«Великое» детище американского танкостроения оказалось весьма уязвимым перед российскими снарядами: видео с горящими «Абрамсами» уже не раз облетали СМИ и телеграм-каналы. Но куда примечательнее, что броню этого танка без труда мог бы пробить даже советский фугасный снаряд, и отчасти это доказывают испытания, которые проводили сами США.
Ситуация, конечно, чисто гипотетическая, но почему бы не поразмышлять о том, что станет с «Абрамсом», если в него прилетит какой-нибудь ИСУ-152?
Мощная САУ Великой Отечественной
Осенью 1942 года появилась первая тяжелая самоходная артиллерийская установка Су-52. Боевое крещение она прошла в Курской битве, где успешно поотбивала башни немецким «Тиграм» и «Пантерам». После этого гаубицу-пушку МЛ-20С калибра 152 мм на танковом шасси прозвали «Зверобоем».
В 1943 году на базе танка ИС была создана ИСУ-152, которая позаимствовала всё лучшее от предшественницы и получила более мощное бронирование.
«ИСУ-152 — изготовленные со второй половины 1944 года на базе танка ИС-2 образца 1944 года получили лобовую часть корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки имел увеличенную толщину бронемаски орудия — с 60 до 90 мм и более вместительные топливные баки» — сайт «Музей победы».
В основном САУ использовалась для огневой поддержки наступающей артиллерии. Осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 массой 43,56 кг с 6 кг тротила не оставляли шансов ни пехоте, ни укреплениям.
«Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой», — пишет в своих мемуарах танкист Д.Ф. Лоза.
И нет сомнений, что и старым танкам, и современным «Абрамсам» было бы не по себе от попадания снаряда ИСУ-152.
Проверка на прочность
В 1988 году американцы провели испытания с целью узнать, что будет с танком при ударе фугасом. Использовались самоходные гаубицы М109, имевшие 155-мм снаряды с 6,62 кг взрывчатки. Стрельба проводилась по советским протоколам. В качестве мишеней выбрали бронетранспортеры М113, американские танки М48 и британские «Центурион».
Во время первого испытания выпустили 56 снарядов, и 67% целей были выведены из строя без прямого попадания (!). На втором этапе проверяли эффективность прямых попаданий, и выяснили, что наибольший урон наносит воздушный подрыв снаряда бесконтактными взрывателями. На финальной стадии соорудили окопы и траншеи и выпустили аж 2600 фугасов — танки в укрытиях полностью потеряли боеспособность.
Вывод таков: при попадании 152/155-мм снаряда шансов у бронетехники нет.
Фугас против «Абрамса»
Фугасный снаряд имеет всенаправленное действие, и при попадании в «Абрамс» он как минимум повредит электронику, приборы наблюдения, навесное оборудование и прочее, что временно выведет танк из строя. При худшем раскладе машина будет уничтожена.
Но многое зависит от места попадания. Самые слабые зоны — люк, механика и триплекс.
Если прилетит ближе к люку водителя, то механизм, скорее всего, заклинит, а сам военный получит контузию. При ударе по башне могут выйти из строя приводы наведения, прицелы и орудие, из-за чего танк утратит боеспособность. Даже в случае попадания в лоб, снаряд, пробивающий до 50 мм во всех направлениях, имеет шансы проломить тонкую броню верхней проекции корпуса.
А если задеть, к примеру, гидравлическую систему, может возникнуть возгорание жидкости, и тогда экипажу совсем не поздоровится. А вот при попадании в корму высока вероятность, что дело ограничится выгоранием боекомплекта и поломкой двигателя.
Крупнокалиберные фугасные снаряды — настоящий бич тяжёлой бронированной техники, концептуально созданной во второй половине 20 века и в многократно модернизированном виде сохранившейся до сих пор. И если с кумулятивными и подкалиберными снарядами конструкторы научились бороться, то перед фугасом танки всё еще уязвимы.
Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!