Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Когда в детстве заставляли общаться с токсичными людьми и что получилось потом

Клиентский случай. Печатаю с разрешения.

Ко мне обратилась девушка, 28 лет. Назовём её Ксения. Проблема у неё, как она считает, социофобия. Выражается это в следующем: сложности в том, чтобы здороваться с людьми, люди с ней не здороваются в ответ, сложно заставлять себя поздравлять родственников с праздниками, юбилеями. И ещё интересный момент: к клиентки подлипали люди с откровенно паразитическими наклонностями и требовали регулярного общения и различных услуг. Она шла у них на поводу, что её выматывало и опустошало.

Стали мы выяснять, в чём дело. Ксения вспомнила последний случай. Так как она фотограф, соседка, изменяющая мужу и ищущая любовников, требует от неё фотосессий. Бесплатно. Бывает, за это чашку кофе нальет или пакетик орехов даст. А ещё она Ксении душу изливает, да так, что девушке потом плохо, никаких сил не остается. А соседка постоянно обижается, что Ксения ей не звонит, сама же не звонит почти никогда. Но любая встреча в лифте или телефонный разговор начинаются со слов: "Ксюша, как ты могла меня бросить?! Не звонишь, не пишешь. Я же волнуюсь"

Я попросила Ксению вспомнить последний раз, когда она приняла решение звонить этой соседке или встретиться с ней. Ксения вспомнила последний случай. Перед звонком её охватило очень неприятное чувство, выражалось оно в сжатии в животе, давлении во лбу и задней части шеи, слабости в ногах и ощущении, будто кто-то за горло схватил. (Так много ощущений - признак повторяемости схожих по сюжету травматических событий. Было не одно, а , по крайней мере, 4-5). Обычно в таком состоянии Ксения проводила часа три или более, пока не становилось невыносимо. Тогда она звонила неприятному ей человеку.

Я стала выводить Ксению из слияния с её травмированными частями, чтобы потом помочь ей с ними поговорить. Самой яркой частью было ощущение, что схватили за горло. Образ этой части был "телефонная трубка". Мы с ней поговорили. Выяснилось позитивное намерение этой части: она заставляет клиентку общаться с людьми, чтобы она не сошла с ума и не оказалась в интернате. "Неожиданно" - возможно, скажете вы. И я так тоже подумала.

Мы попросили часть показать и рассказать о том, как она появилась. Ксении стало некомфортно, страшно и неуютно. Пришлось это состояние "продыхивать" по особой технике. Воспоминание Ксения просмотрела. Там было следующее: мама заставляла её общаться с одноклассниками, звонить им. Она обосновывала это так: если Ксюша не будет себя заставлять общаться, её застенчивость возьмёт верх. Она поглотит Ксению, у неё разовьётся шизофрения. Мама показала ей картинки из книжки, где у пациента с шизофренией эффект симптом капюшона.

Положительное намерение той "части", которая имела образ телефонной трубки оказалась "Не допустить развития шизофрении у Ксении".

вот такой картинкой мама пугала дочь. Выглядит, как Джейсон Стэйтем

Мама была авторитетная, медсестра в больнице общего профиля. Она регулярно находила признаки начинающихся психических расстройств у дочери*.

Она также заставляла Ксению звонить бабушке по папе, женщине с токсичным поведением. Ксения ей звонила, потому что та того требовала от её родителей. Но в этих разговорах от бабушки было много холода, высокомерия, презрение. Приходилось принижаться, чтоб "заслужить" её благосклонность. Именно на это маленькую Ксюшу невольно тренировали родители. (Потом друзья уже взрослой Ксении отмечали "Ты о себе приниженно говоришь часто. Почему?". Но она этого не замечала). Конечно, девочке было плохо после этих звонков, раз за разом. Но ситуация повторялась примерно раз в неделю до её взросления. Её заставляли в детстве общаться с токсичными людьми. Писать письма родственникам в другие города. Эти родственники не хотели общения с семьёй Ксюши. Но у девочки не было выбора. Непонятно, что было в голове её родителей. Ксения научилась не чувствовать боль от этого общения. Её травмированные "части" психики причиняли ей боль сами, ещё большую, чем неприятные люди. Так бессознательное старалось её заставить с ними общаться, чтобы Ксения "не сошла с ума" (эта установка была дана матерью).

Воспоминания шли одно за другим. На одних Ксения плакала, на других испытывала даже ярость.

Работу с этой травмой мы провели в две сессии. Между ними Ксения наполняла ресурсом своего внутреннего ребёнка. На второй сессии мы исцелили пять травмированных частей внутреннего ребёнка.

После второй сессии Ксения сказала: "Мне легко стало! Я больше не чувствую долженствования общаться с неприятными людьми". Она рассмеялась: "И я понимаю, что общение с ними не спасало меня от "шизофрении". Оно наоборот мне вредило"

____________________________________________________

*Это распространено в семьях, где родители-нарциссы. Не имея никакого отношения ни к психиатрии, ни к клинической психологии, они ставят своему ребёнку "диагнозы". Цель этого - отвести "огонь от себя. Выглядеть нормальными в своих собственных глазах. Поэтому они проецируют на ребёнка "ненормальность".

Автор: Александра Глебова
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru