Является ли татуировка признаком психологического расстройства?
Чаще под татуировкой можно обнаружить определенную травму. Индивидуальную или коллективную травму которую человек перепроживает через тату.
Татуировка всегда символична и несет в себе определённые смыслы, даже если человек не признает этого.
Данное явление возникло в человеческой культуре под влиянием определённых обстоятельств. Отсутствия свободы, контроля над своей собственной жизнью, как социальный паспорт (возможность рассказать о себе через рисунки на теле).
У такого явления как тату, очень большое культурное наследие. Которое несет в себе множество смыслов.
Даже в современном мире когда татуировку можно отнести к веянью моды, параллельно с этим она сохраняет более поздние социальные составляющие.
Татуировка несет в себе переплетение личных и культурных смыслов, даже если их трудно признать без дополнительного исследования своих стремлений.
В индивидуальном проявлении человека за татуировкой часто наблюдается травма. Определенное психоэмоционально насыщенное событие которое повлияло на человека в том как он относится к себе и какие способы адаптации в мире использует.
Одним из ярких признаков травмы является наша способность причинять себе боль. Особенно если это по-настоящему не вынужденно, а мы добровольно идем в это. Как подвиг или жертва. И в этом всегда есть глубокий смысл, зачем нам это нужно.
В современной культуре татуировка стала очень распространенным "аксессуаром". И многие набивают рисунки под влиянием эмоционального порыва, но и за этим порывом, есть более глубокие личные смыслы.
Так же татуировки используют как способ перекрывания шрамов после оперативного вмешательства или травм. И это очень хороший, наглядный пример как татуировка становится способом перепроживания и частью процесса исцеления травмы.
И мы не можем называть это психологическим нарушением, это способ прожить травму, принять ее и полюбить себя поле. В более скрытом психологическом процессе происходит похожая динамика.
Вдохновляясь другими людьми, имеющими тату на теле или определенными направлениями, участники которых создают тату на своих телах, мы попадаем под влияние такого социального влияния татуировки как причастность или идентичность.
Тату очень часто имеет в себе смысл определенной идентичности человека. Того с кем он себя идентифицирую и к какому кругу людей относит.
Так же одна из исторически сложившихся предназначений татуировки контроль и управление.
Люди создающие татуировки на своем теле сами, символически возвращают себе контроль над телом. Ощущение и явное подтверждение, что тело принадлежит мне.
Если с нами случается событие, которое нас травмировало, особенно в детве, мы часто именно интуитивно, а не осознанно стремимся помочь себе в его исцелении. Мы не застреваем в травме в полной статичности, мы всегда совершаем определенные действия направленные на самопомощь. И татуировка может выступать таким способом.
Еще один более древний заложенный культурой смысл тату, рассказ об истории.
Возможностью рассказывать о себе и своих жизненных историях через рисунки на теле и один из способов коммуникации с внешним миром и раскрытие своего состояния.
Это и те истории которые причинили боль и радость, и те истории, что произвели наибольшее впечатление, и символическая история о себе. То каким именно человеком себя видит и ощущает.
Особенно этот исторический факт близок к мужчинам, поскольку часто сопровождается идеями о героизме. Древние герои рассказывали о своих подвигах через татуировки. И здесь снова мы видим переплетение идентичности и личностных переживаний.
Люди набивающие даже маленькие татуировки, все равно рассказывают тем самым о событиях и перепроживают определенное жизненное явление.
Сама по себе татуировка является результатом определенных эмоциональных переживаний, а не показателем психологических расстройств. Тату несет в себе смыслы, но они не всегда прямые и поверхностные.
Любая травма несет в себе ряд специфических адаптаций, но мы не можем при этом утверждать, что татуировка является признаком нарушения психологического здоровья.
Скорее наоборот, татуировка может быть внутренним способом саморегуляции и неосознанной помощью себе при определенных психологических переживаниях.
Почему неосознанной если человек сознательно на это идет?
Об осознанности можно говорить в тех случаях, когда человек видит долговременную перспективу жизни со всеми последствиями своего выбора, сделать татуировку. Это касается и здоровья физического и его планов на социальное развитие в дальнейшем.
И подходя к такому шагу осознанно человек способен увидеть истинные смыслы побуждающие его к данному шагу и это уже очень интересная встреча с собой.
С уважением к Вам, психолог, Ольга Бычкова!
Автор: Ольга Бычкова
Психолог, Супервизор, Телесный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru