Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Придумала я создать подборку статей, рассказывающих об основах для живописи. Без основы не бывает произведения, если только не чертить знаки в воздухе.
Эта статья станет в этой подборке первой. Рассказ об основах я начну с самого начала, с истоков — с появления у человека необходимости выразить себя через изобразительное искусство.
Основа - то, что является оплотом, фундаментом, она несёт на себе живопись или рисунок. И самую первую основу - поверхности камней и скал, на которых создавали свои творения древние люди, подарила нам природа. То, что мы знаем об их творчестве, то, что дошло до наших дней - было нарисовано, нацарапано и выбито на камне.
Камень-основа это поверхности скал, огромных валунов, своды пещер.
Читательница канала, Ursa, после статьи о запасниках и хранении специально сфотографировала для нас стену с изображением..."пляшущих человечков" эрмитажного Фондохранилища.
Спасибо ей огромное за идею для статьи и качественное фото. Здесь, на отполированном до блеска мраморе, строители постарались: сделали для нас рисунки более четкими и контрастными. А что на них изображено, и правда, можно только догадываться. На счёт одних рисунков учёным как-то удалось договориться, в отношении других — споры не затихают до сих пор.
Вспоминается сразу детская песенка "Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!" Да не простой человечек!
Это петроглиф - рисунок древнего человека, нашего с вами предка, жившего много тысячелетий назад. А первые петроглифы были созданы так давно, когда Древний Рим, Греция и даже Древний Египет ещё и на горизонте не намечались.
Петроглифы найдены во многих странах: Норвегии, Швеции, Финляндии, Испании, Франции, Австралии. Наскальное творчество распространилось по всему миру еще задолго до появления письменности.
В широком смысле "петроглифами" называют ВСЕ рисунки: и нарисованные цветными пигментами, и процарапанные острыми предметами. Термин "петроглиф" состоит из двух древнегреческих слов: πέτρος — "камень" и γλυφή — "резьба". В русском языке такие рисунки также называют писаницами — от глагола "писать".
По времени создания этих рисунков разброс тоже огромный. Первые наскальные рисунки в пещерах создавались начиная с эпохи верхнего палеолита — 20−40 тысяч лет назад! Удивительно, что и рисунки, сделанные в период Средневековья — всё это тоже петроглифы.
Множество таких рисунков находятся на скалах и камнях вдоль берегов рек. Наскальные изображения эпохи неолита – уникальные образцы первобытного творчества, отражающие воззрения и образ жизни древних рыболовов, собирателей, лесных и морских охотников Севера. Глубина выбивки петроглифов — от 1-2 мм до сантиметра (чаще всего не больше 3 мм), а их размер от нескольких сантиметров до четырех метров.
Древние люди, как правило, рисовали свои жилища, животных, сцены охоты, битв, обрядов.
Ученые до сих пор спорят, зачем люди создавали петроглифы. Доктор географических наук Алексей Григорьев писал:
"Петроглифы и их группы только на первый взгляд представляются некими бытовыми картинками. Однако во многом они являются знаковыми изображениями."
Ниже - лебеди, их так много! У одного из них на спине сидит птенец - они их так перевозят, как это трогательно!
Лебеди так прекрасны, что даже наши дремучие предшественники не устояли перед их красотой!
Или всё-таки устояли, но не устояли перед их вкусом? Очень подозрительные петроглифы под номерами 12, 13 и 14!
Петроглифы Карелии
Петроглифы на Онежском озере и Белом море (которые мы с вами рассматривали в современном исполнении на стене эрмитажного фондохранилища) открыл ученый из Санкт-Петербурга, Константин Гревингк.
В 1848 году он совершал "геогностическое путешествие" по Олонецкой губернии, в уездном Пудоже ему и рассказали о загадочных "резьбах". Он сделал первые зарисовки — от руки, на обычном листе бумаги. Изобразил два мыса, Бесов и Пери Нос-3, нанес фигуры, которые смог различить. Рисовальщик он был не ахти какой, разломы и трещины ему удались лучше, чем сами рисунки. Но ученый сразу понял, что эти выбивки — доисторические, каменный век.
Теперь они известны на всю Россию, а с 2021 года петроглифы Карелии входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Здесь около 4,5 тысяч рисунков: изображения птиц (лебеди), лесных зверей, людей и лодок. Размеры фигур доходят до 4 метров! Возраст петроглифов Онежского озера — 5–6,5 тысяч лет.
Самое популярное собрание карельских петроглифов находится на гранитном мысе Бесов Нос на Онежском озере.
Здесь на плоской скале выбито внушительное изображение "беса" — странной фигуры длиной более двух метров. У него квадратная голова, а туловище прямоугольное.
Справа и слева от "беса" ещё две фигуры: одна чем-то напоминает выдру, а другая — сома.
Вокруг расположены изображения поменьше: олени, лоси, люди в лодках, медведи. Учёные до сих пор не могут определить, что должны были означать эти фигуры. На археологической зарисовке в целом композиция мыса Бесов нос выглядит вот так:
По самой распространённой версии, это — древнее языческое святилище, где проводились жертвоприношения. Местные жители давно привыкли к соседству с петроглифами и считали их порождением "нечистой силы". Священнослужители Муромского Свято-Успенского монастыря, примерно в 15- веке поверх изображения триады выбили христианский крест — "дабы обезвредить нечисть".
Петроглифы Бесова Носа окружают многочисленные легенды. Например, среди онежских рыбаков есть поверье, что если "беса покормить", налив вина в трещины в скале, то улов будет богатым.
Не чужда была древним людям и фривольность. На плоских каменных плитах Онежского озера выбиты забавные изображения первобытной эротики: две фигуры (видимо, мужчина и женщина), которых художник запечатлел в "интересном" положении.
Есть животные, которые похожи на... Но ведь это не могут быть динозавры?
Пролетели века, тысячелетия... Человек сам начал создавать основу под свою будущую художественную деятельность.
Подготавливал деревянные доски и глиняные дощечки, ещё позже начал использовать основы тканые - пробовал разные растительные волокна, а также в качестве основы использовал папирус, бересту, пергамент, металл, стекло, картон и бумагу.
И вот, взяв в руки бумагу, которую можно было порвать, чуть потянув пальцами в разные стороны, человек задумался: "Как же я дошёл до жизни такой?!"
И он снова взял за основу для своего творчества камень! Да будет оно вечным! Следующая статья - про основы из камня и про живопись на камне, друзья. А пока прощаюсь с вами до скорой встречи!
Всем добра!