Москвичей.